search
main
0

Из истории коллективного способа обучения.

Я использую в своей работе коллективный способ обучения. КСО – такая форма организации учебного процесса, при которой обучение осуществляется в динамических парах, когда каждый учит каждого. В системе КСО пользуются принципом, известным ещё с античных времён: «Учи, учась (у своих учеников). Учи, обучаясь(у другого)».

– ввод делает учитель – ввод делает ассистент – групповой ввод – самоввод – самоввод с групповой консультацией учителя – для ввода, она же для взаимообмена       3) выполнение заданий части карточки («а»)           Таблица (своего рода опорный конспект).       Полная информация по таблице (сейчас это – учебник, справочная литература, первоисточники).       Вопросы к таблице различного уровня сложности.     1) тренирует а по вопросам карточки 3) читает у текст задания       Р «Экологические группы водных растений» для ов 10-12 лет по методике КСО (КВО) опубликована в №1 «Учительской газеты» за 1 января 2013 года.

Приёмы КСО использовали и развивали многие видные педагоги, в том числе Я.А.Каменский, отец Жирар, И.Г.Песталоцци. На эти приемы опиралась учёба у брахманов в древней Индии, Белл-Ланкастерская система в Европе и обеих Америках.

Принципиально новый шаг в развитии метода коллективного обучения сделал Александр Григорьевич Ривин. Названия метода были разные: «талгенизм», «сочетательный диалог» (или соцдиалог), «оргдиалог» – а суть была одна. Он ввёл в учебный процесс «организованное переменное диалогическое общение», т.е. общение в парах учащихся и упорядоченную смену этих пар.

В 1918 году несколько жителей небольшого местечка Корнин приехали в Киев, чтобы найти для своих детей квалифицированного педагога, который смог бы подготовить их детей за программу средней школы. А.Г.Ривин согласился, и таким образом попал в Корнин. Сначала он занимался всего лишь с шестью учениками, но вскоре потребовал включить в свою группу ещё около тридцати ребят. Ученики Ривина  работали в парах и очень редко работали группами (не более 20%). Учебные пары не были постоянными, напротив, их состав постоянно менялся. А.Г.Ривин этот принцип формулировал так: «Получил – передай, тебя научили – и ты тут же научи другого».

За 10 месяцев успели продвинуться в усвоении школьного курса больше, чем за 3-4 года. Все они успешно сдали экзамены за среднюю школу, окончили высшие учебные заведения и защитили диссертации.

1970 год – В.К.Дьяченко назвал этот метод «работа в парах сменного состава» (ПСС).

Затем А.Г.Ривин переезжает в Москву, где в 1930 году рождается объединение «Дикий вуз», который просуществовал около года и после признания комиссией достижений знаний был преобразован в Высшую техническую школу. Ривин, Вихман и другие организаторы оказались оттеснёнными. В январе 1941 года с 64-летним Ривиным и его методом знакомится Дьяченко.

После войны В.К.Дьяченко продолжает дело Ривина. Он создаёт концепцию исторических стадий учебного процесса.

Благодаря деятельности В.К.Дьяченко, а так же стараниям Д.Брейтермана, В.В. Архиповой, Ю.Г. Макаровой, научно-исследовательской фирме «Элиана» и многим другим, работа по освоению, применению и распространению методика Ривина оживает. НИФ «Элиана» разработала целый ряд методик коллективного взаимообучения (КВО).

Современным теоретиком КСО является Дьяченко Виталий Кузьмич: «Обучение есть общение обучающихся и обучаемых».

Коллективный способ обучения (КСО) или коллективное взаимообучение (КВО) организуется с использованием четырёх оргформ: индивидуальной, парной, групповой, коллективной, причём коллективная форма – ведущая.

В начале работы по данной методике обязательно необходимо провести с классом обучающие тренинги:

1. ориентация в пространстве;

2. умение слушать партнёра и слышать то, что он говорит;

3. работа в постоянном шуме;

4. поиск нужной информации;

5. использование листка индивидуального учёта;

6. умение переводить образ в слово и слова в образ.

Методика «взаимообмен заданиями»

Взаимообмен – значит, каждый партнер знает нечто, в паре они передают информацию друг другу.

Работа начинается с ввода или так называемого «запуска» раздела. Раздел считается введенным в работу (запущенным в технологический процесс), если каждое его задание выполнено хотя бы одним учеником. Педагоги разработали несколько приемов ввода:

– ввод делает учитель;

– ввод делает ассистент;

– групповой ввод;

– самоввод;

– самоввод с групповой консультацией учителя;

– ввод в паре.

Карточки по этой методике состоят из двух частей:

первая часть – для ввода, она же для взаимообмена;

вторая часть – задание для самостоятельной работы, оно же для взаимоконтроля.

Задание для ввода – это, как правило, определение, небольшой текст, схема и т. д., то есть своего рода образец, который ученик должен записать в тетрадь, внимательно разобрать и научиться объяснять товарищу.

Во второй части карточки – задание на закрепление. Для закрепления берется небольшая тема или подтема. Выбранный материал разбивается на «порции», и каждая «порция» оформляется на одной карточке. Набор карточек, содержащий материал всей темы, называется бионом, причем ученик может начать работу с любой карточки и выполнять задание в любой последовательности.

Получив карточку, ученик внимательно изучает первую часть, учится объяснять. Приступает к самостоятельному выполнению второй части. После этого начинается поиск партнера, с этой целью заполняется лист учета.

Когда образовалась пара, работа происходит следующим образом.

Алгоритм работы при вводе.

1.      Прочитайте содержание первой части карточки

2.      Выполни задание второй части карточки, ответив на вопросы

3.      Один остается «хозяином», другой идет в «гости» – поиск партнера

Алгоритм работы в ПСС.

гость

1) пересказывает содержание первой части своей карточки

1) слушает, запоминает

2) отвечает на вопросы, вписывает в тетрадь гостя основные моменты

2) задает вопросы по первой части (услышанного материала)

смена ролей

3) выполнение заданий второй части карточки («гостя»)

3) выполнение заданий второй части карточки («хозяина»)

Сверка правильности выполнения.

Если задание выполнено правильно, то происходит обмен карточками и поиск новой пары по листу  учета.

На доске заполняется лист учёта (см. в прикрепленном файле).

Методика мониторов

Изучая историю взаимного обучения, пришли к выводу, что Мурманская методика – это разновидность Ланкастерской системы, в которой широко использовались мониторы и совместное взаимообучение. Поэтому стали использовать термин «методика мониторов».

Для монитора подготовлено:

1.      Таблица (своего рода опорный конспект).

2.      Полная информация по таблице (сейчас это – учебник, справочная литература, первоисточники).

3.      Вопросы к таблице различного уровня сложности.

4.      Задания для самостоятельной работы по данной теме различного уровня сложности.

Единицей учебного материала данной методике является информационная карточка с цветовым сигналом, состоящая из двух частей. Первая часть карточки – вопросы, рядом с которыми указатель, который помогает найти ответ в справочной литературе. Вторая часть карточки – задание по теме, которое требует выполнения. Задание может быть в виде рисунка, схемы, таблицы, практического характера.

Педагог пишет на доске алгоритм работы и образец листка учета, который фиксирует движение учеников при изучении карточек. На парту выдается одна карточка. Свою готовность по карточке ученики выражают поднятием руки. Педагог задает контрольные вопросы и убедившись в готовности ребят, выдает им второй экземпляр этой карточки. После этого происходит распределение ролей в паре и работа далее идет по алгоритму. При этом каждый ученик повторяет карточку дважды. Первый раз – в качестве ученика, второй – тренера.

Структура карточек такова, что вопросы в них перекликаются, поэтому достаточно повторить 2/3 (необходимый минимум) всех карточек, чтобы усвоить данный объем материала.

1) тренирует ученика по вопросам карточки

1) отвечает, старается запомнить

2) отвечает

2) задает вопросы по карточке, если что-то непонятно

3) читает ученику текст задания

3) выполняет задание (т. е. вторую часть карточки)

смена ролей

Ирина Нагимова, педагог дополнительного образования станции юных натуралистов города Чайковский Пермского края

Разработка занятия «Экологические группы водных растений» для учеников 10-12 лет по методике КСО (КВО) опубликована в №1 «Учительской газеты» за 1 января 2013 года.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте