search
main
0

Из федерального – в региональный

Типы учебных планов

Базисный учебный план 12-летней общеобразовательной школы – это основной государственный нормативный документ, определяющий комплекс норм и требований к структуре, содержанию и уровню образования учащейся молодежи. Он служит основой для разработки региональных и школьных рабочих учебных планов, а также исходным документом для финансирования школ.

Региональный Базисный учебный план разрабатывается региональными органами управления образованием на основе государственного Базисного учебного плана и является основой для разработки школьных рабочих планов.

Собственный учебный план школы разрабатывается на основе государственного базисного и регионального учебных планов на длительный период и отражает особенности конкретного образовательного учреждения.

Рабочий учебный план школы разрабатывается с учетом текущих потребностей и утверждается Советом школы.

Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, распределяет учебное время, отводимое на освоение федерального, национально-регионального и школьного компонентов Государственного образовательного стандарта.

Базисный учебный план состоит из трех частей: инвариантной для основной школы, инвариантной для старшей школы и вариативной части.

В инвариантных частях основной и старшей школы полностью реализуется федеральный компонент Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, чем обеспечивается единство образовательного пространства на территории Российской Федерации и гарантируется овладение выпускниками общеобразовательных учреждений необходимым минимумом знаний о природе, обществе и человеке, умений и навыков, обеспечивающих им возможности правильного выбора профессии или профиля дальнейшего образования.

В каждой образовательной области инвариантной части основной школы может быть выделено 10-15% времени на региональный компонент содержания образования.

Через вариативную часть основной школы Базисного учебного плана реализуются национально-региональный и школьный компоненты.

Инвариантная часть основной школы Базисного учебного плана включает следующие образовательные области: “Филология”, “Математика”, “Естествознание”, “Обществознание”, “Искусство”, “Трудовая подготовка”, “Физическая культура”.

Образовательные компоненты раскрывают структуру и содержание этих областей. При этом состав, структура и содержание образовательных компонентов (в том числе и путем введения спецкурсов в школьном компоненте) должны быть такими, чтобы реализация их на деле приводила к формированию и воспитанию личности выпускника, обладающей основными элементами общечеловеческой культуры, выражающейся шестью отдельными культурами, а именно: интеллектуальной, нравственной, коммуникативной, эстетической; физической и трудовой.

Интеллектуальная культура – это объем накопленных знаний о природе, человеке и обществе, развитая память, умение добывать, перерабатывать, усваивать и применять информацию плюс способность мыслить организованно, используя современные методы.

Для формирования своей интеллектуальной культуры учащиеся должны узнать, понять и применять практически такие понятия, как свойства, показатели, характеристики и функции мозга человека, к которым можно отнести компетентность ума, инициативу, аналитичность, саморегуляцию, критичность, творческость, широту и глубину мышления и т.д., и т.п.; силу ума, гибкость и выносливость; способность воспринимать сложную информацию, способность формулировать мысли в понятном для других людей виде, способность рассуждать и находить решения, в том числе и в условиях неопределенности, способность добывать новые знания и применять их на практике.

Нравственная культура – это способность человека оценивать свои и чужие поступки с позиций существующей морали, умение пользоваться этическим знанием, владеть и самому применять нравственные нормы к особенностям жизненных ситуаций.

Чтобы учащиеся были нравственно культурными людьми, они должны знать, понимать и уметь пользоваться такими терминами и понятиями, как этика, мораль, добро, зло, гуманизм, честность, порядочность, мужество, милосердие, сострадание, уважение к другим людям, к старшим, к самому себе, борьба за справедливость, нравственные нормы на производстве, в быту, в семье, в обществе; любовь к Родине, патриотизм.

Коммуникативная культура – это культура общения, обмена представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами и т.д., в том числе и на иностранном языке. Кроме того, это умение вести дискуссию, спорить, проявляя уважение к точке зрения оппонента.

Школьники должны знать, понимать и пользоваться в жизни следующими понятиями: образ жизни человека, правила поведения, правила обхождения с людьми, эмпатия, современные нормы этикета, культура одежды, культура устной и письменной речи, культура поведения за столом во время приема пищи, вежливость и т.д.

Эстетическая культура личности – это совокупность выработанных человеком представлений о художественных ценностях, сопоставление их с оценками современного общества; это сформировавшаяся способность человека к восприятию искусства, система его эстетических вкусов и идеалов.

Школьники должны знать, понимать и применять следующие общие понятия и термины эстетики: искусство, народное искусство, национальное искусство, эстетические потребности, эстетический вкус, эстетическое суждение, духовное богатство, талант, гений, вдохновение, красота, прекрасное, безобразное, возвышенное, трагическое, комическое, низменное; интонация, ритм, мелодия и т.д.

Физическая культура личности – это совокупность знаний, стремлений, навыков, умений и действий человека по развитию своего тела, ухаживанию за ним и поддержанию его в здоровом состоянии.

Школьники должны знать, понимать, учитывать и использовать основные понятия, касающиеся физического здоровья человека, например, здоровый образ жизни, рациональное питание, здоровый сон, анатомия, физиология, психология, санитария и гигиена человека; тренировка тела, закаливание, аутотренинг, самовнушение, сила воли; основные болезни человека – туберкулез, грипп, венерические болезни и т.д.

Трудовая культура – это сумма принципов отношений к производительному труду, а также объем знаний, навыков и умений работать в некоторой сфере человеческой деятельности.

Понятия, которые должны знать и применять школьники: работа, труд, уважение к трудящемуся, презрение к лодырю, трудовые умения и навыки, технология труда, компьютеризация труда, информатизационная технология, производительный труд, физический труд, умственный труд, творческий труд, интеллектуализация производства и т.д.

Инвариантная часть основной школы определяет минимальное количество часов на изучение образовательных областей, распределенное по классам.

Образовательная область “Филология” должна быть реализована в трех вариантах, обусловленных особенностями образовательного учреждения.

В школах с преподаванием на русском языке (как родном) должны изучаться русский язык, русская литература.

В школах с преподаванием на родном (нерусском) языке изучается русский язык как государственный, родной язык, родная литература, русская литература.

В школах с преподаванием на русском языке как неродном изучаются русский язык как государственный, родной язык, родная литература, русская литература.

Во всех трех вариантах реализации “Филологии” изучается иностранный язык.

На эту образовательную область решением регионального органа управления образованием может выделяться время вариативной части.

Изучение иностранного языка в начальных классах во всех трех вариантах возможно за счет вариативной части Базисного учебного плана.

В образовательную область “Математика” включены: математика, алгебра, геометрия, теория вероятностей, математическая статистика, информатика.

В образовательную область “Естествознание” входят: физика, химия, биология, экология, естествознание как интегрированный курс.

Образовательная область “Обществознание” включает следующие предметы: история России и всеобщая история, политология, правоведение, социальная философия, этика, география, история религий (за счет вариативной части Базисного учебного плана).

Образовательный компонент “Окружающий мир” может быть представлен в двух вариантах: интегрированным курсом “Окружающий мир (со 2-го по 4-й кл.); курсом “Окружающий мир” в 1-м и 2-м кл.; “Природоведением” и “Обществознанием” в 3-м и 4-м кл.

В рамках образовательной области “Искусство” изучаются: изобразительное искусство, музыка, мировая художественная культура или различные интегрированные курсы.

В образовательную область “Трудовая подготовка” входят: трудовое и профессиональное обучение, конструирование, общетехническая подготовка, технологии, синтезирующие научно-технические и экономические знания и способы их применения на практике.

В образовательную область “Физическая культура” входят следующие дисциплины: физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности, правила безопасного поведения в опасных ситуациях природного, техногенного и социального характера.

Инвариантная часть старшей школы (11-12-й кл.) Базисного учебного плана нацелена на реализацию таких идей 12-летней школы, как

– гуманитаризация и культуросообразность;

– обобщение полученных знаний на основе философии, теории познания и применение их в жизни;

– расширение методологической составляющей образования;

– приобщение к внутренним и мировым потокам информации, работе с ней;

– подготовка к поступлению в вузы страны и т.д.

Инвариантная часть Базисного учебного плана старшей школы представлена следующими учебными предметами: словесность, информатика, политология, иностранный язык, технология исследовательской деятельности, социальная философия, трудовая подготовка и физическая культура.

Профильность и дифференциация в 12-летней школе реализуются предметами вариативной части Базисного учебного плана.

Примечания:

1. Обязательная минимальная аудиторная нагрузка учащихся по всем ступеням обучения и классам для общеобразовательных учреждений региона, в том числе для школ с углубленным изучением предметов, лицеев и гимназий, определяется региональными органами управления образованием. При этом обязательная аудиторная нагрузка не может превышать предельно допустимого: в 1-м кл. – не более четырех уроков в день; во 2-6-м кл. – не более пяти; в 7-12-м кл. – не более шести (5-дневная неделя).

При этом часы, используемые на занятиях активно-двигательного характера, индивидуальные и групповые консультации, подготовку домашних заданий под руководством учителя, а также часы школьного компонента, используемые на поисково-исследовательскую деятельность учащихся, по решению Совета школы могут не учитываться при определении соответствия нагрузки учащихся нормам максимальной обязательной аудиторной нагрузки.

2. При проведении занятий по иностранному языку (1-12-й кл.) и трудовому обучению (5-12-й кл.), физической культуре (8-12-й кл.), по основам информатики и вычислительной техники, физике, химии и исследовательской деятельности (во время проведения практических занятий) производится деление классов на две группы в городских учебных заведениях при наполняемости 25 и более человек, в сельских – 20 и более человек.

3. При наличии необходимых средств возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью, а также деление на группы в 1-3-х классах при изучении иностранного языка.

4. Базисный учебный план финансируется во всех видах общеобразовательных учреждений не ниже максимальной учебной нагрузки учащихся.

Факультативные, индивидуальные, групповые занятия финансируются в зависимости от количества групп, определяемых образовательным учреждением, и независимо от количества учащихся в группе.

5. В приложении даются примерные учебные планы: Примерный учебный план средних общеобразовательных учреждений Российской Федерации с русским родным языком обучения, а также для средних (полных) общеобразовательных учреждений Российской Федерации с русским родным языком обучения; для средних общеобразовательных учреждений Российской Федерации с родным (нерусским) языком обучения и для средних общеобразовательных учреждений Российской Федерации с русским (неродным) языком обучения.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте