Профилактическая работа в образовательной организации – это многоаспектный, сложный и продолжительный по времени процесс. Специфическая задача школы в сфере предупреждения правонарушений заключается в организации ранней профилактики, в основе которой создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у учащихся определенного возраста.
Важнейшими подходами к проблеме профилактики правонарушений несовершеннолетних являются обеспечение социально-педагогической насыщенности воспитательной деятельности, создание благоприятной социальной среды, в которой правовые нормы и нормы морали играют решающую роль в воспитании детей, в формировании у них социально ценных качеств личности, востребованных в обществе и государстве. Решающее значение в предупреждении и искоренении правонарушений несовершеннолетних имеют специальные мероприятия для педагогов, школьников и их родителей по формированию правовой культуры. Важная роль в этой работе отводится совету по профилактике в школе, на который возлагается широкий спектр обязанностей по профилактике правонарушений.
Совет по профилактике школы «Спектр» – это коллегиальный орган, который создается для организации работы по предупреждению безнадзорности и правонарушений обучающихся и включает в себя представителей администрации, психолого-педагогической службы, а также приглашенных из органов межведомственного взаимодействия сотрудников.
Направления работы совета по профилактике в нашей школе включают в себя как определение общей стратегии и тактики профилактической работы в школе, так и организацию индивидуальной профилактической работы с детьми группы риска. Результатом хорошо спланированной (стратегически и тактически) профилактической работы является создание действенной системы профилактики в школе. А эффективность индивидуальной профилактической работы на основании планов ИПР определяется количеством детей с положительной динамикой в поведении и успеваемости.
Результативность индивидуальной работы с ребенком зависит от качества разработанного плана индивидуальной профилактической работы для учащегося с учетом его личностных особенностей, оценки социальной ситуации развития и факторов риска.
С целью повышения качества профилактической работы в школах специалисты ГППЦ ДОНМ разработали в 2022‑2023 учебном году новый пакет документации, регламентирующий систему работы по сопровождению школьников и своевременному выявлению среди них группы риска. С сентября 2023 года рекомендуемая ГППЦ ДОНМ система организации профилактической работы была внедрена в воспитательную программу школы «Спектр». Контрольная функция за подготовкой и реализацией индивидуального плана профилактической работы с учащимся осуществляется советом профилактики.
Первый этап сопровождения включает в себя анализ социальной ситуации развития ребенка и оценку факторов риска. Для изучения актуальной ситуации специалистами и педагогами школы составляется чек-лист, в который включаются как внешние, так и внутренние факторы риска. Анализ внешних факторов позволяет понять особенности семьи и взаимоотношения в ней, выявить наличие затруднений в обучении и взаимодействиях со сверстниками, участие в деструктивных группах. Изучение и дополнительная психологическая диагностика личностных характеристик (внутренние факторы) позволяют выявить текущую эмоциональную стабильность или нестабильность учащегося.
На втором и третьем этапах разрабатывается и реализуется комплекс мер по психолого-педагогической поддержке ребенка (план ИПР). Главным требованием к составлению индивидуального плана профилактической работы с учащимся является максимальная конкретизация сроков выполнения плана, психолого-педагогических мероприятий, ответственности специалистов и сотрудников школы за реализацию составленной ими программы мероприятий.
На четвертом этапе советом профилактики школы «Спектр» принимается решение о продлении или прекращении проведения индивидуальной профилактической работы с ребенком на основе изучения маркеров положительной динамики по результатам проведенной работы.
Валентина ГРЕЦОВА, социальный педагог школы «Спектр»
Комментарии