Знающие люди говорят, что у каждого в шкафу хранится свой скелет. У директора московского лицея №1561 Юрия Завальского в школе оказалась тайная комната, где хранились материалы, мягко говоря, странного свойства, и обнаружены они были тоже при более чем странных обстоятельствах.
Официальная версия такова: Завальский включил в комнате электрообогреватель, ушел в компьютерный центр, проводку замкнуло, в комнате началось возгорание. Аргументы, что обогреватель не мог быть включен по причине теплой погоды, несостоятельны: в панельном доме, где расположен лицей, прохладно даже в невыносимую жару.Итак, возник пожар, вызваны пожарные, милиция, сотрудники близлежащей управы, Юго-Западного окружного управления образования и даже Департамента образования. Событие чрезвычайное, виновный должен ответить, меру наказания – определить окружное управление образования, и тут никаких вопросов не возникает. В конце концов Юрия Завальского уволили по 278-й статье, причем объяснив причину – за нарушение правил пожарной безопасности, хотя эта статья не предполагает никаких объяснений. Но объяснять пришлось, потому что возникли подозрения, что директора лицея уволили совсем по другой причине.Дело в том, что когда пожарные вошли в обгоревший кабинет, они нашли коллекцию аксессуаров, которой, как говорят очевидцы, мог позавидовать магазин интим-товаров. Удивление вошедших было столь сильным, что они вызвали милицию. Что же так удивило мужчин? Множество DVD-дисков с порнографическими фильмами для мужчин, которые любят мужчин, обгоревшие фаллоимитаторы, издания с такими заголовками, как «Крепкие мужчины в коже», «Гей-культура», «Бали. Посвящение в зрелость», «Извержение вулканов», «Сильные сексуальные студенты». На фоне учебных пособий все это выглядело более чем странно. Конечно, это имущество могло сгореть, но огонь, как говорят очевидцы, облизывал стены, шел по кругу, поэтому компьютер, стоящий у стены, расплавился, а то, что лежало далеко от стен, сохранило товарный вид. Весь вопрос был теперь в том, кому принадлежит товар и кто его сюда принес.Вариантов было несколько.Первый, высказанный сразу одним из педагогов: все эти вещи были отобраны у учеников, и директор просто не успел их уничтожить.Второй вариант – товары были кем-то складированы. Этот вариант был высказан самим Юрием Завальским, который сказал: это принадлежит племяннику. Вся проблема была в том, что позже его жена скажет, что никакого племянника у Завальского нет.Третий вариант – все это Завальскому подкинули, чтобы скомпрометировать директора. Об этом позже будут говорить и бывшие ученики лицея, и сочувствующие директору, и сам директор. Но кто мог это сделать? Пожарные и милиция? Больше кандидатов на провокацию нет. Честно говоря, я тоже сразу заподозрила милицию, так как в последнее время уж очень много провокаций они предпринимают в отношении учителей, пытаясь обвинить их во всех грехах, но до сих пор это были провокации по поводу взяток, а теперь налицо совсем другая история с моральным аспектом. Однако эта версия тоже отпадает. Все московские школы – лицей не исключение – охраняют, нынче в закрытый НИИ легче войти, чем в школу, тут тебя допросят о причине прихода, запишут в журнал все данные, включая паспортные. Представить себе, что в субботу днем на виду у охраны в школу могли внести столько специфического товара, невозможно. Как говорят в милиции, есть много других способов компрометирования. Кроме того, комната, оборудованная директором, была в определенном смысле тайной – о ее существовании знала разве что жена директора, которая тоже работает в лицее, а учителя даже не подозревали. Может быть, они, конечно, лукавят, уходя от прямых вопросов, но уж о том, что в этой комнате находится, не знали совершенно точно. Никто не мог внести товар в комнату и после пожара, так как это пришлось бы сделать на глазах у сотрудников управы, окружного управления образования, следователей и пожарных.Четвертый вариант – все обнаруженное принадлежит самому Завальскому и использовалось им в собственных целях и интересах, но окружающим, выпускникам, знающим Завальского в течение многих лет, представить это практически невозможно. Дескать, репутация у этого человека безупречная, он просто не мог себя так вести. А почему, собственно, не мог? Директор тоже человек, у которого могут быть самые разные личные пристрастия, другое дело, выставлены ли они на показ, аморальны ли они по отношению к ученикам, подпадают ли под статьи Уголовного кодекса.В нашем обществе есть такой стереотип отношения к людям: если у человека безупречная профессиональная репутация, то никаких аморальных увлечений у него нет и не может быть. А когда они обнаруживаются, то случается скандал, и человек мгновенно становится изгоем. Но как быть в том случае, когда, как говорят очевидцы, такой по определению высоконравственный человек, как Михаил Суслов, наедине рассматривал порножурналы, как быть, когда глава МИДа одной из европейских стран женится на мужчине, а глава одной из стран не скрывает своей нетрадиционной ориентации? Это ломает стереотипы общества, но это есть, и мы ничего не сможем с этим поделать, даже если будем расстреливать по приговору суда каждого, кто отойдет в сторону от общепринятой сексуальной ориентации или продемонстрирует свое пристрастие к грешному чтиву или видео.Директора школы можно было покарать, если бы дети признались в том, что те или иные его наклонности были проявлены по отношению к ним. Но следователи, допрашивавшие учеников и даже выпускников, никакого криминала не обнаружили (следствие продолжается). Единственное, что мусолили в Интернете с особым сладострастием: старшеклассники решили зарегистрировать директора на гей-портале, но обнаружили там уже зарегистрированного с такими же данными. Однако вскоре вся информация об этом субъекте была уничтожена, вот и гадай: было что или все это домыслы недоброжелателей, виновен в чем-то директор или нет, к тому же пользование Интернетом тоже не криминал, а сугубо личное дело.Возникает резонный вопрос: почему практически все выпускники, ученики и коллеги не верят в грехопадение Юрия Завальского? Да прежде всего потому, что его репутация всегда была более чем безупречна. Пять лет назад наша газета подробно рассказала о лицее №1561, названном «Истина. Красота. Совесть». В том давнем материале журналистки Ольги Мариничевой говорилось о том, что Юрий Сергеевич благородный человек – родом из древнего рода Рюриковичей, его бабушка княгиня Клавдия Баранова была в свое время секретарем у Луначарского, родился в лагере для политссыльных, окончил физматшколу при Новосибирском университете, имеет три высших образования. Кроме всего прочего, Завальский принадлежит к тому племени альтернативщиков, которые во время перестройки создавали новые нестандартные школы. Он тоже создал лицей, правда, сначала в Голландии, а потом в Москве, его идеи и опыт были востребованы в столичном Департаменте образования, где одно время Юрий Сергеевич был советником его руководителя Любови Кезиной. Модель лицея одобрена ЮНЕСКО, это действительно замечательная школа, где сильный педагогический коллектив (тут много ученых, кандидатов наук, писателей, режиссеров, опытных методистов). Судя по всему, неверно, что Завальского хотели уволить, что намеревались отобрать двухэтажное здание бывшего детского сада даже сейчас, когда стоят тысячные очереди жаждущих получить место в учреждениях дошкольного образования. Юрия Завальского, как говорит начальник Юго-Западного окружного управления образования Нина Яковлева, всегда уважали, к нему прислушивались, его опыт был востребован, его ученики показывали отменные знания на ЕГЭ, поступали в вузы без репетиторов и потом очень хорошо устраивались в жизни, среди них чемпионы мира, писатели, музыканты, ученые, бизнесмены, актеры, деятели искусства, политики. Школу не трогали, хотя в ней всего 164 ученика, и по нынешним меркам она малокомплектная, то есть относится к тем, которые отраслевое министерство требует закрывать в связи с нормами финансирования (выживает школа при поддержке попечительского совета). Представить, что могут закрыть лицей Завальского, можно было только в страшном сне, однако 59-летний директор, видимо, понимал: грядет пенсионный возраст, отсюда и участившиеся в последнее время разговоры о том, что ему на это намекают. Однако, как говорят в управлении образования, подобных разговоров не было: сегодня в Москве есть директора, которым даже чуть больше 80 лет. На их фоне Завальский – юноша.Все заслуги школы запишем на счет Завальского, это и без записи понятно. Его репутация стала неким щитом от всех нападок и обвинений, однако можно ли даже такому замечательному директору списать некие поступки, которые стали публично известными?Не храни Завальский в тайной комнате сомнительные товары, не относись халатно к правилам пожарной безопасности, ничего бы не произошло. Но это произошло и стало известно широким массам, которые издавна считают: на то, на что имеет право обычный человек, не имеет права педагог. Сегодня педагогов легко обвиняют во всех грехах, Завальский добавил свою ноту к этим обвинениям. Другое дело, что аморальность может быть явной и тайной. Храни Завальский обнаруженный товар дома, никто бы его никогда ни в чем не обвинял и никаких дискуссий насчет того, что может себе позволять педагог, не возникало бы. Кто гарантирует, что среди большого корпуса управленцев от образования и педагогов нет тайных любителей запретного плода? Думаю, никто. Но в этих тайных никто камень не бросает, уголовной ответственности они не несут и не понесут до тех пор, пока депутаты не внесут в законы какие-то поправки на этот счет. Более того, практически каждый вечер по телевидению можно увидеть многое, что выходит за рамки представлений о нравственности, думаю, видят это многие, в том числе и педагоги. Никакие призывы к ТВ ни к чему не приводят, но осуждать тех, кто потребляет эту продукцию в домашних условиях, никому в голову не придет. Другое дело, что человек, воспитывающий детей, должен быть нравственным всегда – и на людях, и наедине с самим собой. Насчет нравственности на людях у нас, признаемся, все хорошо, с нравственностью наедине с самим собой дела не столь хороши.Родители учеников лицея нынче стараются забрать своих детей из этого образовательного учреждения. Было что или не было, а есть семьи, которым неприятно водить детей в лицей с новой репутацией.Директор, создавший замечательный авторский лицей, собравший сильный педагогический коллектив, оказался эгоистом, ведь он не подумал о, возможно, не лучшей судьбе этого лицея, этого коллектива, этих выпускников. Ведь о них всех будут говорить: «А, они из лицея того самого Завальского!» А в письмах в редакцию выпускники пишут: «В этой школе научили меня учиться, научили любви и дружбе…»; «Именно благодаря Юрию Завальскому, его действиям, его тонкой душе, его преданности своему делу получилось то, что получилось, – одна из лучших школ Москвы!» Выходит, все это теперь можно поставить под сомнение?Беда в том, что подчас успешные директора решают, что успешность может стать некой индульгенцией, но с успешных и спрос выше, история с Завальским это подтверждает. Кстати, выпускники, так усердно и страстно защищавшие своего директора (15 сентября во дворе школы собрались более 300 человек, шел сбор подписей под письмами в разные инстанции), уже многое осмыслили. Сегодня они думают уже не только о директоре, но и о будущем своего лицея: «Мы, Ассоциация выпускников Школы ИКС, крайне огорчены произошедшим, но, к сожалению, сейчас уже мало что можно изменить. На место директора, скорее всего, придет другой человек. Мы сами, ученики школы, ее преподаватели и родители, единодушны в одном – этот человек не должен быть случайным. Чтобы руководить нашим лицеем, мало быть хорошим специалистом… Наша школа по-своему уникальна, она не может и не должна потерять эту уникальность». Хочется верить, что так и будет.
Комментарии