search
main
0

Из чего сделаны слова? Учебно-методический комплект по русскому языку для начальной школы

Новое содержание образования реализуется в вариативных программах и учебниках, и сегодня школа, учителя и родители могут выбирать тот учебно-методический комплект, который наиболее полно соответствует по-новому осмысленным целям и задачам образования. Современная школа не должна загружать ребенка разнообразными знаниями – они нынче быстро устаревают. Главное заключается в том, чтобы воспитывать у ребенка желание и способность самостоятельно учиться всю дальнейшую жизнь, умение быстро приспосабливаться к новым жизненным реалиям. Кроме того, необходимо сформировать у ребенка такие качества личности, как способность сотрудничать, общаться с другим человеком, понимать его. В решении этих задач предмету «русский язык» принадлежит едва ли не ведущая роль. Выбор программы обучения русскому языку и созданного на ее основе учебника должен определяться тем, насколько обновлено их содержание, соответствует ли оно целям современного образования, решаются ли авторами задачи развития личности ребенка, его мышления, творческих способностей, воспитания интереса к учению, формирования желания и умения учиться. Этим требованиям в полной мере отвечает учебно-методический комплект по русскому языку для начальной школы авторов Ломакович С. и Тимченко Л. (М.: Дрофа, 2006).

Мы попытались решить такие специфически предметные задачи, как освоение учащимися системы знаний по русскому языку, формирование прочных умений и навыков, воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному слову, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, стремление совершенствовать собственную речь.

В учебно-методический комплект входят: программа по русскому языку для начальной школы, учебники и рабочие тетради, тетради для контрольных работ, а также методическое пособие для учителя. В этом году школа получит комплект для 1 класса, который является логическим продолжением учебно-методического комплекта по обучению грамоте О.В.Кубасовой «Для сердца и ума» (М.: Дрофа, 2004).

Наиболее важным отличием нашего учебника для 1 класса от целого ряда имеющихся школьных учебников является то, что он ориентирован на развивающий эффект в обучении русскому языку. Внимание учеников фиксируется не столько на вопросе что, сколько на вопросах почему это так и как с этим действовать.

Учебный материал задан в учебнике в последовательности, понятной ребенку, когда добываемые им знания необходимы для решения возникших задач. Каждое новое знание вытекает из предыдущего, поэтому его усвоение становится осознанным, а значит, доступным и посильным для ребенка. Такой подход избавляет детей от излишнего запоминания, что отвечает требованию охраны их здоровья. Важное содержательное отличие наших учебников то, что в них преодолен господствующий в обучении младших школьников концентризм учебного материала, когда к одной и той же теме ученики обращаются из года в год, что не мотивировано ни для учителя, ни для учеников. Уже на втором концентре дети утрачивают интерес к предмету: зачем снова изучать то, что уже известно? От них ускользает логика развертывания учебного материала, он превращается для ребенка в набор разрозненных сведений.

Полагаем, что достоинством учебника является его обращенность к ребенку. Мы учитывали то, что дети приходят в 1 класс с разным уровнем готовности к школе, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизическом развитии. Учебник ориентирован на то, чтобы учесть способности каждого, создать условия для индивидуального развития. Так, например, в учебнике предлагается значительно больше заданий, чем это необходимо, и учитель может подобрать задания, посильные для детей с разным уровнем развития. Кроме того, задания, трудные в одном классе, могут быть приемлемы и интересны в другом. Внимание к ребенку проявилось и в том, что в учебнике реально соблюден баланс научности содержания и принципа доступности, соответствия возрастным особенностям детей. Это сказалось и на самом отборе учебного материала, и в методических способах его интерпретации, и в подборе иллюстративного материала. Учебник отличает особая педагогическая стилистика – ребенок находится в атмосфере уважительности при полном отсутствии авторитарности как методического стиля. Ученикам предоставляется право на собственное мнение, они учатся обмениваться мыслями, убеждать, отстаивать свою точку зрения и становиться на точку зрения другого. Задания учебника сопровождены такими обращениями к ребенку, как: «Докажи, что…», «Объясни, как будешь действовать», «Как ты думаешь, почему…», «Выясни, кто прав» и пр.

Очевидно, что работать с учебником ребенок начинает вместе со взрослыми – учителем и родителями, которые всегда рядом, а это значит, что ребенок входит в процесс учения не одиноким путником. Поэтому задания в учебнике для 1 класса нацеливают на совместную работу взрослого и ребенка. Взрослый прочитывает задание, уточняет его условие, но задачу ребенок решает самостоятельно или вместе со своими сверстниками, получая первые уроки сотрудничества.

Методический аппарат учебника задает модель отношений между учителем и учениками (все они сотрудники в трудном процессе познания), а также создает условия, которые поддерживают у детей уверенность в достижении положительного результата при решении различных задач, освобождает их от опасения ошибиться.

Содержание учебника для 1 класса продолжает линию, заложенную в упомянутом учебном пособии О.В.Кубасовой. Повторяя и систематизируя то, что было сделано в период обучения грамоте, учебник содержит также принципиально новое. Это своеобразное введение в начальный курс русского языка, знакомство с языком через основные его единицы – слово и предложение, выяснение их отличительных особенностей и роли в языковом общении, в тексте, что служит задаче развития речи учащихся.

В учебнике предусмотрено обогащение словарного запаса детей: внимание к лексическому значению слов, определение слов по их толкованию, решение кроссвордов, отгадывание загадок, подбор к словам синонимов и антонимов, объяснение происхождения отдельных слов. Важный аспект лексической работы – обращение к тематическим группам слов, наблюдение над сочетаемостью этих слов.

Работая с предложениями, ученики учатся вычленять их из текста, правильно интонировать, распространять предложения для наиболее полного раскрытия мысли. Развить устную и письменную речь детей позволяет работа с текстом: определение его темы и главной мысли, подбор заголовков, восстановление деформированных текстов, составление текстов по опорным словам и т.п. Ученики осваивают принятые в русской культуре формулы речевого этикета, овладевают диалогической и монологической речью: составляют диалоги на заданные рисунками ситуации, небольшие рассказы по сюжетным картинкам.

В каждом разделе учебника – «Слово», «Предложение», «Текст» – выделяются основные темы, которые раскрываются в серии уроков. Количество уроков в учебнике соответствует учебным часам, предусмотренным программой, и отвечает стандарту начального образования. Каждый раздел и глава завершаются итоговыми уроками.

Особенность учебника состоит и в способе представления в нем учебного материала. Каждый раздел и урок начинаются заданием, при выполнении которого учащиеся сталкиваются с ситуацией, порождающей задачу. Эта задача отражена в названиях тем и отдельных уроков, имеющих вид вопросов: «Из чего сделаны слова?», «Какие слова в предложении главные?», «Что я узнал в 1 классе? Чему научился?». Содержание заданий позволяет организовать проблемно-поисковую работу и обеспечивает решение поставленных задач, в том числе и конкретно-практических, направленных на овладение разнообразными умениями и навыками. Это отражено в названиях общих тем: «Обозначаем звуки буквами», «Пишем слова с орфограммами», «Составляем из слов предложения», а также тем отдельных уроков: «Определяем звуки в слове», «Сравниваем звуки и значения слов» и др. Новые знания фиксируются в виде схем, моделей, таблиц. Это, с одной стороны, позволяет представить в наглядной форме то, что недоступно для непосредственного наблюдения, а с другой – избавляет первоклассников от необходимости удерживать в уме новые для них языковые факты.

Помещенные в учебнике задания учат ребенка работать с книгой: воспринимать условия заданий, действовать точно по инструкции. Помогают в этом словесные комментарии, в которых отражены добытые знания и алгоритмы действий на их основе.

В учебник включены специальные задания на взаимный контроль, а также на самоконтроль. Это задания, побуждающие ребенка сравнивать результаты собственной работы с результатами соседа по парте и других учеников, оценивать их соответствие поставленной цели, задания на корректуру текста, на выбор правильного ответа из нескольких предложенных. В учебник включены лингвистические игры, которые открывают возможности для детской выдумки и изобретательности.

Мы ввели в учебник персонажи, которые ставят ребенка в позицию обучающего: он учится находить чужие ошибки и исправлять их, определять причины возникающих трудностей и пути их устранения, совершенствуя свои собственные умения и навыки. Таким в учебнике 1 класса является, например, Злой Вирус, который искажает компьютерные программы, а также воображаемые ученики, работы которых предлагаются детям для анализа и корректуры.

В учебнике помимо основного содержится и факультативный материал. Важно, что такой материал всегда вытекает из основного, активизируя познавательную деятельность учащихся.

Современный учебник отличает его практическая направленность. Думаем, наш учебник отвечает этому требованию. Все в нем подчинено задачам речевого развития и формирования коммуникативной компетентности школьников. В нем органично соединены языковая теория и речевая практика: обучение построено так, что знания о русском языке помогают формировать речевые умения, развивать «чувство языка», сознательно отбирать и использовать в своей речи то, что есть в языке, стремиться к нормативной речи.

Мы старались, чтобы учебник был интересен ученику. Материалом для заданий послужили не только учебно-примитивные тексты, но и тексты познавательного характера, расширяющие кругозор ребенка.

Важная роль в учебно-методическом комплекте отведена рабочей тетради, которая помогает организовать самостоятельную работу ученика. Работа с тетрадью отвечает деятельностной направленности современного обучения русскому языку, способствует воспитанию учебной самостоятельности учащихся. Показательны в этом отношении формулировки заданий, которые начинаются словами подчеркни, обведи, раздели линиями, соедини стрелками, распутай путаницу. Работая с тетрадью, ученики знакомятся с тестами: выбирают и отмечают один из вариантов ответа.

В тетради есть также элемент занимательности, например, разгадывание кроссвордов: ученик вписывает буквы в нужные клеточки, подыскивая заданные слова по их толкованию или с опорой на картинки.

Все задания рабочей тетради и упражнения относятся к тому или иному уроку и служат продолжением учебных материалов учебника. Дополнением к итоговым урокам учебника являются помещенные в рабочей тетради проверочные работы.

Отработку каллиграфических навыков, заложенных в период обучения грамоте, продолжает рубрика рабочей тетради «Учимся писать правильно и красиво».

В учебный комплект по русскому языку включено также пособие для учителя. В нем описана методика обучения русскому языку с учетом возрастных особенностей первоклассников: методические приемы и педагогическая технология процесса обучения, действия учителя в различных учебных ситуациях, возникающих на уроке. Комментарии к учебнику помогут учителю разобраться в его содержании и определить роль и место учебника в процессе обучения, построить работу с детьми, подчиняя ее логике развертывания учебного материала и задачам курса. В пособии приведены ориентировочные конспекты ключевых уроков, типы заданий, учебные игры, рекомендации к проведению различного типа диагностических работ. В конце пособия дан список работ по теории и практике обучения русскому языку в начальной школе.

Мы старались органически соединить языковую теорию с речевой практикой, когда знания о языке становятся прочной основой для успешного формирования и совершенствования различных видов коммуникативной деятельности.

Светлана ЛОМАКОВИЧ, Лариса ТИМЧЕНКО

Сведения об авторах

Ломакович С.В. – доктор филологических наук, профессор кафедры общего языкознания Харьковского национального педагогического университета, ведущий специалист Центра психологии и методики развивающего обучения, автор учебно-методического комплекта по русскому языку для начальной школы (система развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова) – победителя конкурса по созданию учебников нового поколения.

Тимченко Л.И. – старший научный сотрудник кафедры психологии Харьковского национального университета, ведущий специалист Центра психологии и методики развивающего обучения, автор учебно-методического комплекта по русскому языку для начальной школы (система развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова) – победителя конкурса по созданию учебников нового поколения.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте