C чего начинается патриотизм? Наверное, все-таки не с березки да рябины, а с отношения к людям. Любовь к Родине – прежде всего любовь к родителям, друзьям, знакомым, коллегам. И, конечно же, к нашим предкам, создавшим все то, чем мы дорожим. Пожалуй, именно по этой причине патриотическое воспитание всегда и везде было основано на изучении жизни, труда, подвигов и славы тех знаменитых сограждан, которые родились в том же поселке, городе, районе, стране, что и вы.
«Ignoti nulla cupido» – «Чего не знаешь, того и не желаешь», – говорили древние латиняне. Иными словами, если мы практически ничего не знаем о своей земле, вряд ли мы будем ее ценить, любить, защищать, стремиться сделать ее богаче и красивее. А ведь, к сожалению, современные дети, особенно из обеспеченных семей, порой гораздо больше знают о заморских краях, чем о собственной земле. И вовсе не обязательно, что там по определению лучше, просто о том, что здесь, о прошлом и настоящем своей страны они имеют крайне смутное представление.Для того чтобы помочь нынешним детям прикоснуться к живой истории России, пять лет назад, в 300-ю годовщину со дня рождения нашего великого предка, негосударственное образовательное учреждение «Ломоносовская школа» совместно с Фондом поддержки социальных проектов, администрацией Архангельской, Вологодской, Ярославской и Московской областей, а также рядом других организаций решили провести акцию с весьма красноречивым названием – «Ломоносовский обоз. Дорога в будущее». Суть ее довольно проста: участники должны повторить маршрут Михаила Васильевича Ломоносова, в точности пройдя по всем населенным пунктам, которые он посетил, следуя с рыбным обозом из родного села в далекую столицу. Правда, с одной оговоркой: учитывая, что на дворе как-никак XXI век, все эти 1230 километров из пункта А в пункт Б в целях экономии времени участники акции преодолевают не пешком, а на транспорте, в автобусах.- Когда мы впервые планировали это мероприятие, с самого начала у нас было очень много самых разных идей, включая и пешие переходы по маршруту настоящего обоза, – рассказывает директор Ломоносовской школы Вячеслав Жданов. – Но по ходу дела пришлось все перекраивать, подстраивать под требования техники безопасности и пытаться уложить в жесткие временные рамки. Ведь ни одно официальное лицо не разрешит сейчас группе детей идти несколько километров вдоль оживленной трассы, где столько лихачей и такие узкие обочины. Поэтому большую часть пути мы проделали на микроавтобусах, а в населенных пунктах для нас были организованы экскурсии по ломоносовским местам.Одна из целей акции заключалась в организации живого общения между местными и приезжими ребятами, участниками проекта и жителями российской глубинки (среди которых, кстати, были и потомки Михаила Васильевича). Ведь это прекрасный повод показать детям из обеспеченных семей, учащимся в частной школе, настоящую жизнь русской провинции с ее ухабами, лужами и просевшими фундаментами покосившихся срубов. А поскольку в обозе одновременно участвовали дети из нескольких регионов, они могли свободно обсуждать между собой увиденное, делиться впечатлениями и адресами. Как известно, совместная деятельность сближает, поэтому в ряде населенных пунктов ребята не только посещали музеи и мемориальные сооружения, посвященные Ломоносову, но и сажали деревья, закладывая аллеи в память потомкам, а также выступали с номерами художественной самодеятельности.Стоит особо оговориться, что почетное право принять участие в этом мероприятии получают только авторы 100 лучших работ (творческих эссе на заданную тему), присланных на отборочный этап Международного Ломоносовского конкурса. Согласно положению это могут быть учащиеся 9-11-х классов образовательных организаций РФ, стран СНГ, а также ближнего и дальнего зарубежья, неоднократно участвовавшие в различных олимпиадах, творческих, научных или спортивных конкурсах. Но и это еще не все! Всех тех, кто «прошел в обозе», ждет финальное испытание – защита проекта в рамках Московского международного салона образования в Москве. Победитель конкурса на один год становится президентом Международного Ломоносовского клуба, объединяющего талантливых старшеклассников России.В этом году для участия в конкурсе зарегистрировались 6578 человек из всех субъектов РФ, а также Армении, Украины, Казахстана, Белоруссии, Италии и США. Предварительный отбор прошли 1502 эссе, из которых экспертами было отобрано 100 работ. В состав участников федерального этапа вошли старшеклассники из 29 регионов России, Армении, Казахстана, Украины и Белоруссии. Победителем Ломоносовского конкурса и президентом клуба вплоть до 2017 года стал Егор Демьянец, ученик 10-го класса школы №2 Нижнеудинска Иркутской области. Кстати, одним из его заместителей в статусе вице-президента стал ученик 10-го класса гимназии №6 Архангельска Василий Подоплекин.В акции «Ломоносовский обоз. Дорога в будущее» приняли участие 97 старшеклассников, путешествие длилось 11 дней. Ребята посетили пять областей и 16 населенных пунктов, включая Архангельск, Вельск, Емецк, Верховажье, Шенкурск, Березник, Вологду, Ярославль, Ростов Великий, Королев, Москву. Их пригласили на предприятие «Севмаш», в Центр судоремонта «Звездочка», Устьяновский лесопромышленный комплекс, Ярославский моторный завод, РКК «Энергия». Для участников было организовано более 15 экскурсионных мероприятий, а также ряд концертных программ, в которых принимали участие и сами ломоносовцы.Одно из безусловно положительных достижений «Ломоносовского обоза» заключается в том, что на протяжении всего маршрута следования «из Холмогор в Москву» его участники не только узнали много нового и интересного о местных достопримечательностях и знаменитостях, но также помогли самим жителям этих мест вспомнить свою историю, создавая ситуации, когда та или иная информация, которая кажется всем давно известной и неинтересной, вдруг становится востребованной и диковинной.К примеру, в Архангельске все жители знают про сказочника Семена Писахова, в Емецке – про поэта Николая Рубцова и художника Николая Кислицкого, в Березнике – про изобретателя Михаила Андреева, в Верховажье – про скульптора Валентина Михалёва и двукратного олимпийского чемпиона Анатолия Алябьева и так далее. Однако далеко не каждый житель того же Емецка в курсе, что в старину здесь проходила ярмарка невест – нечто вроде коллективных смотрин, в ходе которых каждый парень мог выбрать себе будущую супругу. И известно об этом стало именно благодаря участникам обоза, юным интеллектуалам.Абсолютно все участники, организаторы и наблюдатели убеждены: такие мероприятия крайне важны как для детей, так и для взрослых. Они помогают не забыть о людях, которые создавали нашу науку и культуру, воспитывают чувство причастности к нашей великой истории, формируют патриотическое отношение к стране.- Это очень хороший почин, который я полностью одобряю, – считает глава Ростовского муниципального района летчик-космонавт Герой России Валерий Токарев. – Подобные акции помогают ребятам узнать больше о своей Родине не только из книг или фильмов, но и увидеть свою страну собственными глазами. И это наверняка останется в их памяти на всю жизнь. Я заметил, что у нас все хорошие начинания происходят по инициативе снизу. Поэтому их необходимо поддерживать, для чего состоятельным людям и организациям нужно постоянно напоминать о долге перед обществом, чтобы совмещать их средства и возможности с народными инициативами.В числе ключевых образовательных партнеров проекта – Северный (Арктический) федеральный университет, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова и Московский физико-технический институт. По словам руководителя дирекции САФУ Владимира Скрипниченко, с самого начала, еще в 2011 году, они поняли, что у такого формата взаимодействия есть колоссальный потенциал.- Это позволяет мотивировать школьников к участию в обозе, лучше узнать свой родной край, а также собрать вместе одаренных детей, с которыми в дальнейшем можно будет работать на научной ниве, – отметил Владимир Анатольевич на пресс-конференции в университете. Он также добавил, что на всем протяжении маршрута ребята получают огромное количество не только полезной информации, но и мощный заряд положительных эмоций, что является залогом успешного усвоения знаний.- В последние годы в России много говорится о необходимости национальной идеи, объединяющей россиян, – заявила ректор САФУ Елена Кудряшова. – На наш взгляд, она заключается в любви к Отечеству, а ее символом в нашем случае является личность Михаила Ломоносова. Он доказал, что человек из глубинки и простой семьи, будучи способным и целеустремленным человеком, может всего добиться в жизни. Кроме того, получив образование, в том числе и за рубежом, Михаил Васильевич возвратился в Россию и сумел использовать полученные знания на благо Отечества. Ректорам всех вузов – партнеров проекта чрезвычайно импонирует главная цель «Ломоносовского обоза» – поддержка талантливых школьников нашей великой страны. Мы намерены поддержать его ежегодное проведение. По сути, обоз является университетом на колесах. Ребята следуют маршрутом Ломоносова и получают уникальную возможность ознакомиться с разнообразием нашей страны. Я считаю, что этот проект может стать национальным.В следующем году, считает Елена Кудряшова, можно продолжить проект в несколько другом формате: на первом этапе привлечь к отбору талантливых школьников десять федеральных университетов и региональные органы образования, а потом самых интересных ребят командировать во второй этап – в «Ломоносовский обоз».Проект «Ломоносовский обоз. Дорога в будущее» реализуется в рамках Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы.В числе партнеров проекта – международный ритейлер «Леруа Мерлен Россия», сеть гипермаркетов «Глобус», Фонд поддержки социальных инноваций «Вольное Дело», АО КБ «Росинтербанк», Ярославнефтеоргсинтез, Славнефть, молодежное правительство Архангельской области, Корпорация развития Архангельской области, инженерная навигационная команда SpaceTeam ГЛОНАСС, загородный оздоровительный комплекс «Березка» (Ярославль), CMYK-лаборатория, компания «IID-Инновационные страховые решения», немецкая машиностроительная компания MAN.Москва – Архангельск – Москва
Комментарии