В воскресенье завершился 70-й международный Каннский кинофестиваль. Россия получила на нем аж две важных награды.
учшая женская роль учшая мужская роль — Хоакин Феникс, учший сценарий — Йоргос антимос, ; инн Рэмси, учший режиссер Специальнй приз в честь 70-летия кинофестиваля рограмма «Особй взгляд»: — «Неподкупнй», режиссер Мохаммад Расулоф (Иран) учший режиссер учшая актриса риз FIPRESCI
Первая — Приз жюри, третья по значимости награда фестиваля — у «Нелюбви» Андрея Звягинцева. Картина о некрасивом разводе семейной пары, увиденный глазами их маленького сына. Как говорят критики, это одновременно и семейная драма, и метафора разложения страны. Фильм снят без поддержки Министерства культуры, и снова социальный (завершение трилогии, начатой «Еленой» и «Левиафаном»). С одной стороны это радует — в нынешних условиях цензуры и самоцензуры честное высказывание дорогого стоит, а с другой тревожит — наверняка, Звягинцева и его команду (назовем лишь сценариста Олега Негина и продюсера Александра Роднянского) опять ждет ушат грязи. Некоторые СМИ уже связали события, разворачиваемые в фильме, с отношениями Москвы и Киева, хотя сам Звягинцев настаивает, что «украинский мотив» – лишь фон его фильма о человеческом эгоизме. Что ж, доживем до проката «Нелюбви» (а он начнется уже 1 июня), посмотрим.
Другая ценная для страны награда — приз ФИПРЕССИ в программе «Особый взгляд» досталась режиссеру-дебютанту Кантемиру Балагову за фильм «Теснота» — истории о похищении и выкупе в Нальчике в 1998 году. Балагов — воплощение успешной педагогической работы самого известного нашего мэтра авторского кино Александра Сокурова, выпускник его режиссерской мастерской в Кабардино-Балкарском университете. Тема его картины тоже острая и неудобная, но необходимая для осмысления самих себя, своей новейшей истории, – память о кавказских войнах и понимание кавказского менталитета.
В этом году жюри Канн (а это Марен Аде, Паоло Соррентино, Пхак Чхан Ук, Фань Бинбин, Аньес Жауии, Джессика Честейн, Габриэль Яред, Уилл Смит, председатель – Педро Альмодовар), как пишут критики, решили раздать всем сестрам по серьгам. Наградили и молодых классиков — например, Софию Копполу за лучшую режиссуру не самого сильного фильма («Роковое искушение»), и авторов актуального гражданского кино – («120 ударов в минуту» француза Робена Кампийо о борьбе за права больных СПИДом получил Гран-при жюри), но и о высоком искусстве не забыли («Золотая пальмовая ветвь» досталась «Квадрату» шведа Рубена Эстлунда — сатире на современное искусство). Среди других интересных премьер Канн — остроумный триллер «Убийство священного оленя» от автора «Лобстера», грека Йоргоса Лантимоса и мрачная драма об отчуждении поколений «Тебя никогда здесь не было» Линн Рэмси. Впрочем, стоит смотреть все фильмы каннской программы. Некоторые из них, наверняка, будут показаны на грядущем в конце июня Московском кинофестивале.
Лауреаты 70-го Каннского кинофестиваля (основная программа):
Золотая пальмовая ветвь — «Квадрат», режиссер Рубен Эстлунд (Швеция)
Гран-при жюри — «120 ударов в минуту», режиссер Робен Кампийо (Франция)
Приз жюри — «Нелюбовь», режиссер Андрей Звягинцев (Россия)
Лучшая женская роль — Диана Крюгер, «Затемнение»
Лучшая мужская роль — Хоакин Феникс, «Тебя никогда здесь не было»
Лучший сценарий — Йоргос Лантимос, «Убийство священного оленя»; Линн Рэмси, «Тебя никогда здесь не было»
Лучший режиссер — София Коппола, «Роковое искушение»
Специальный приз в честь 70-летия кинофестиваля — Николь Кидман
Программа «Особый взгляд»:
Гран-при жюри — «Неподкупный», режиссер Мохаммад Расулоф (Иран)
Приз жюри — «Дочь Абриль», режиссер Мишель Франко (Мексика)
Лучший режиссер — «Ветреная река», режиссер Тейлор Шеридан (Америка)
Лучшая актриса — Жасмин Тринка, «Фортуната»
Приз FIPRESCI — «Теснота», режиссер Кантемир Балагов (Россия); «120 ударов в минуту», режиссер Робен Кампийо (Франция)
Спецприз конкурса за поэтичность в кино — «Барбара», Матье Амальрик (Франция)
Комментарии