Единства мнений о возникновении террора нет. Одни ищут его корни в глубине веков. Другие связывают с репрессивной политикой времен Великой французской революции (1789-1799 гг.), когда появился сам термин (от латинского и французского – страх, ужас). Затем он приобрел универсальное значение насилия с политическими целями – устрашения граждан своей страны и устранения политических противников диктаторскими, тоталитарными режимами и орудия борьбы оппозиционных движений, партий.
Исследователи, считающие терроризмом любые политические убийства, видят его истоки в античных временах. Их жертвами стали отец Александра Македонского царь Филипп, ряд римских императоров – Юлий Цезарь, Калигула, Доминициан, Пертаникс, в 1015 г. сыновья Владимира Святого – великого князя киевского Владимира I Святославича – Борис и Глеб, в 1174 г. – князь владимиро-суздальский Андрей Боголюбский и многие другие.
В новейшей истории убийства еще более активно служат инструментом большой политики. Их жертвами стали короли: Италии – Умберто I, Португалии – Карлуш I, Югославии – Александр, наследный принц Луи Филипп; императрица Австро-Венгрии Елизавета и наследник престола эрцгерцог Франц Фердинанд, президенты: Франции – Сади Карно и Поль Думер, США – Авраам Линкольн, Джеймс Гарфилд, Уильям Мак-Кинли, Джон Кеннеди, Чили – С. Альенде, Бангладеш – М. Рахман, Египта –
А. Садат, Гренады – М. Бишон, Афганистана – Наджибула. От рук убийц пали лидер национально-освободительного движения Индии Махатма Ганди, премьер-министры: Индии – Индира и Раджив Ганди, Цейлона (Шри-Ланки) – С. Бандаранаике, Швеции – Улоф Пальме, Италии – Альдо Моро, Израиля Ицхак Рабин; министры иностранных дел – Германии Вальтер Ратенау, Франции – Луи Барту и многие другие. В целом специалисты отмечают, что из 80 терактов последнего времени против первых лиц государств 64 достигли цели.
Вместе с тем сфера террора гораздо шире. Из глубины веков история доносит примеры использования устрашающего насилия в качестве оружия тайных сообществ, оппозиции. На заре нашей эры одной из самых ранних организаций террористов стали сикарии – секта, действовавшая в Палестине в 66-73 гг. Название ей дало оружие сектантов – сика – короткий меч или кинжал. Идеологической основой секты было нечто вроде иудейского протестантизма – так называемая четвертая философия. Сикарии не признавали земной власти, считая, что повинуются лишь Богу, в мученичестве видели источник радости, будучи убежденными, что после свержения ненавистного режима Господь явится своему народу и избавит от страданий.
Сочетанием религиозного фанатизма и политического терроризма отличались и ассасины. Они появились в ХI веке в мусульманской шиитской секте исмаилитов, возникшей в VIII столетии в Халифате (арабском государстве) и разгромленной монголами в XIII веке. Ассасины твердо верили в наступление нового миропорядка, приветствовали мученичество и смерть во имя идеи, соблюдали строгую секретность, нередко переодеваясь иноземцами, в том числе христианами. Они убили короля Иерусалима Конрада Монферратского, совершали набеги из Персии на Сирию, расправлялись с префектами, губернаторами, халифами. Внимание исследователей к ассасинам вызвано тем, что очень многое в их тактике и стратегии напоминает методы современных террористов.
Организации, прибегавшие к насилию, издавна были на Дальнем Востоке и в Индии. Там английские колонизаторы отрицали существование секты «душителей», пока капитан Уильям Слиман не разгромил ее.
Хотя наиболее крупные тайные организации далекого прошлого декларировали политические цели, современный терроризм в корне отличается от сикариев, ассасинов и прочих.
Рождение термина «террор» связано с жирондистами и якобинцами, объединившимися в 1792 г. для подготовки народного восстания и свержения Людовика XVI «с помощью устранения и приведения в ужас» властной верхушки. Впрочем, устрашение насилием использовалось на протяжении всей истории в большой политике, войнах, и то, что его называли иначе, думается, не меняет сути явления.
Идеологи французской революции и после захвата власти не отказались от террора, развернули его против своих сограждан. В 1792 г. для чрезвычайных мер по защите республики от внешних и внутренних врагов был создан особый орган – Комитет общественной безопасности. Судебную процедуру предельно упростили, политическое преступление стало исключительно широким понятием. Под него можно было подвести любые действия и высказывания. Угроза расправы нависла над всеми жителями Франции.
Основоположником теории современного терроризма в определенной мере можно считать немецкого радикала Карла Гейнцгена. В 1848 г. он доказывал, что запрет убийств неприменим к политической борьбе, а ликвидация тысяч людей может быть оправдана «высшими интересами человечества». Опираясь на так называемую философию бомбы, Гейнцген был убежден, что силе и дисциплине войск нужно противопоставить оружие, которым небольшая группа людей способна создать максимальный хаос, возлагал надежды на отравляющий газ, ракеты и требовал поиска новых средств уничтожения.
Один из основоположников анархизма, идеолог народничества М.А. Бакунин развил «философию бомбы» в «теории разрушения». Он настаивал на признании лишь одного действия – разрушения. В качестве средств борьбы предлагал яд, нож и веревку. Утверждал, что революционеры должны быть глухи к стенаниям обреченных, бескомпромиссны, а русская почва должна быть очищена мечом и огнем.
Анархисты 70-х годов ХIХ века выдвинули доктрину «пропаганды действием». Суть ее в том, что не слова, а только террор может побудить массы к давлению на правительство. Эту идею исповедовал деятель революционного движения князь П.А. Кропоткин, определяя анархизм как «постоянное возбуждение с помощью слова устного и письменного, ножа, винтовки и динамита».
Так укреплялась идеологическая основа террора.
Комментарии