search
main
0

Из класса виден Альтаир

Школьники Новочеркасска на пилотируемом корабле отправились на Международную космическую станцию. Задача – выйти на расчетную орбиту и провести стыковку корабля «Союз-ТМА» с МКС. А на самой космической станции трудились три детских экипажа. Один из них для ориентации МКС выбрал звезду Альтаир в созвездии Орла. Пока в их руках – рычаги тренажеров, но завтра они, возможно, поведут в звездные путешествия настоящие космические корабли…

– «Дон», я «Сириус». Проверка систем закончена. К полету готов!» – доложил командир экипажа, в котором космонавты от 11 до 15 лет. Включается зажигание – корабль «Союз-ТМА» «уходит в космос».

Естественно, полет совершается в виртуальном режиме, но мониторы компьютеров, фрагменты фильмов помогают ощутить реальную атмосферу космического пространства. И это отнюдь не пустая забава, а серьезная учеба. В ней все – как у взрослых профессионалов космоса.

Рабочие места юных космонавтов – один к одному как в Центре подготовки космонавтов в Звездном городке. Кабина пилотируемого космического корабля «Союз-ТМА», кабина вертолета сопровождения – в натуральную величину. Все как на настоящих летательных аппаратах.

Местное конструкторское бюро на базе Южно-Российского технического университета уже 30 лет работает для космоса. Некоторое время назад КБ стало Донским филиалом Центра тренажеростроения. Как пояснил Валентин Шукшунов, генеральный директор центра, в Новочеркасске разрабатывают и производят практически все (около 90% выпускаемых в стране) тренажеры, на которых готовятся к полетам на орбиту не только российские, но и зарубежные космонавты.

Детишки, приходя на работу к родителям, и раньше крутились вокруг тренажеров космических аппаратов, сгорая от любопытства: как там все внутри устроено? Этот интерес взрослые решили направить в нужное русло.

Когда появилась информация о наборе в школу юных космонавтов, организованную при Донском филиале Центра тренажеростроения, от желающих не было отбоя. Взяли только отличников, твердых хорошистов и тех, кто регулярно в течение нескольких месяцев посещал специально организованные для детей занятия по физике, астрономии, географии и истории космонавтики.

В минувшем декабре состоялся зачет по теории. «Почему в космосе вода приобретает форму шара?», «Как изгнать пузырьки газа из жидкости, находящейся в невесомости?». Те, кто ответил на эти и другие непростые вопросы, получили допуск к полету. В их числе – Денис Городищев, Катя Тимакова, Виталий Кривчун – всего 12 счастливчиков. Из них сформировали пять экипажей. Один – под командованием 15-летнего Антона Айвазова, на корабле «Союз-ТМА» «стартовал» к космической станции. Три экипажа – «Сириус», «Сармат» и «Антей» – работали на космической станции, каждый в своем модуле. Вертолетом сопровождения спускаемого на Землю аппарата «управлял» 11-летний Александр Путилин.

«Обычно ориентацию станции изменяют по командам с Земли, – пояснял заместитель директора Донского филиала Александр Душенко. – Но поскольку программа обучающая, детям было дано задание сориентировать станцию по звездам». «Сармат» сориентировал ее по звезде Регул в созвездии Льва, «Сириус» отыскал звезду Альтаир в созвездии Орла, «Антей» – звезду Арктур в Волопасе.

Ручная стыковка корабля со станцией даже у бывалых космонавтов проходит не без тревог. Пришлось попотеть и юным командирам, прежде чем один из них доложил: «Есть касание! Есть захват!»

Однако самые серьезные испытания ждали ребят в завершающей части полета. Одна за другой стали возникать «нештатные ситуации». Например, в одном из модулей внезапно стал гаснуть свет. Заметив красный светодиод, сигнализирующий о неисправности, экипаж доложил: «Я – «Сармат». Обнаружил перегорание предохранителя на щитке, панель 430″. Предохранитель заменили.

Полет длился около трех часов. За это время ребята многое успели. По заданию с Земли они оценили экологическую обстановку близ Новочеркасска, где расположена ГРЭС. Провели мониторинг окружающей среды у Хабаровска, предварительно найдя место впадения реки Сунгари в Амур. И даже рассмотрели из космоса Манежную площадь в Москве. Кроме того, члены экипажей «выходили в открытый космос», чтобы выяснить причину неисправности солнечных батарей. И в конце концов благополучно «приземлились в заданном районе».

Увидеть, как школьники управляют космическим кораблем станцией, раньше можно было только в фантастическом кинофильме. А теперь – и в жизни. Стоит ли удивляться, что от желающих заниматься в центре даже во время каникул нет отбоя. Тем более необычные занятия ведут необычные преподаватели. Что такое космос, например, объясняет… инопланетянин.

О невесомости рассказывает летчик-космонавт Александр Серебров. Фильм сняли на борту космической станции и теперь показывают детям. «Закон всемирного тяготения Ньютон открыл после того, как на голову ему упало яблоко, – рассказывает космонавт. – Вот я его отпускаю, а оно почему-то не падает».

В невесомости, объясняют с орбиты школьникам, все по-другому. Жидкость не вытекает из стакана, потому что нет тяжести. Чай пьют из полиэтиленовых пакетов, а если вода пролилась, она летает, и ее можно ловить ртом. Космонавты принимают душ в герметичном отсеке, и льющаяся жидкость больше похожа на крем или гель.

Ребят не может оставить равнодушными то, что центр тренажеростроения и подготовки персонала активно работает на будущие звездные старты. Например, будущий корабль «Клипер» еще только готовится к космическим полетам, а в центре уже заканчивают компьютерные программы для подготовки его пилотов.

В новогодние праздники отряду юных космонавтов разрешили даже осмотреть цех опытного производства, в котором металл гнут, как пластилин, собирая космические аппараты.

«Когда первый раз мы анкетировали детей, которые пришли к нам, многие признавались, что они хотят быть менеджерами, юристами, финансистами. И только один ребенок сказал, что он хочет создавать космическую технику, – рассказывал генеральный директор Центра тренажеростроения и подготовки персонала Валентин Шикшунов. – Но после того как они поработали у нас полгода, 80 – 85% детей признались, что хотят работать здесь, создавать такие тренажеры».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте