В Московском городском физкультурно-спортивном обьединении состоялось чествование атлетов МГФСО, отличившихся на ХVI летних Олимпийских играх в Атланте. Об их достижениях, о том, как Москва готовится провести под патронажем Международного Олимпийского комитета Всемирные Юношеские игры 1998 года, рассказывает генеральный директор МГФСО – заместитель председателя Московского комитета образования Лев КОФМАН.
– Любители спорта хорошо знают итоги выступления российских спортсменов на Играх в Атланте, где они завоевали 26 золотых медалей, а всего – 63 награды. Могу добавить, что спортсмены спортивных школ МГФСО – 32 учащихся и 11 выпускников – стартовали в 16 видах спорта и девять раз поднимались на олимпийский пьедестал, завоевав шесть золотых наград, две серебряные и одну бронзовую. 11 наших спортсменов заняли четвертое место, 9 – пятое и три – шестое места. На счету москвичей девять высших наград. Из них три медали завоевали наши учащиеся и три – воспитанники школ МГФСО.
Наиболее ярко выступила выпускница нашей СДЮШОР N 10 по легкой атлетике (директор Э.Григорян) Светлана Мастеркова, ныне выступающая под флагом Российской Армии. Она выиграла две золотые медали на дистанциях 800 и 1500 метров.
Учащийся СДЮШОР N 7 по фехтованию (директор В.Родионов) Сергей Шариков (тренер В.Пучков) завоевал золотую медаль в командных соревнованиях саблистов и серебряную медаль в личных соревнованиях. Выпускник той же школы Дмитрий Шевченко (тренер М.Мидлер) занял первое место в командных соревнованиях рапиристов, а учащаяся этой же школы мастер спорта Карина Азнавурян (тренер А.Кислюнин) стала бронзовым призером в командных соревнованиях шпажисток. Наши замечательные гимнасты капитан сборной команды России Алексей Воропаев и Сергей Харьков одержали победу в командных соревнованиях. Оба они – учащиеся СДЮШОР N 15 (директор В.Мельников, тренер Д.Державин).
Серебряную награду завоевала, помимо саблиста Сергея Шарикова, и Яна Батыршина в художественной гимнастике (тренер И.Винер).
Нас не могут не радовать эти результаты, которые превзошли все наши прежние достижения, хотя в некоторых видах олимпийской программы мы рассчитывали на большее. Неудачно, ниже своих возможностей, выступили борцы греко-римского стиля, велосипедисты, некоторые легкоатлеты, представители ряда игровых видов спорта, прыгуны в воду. Считаю, что результаты наших спортсменов могли быть и лучше, если бы не предвзятое судейство в таких видах, как художественная гимнастика, синхронное плавание…
Кто бы мог, например, представить, что наш борец – классик Сергей Мартынов, за четыре года не проигравший ни одной схватки, в Атланте будет только восьмым? Настолько высок морально-волевой и психологический подьем соперников, настолько серьезно готовятся спортсмены, что с меркой даже первенства мира к Олимпийским играм подходить нельзя.
Уроки Игр в Атланте нами тщательно анализируются. Уже сейчас с их учетом началась подготовка к следующей Олимпиаде в Сиднее в 2000 году. Считаю, что наша концепция подготовки к Играм-96 была правильной, хотя трудностей пришлось преодолевать немало.
Вернувшись из Атланты, мы с еще большим вниманием занялись подготовкой Всемирных Юношеских игр 1998 года в Москве, идею проведения которых первым выдвинул мэр Москвы Юрий Михайлович Лужков, а лично поддержал ее президент МОК Хуан Антонио Самаранч, считающий, что такие Игры являются, как он сказал, младшим братом Олимпийских игр.
Работа идет вовсю. Созданы Исполнительная дирекция, директораты по 13 видам спорта, практически готов проект строительства Олимпийской деревни, спортивных сооружений – бассейна, зала, общеобразовательной школы, где во время Игр будет расположен культурный центр, наших гостей примут также гостиницы “Украина”, “Салют” и другие.
В преддверии Игр мы проводим посвященные им соревнования, “обкатываем” наши спортивные арены, готовим спортивные резервы. Так, недавно в Москве прошел теннисный турнир на кубок МГФСО, баскетбольный памяти знаменитого тренера Александра Зинина, на очереди проведение международных стартов по видам спорта, входящих в программу Игр.
Главнейшей нашей задачей является физическое воспитание всех молодых людей. Этим мы занимаемся начиная с дошкольного возраста, разрабатываем и проверяем на практике методику урока в школе, включая вопросы, связанные с организацией внеклассной и внешкольной работы во всех учреждениях, связанных с физической культурой и спортом. Всемирные Юношеские игры помогут нам активизировать эту благородную работу.
Владимир ВАТУТИН,
Алексей ТАИРОВ
Аргентинцы, испанцы – позади
В августе этого года Россия впервые была представлена на паралимпийских играх в Атланте самостоятельной спортивной командой (о ней мы рассказывали в “УГ” N 33).
В Играх участвовали спортсмены-инвалиды из 136 стран. В итоге российская сборная заняла 16-е место, и это неплохой результат – так считают руководители нашей делегации: спортсмены выступали в девяти видах из 17. Завоевали 57 медалей. Но дело не в медалях.
Может ли человек, потерявший зрение или прикованный к инвалидной коляске, считать себя полноправным членом общества? Как внушить родителям несложную истину: спорт – единственная возможность если не избавить их детей от тяжелого недуга, то хотя бы вселить в них уверенность в себе, надежду на будущее.
Это отнюдь не пустые слова. Приведу лишь несколько примеров, которые поведал президент Федерации спортсменов-инвалидов России Лев Николаевич Селезнев. Он просто восхищался нашими футболистами, которые заняли второе место, обойдя аргентинцев, бразильцев и испанцев. Причем средний возраст нашей команды 15-16 лет. Прекрасно проплыл дистанцию брассом и вольным стилем Альберт Бакаев, завоевав золотую и серебряную медали. Заслуживают внимания выступления наших легкоатлетов. На счету Риммы Баталовой 4 золотые награды. Они смогли превозмочь свой недуг, и в этом их главная победа!
Здесь уместно было бы вспомнить о школьном спорте. Освобождение от физкультуры детишки встречают “на ура”. Одни – чтобы пофилонить, другие – просто стесняются излишнего веса или недостатков в фигуре, так сказать, ставят на себе крест. Но если инвалиды выходят на старт Олимпийских игр, то о каком освобождении от физкультуры может идти речь у школьников. Занятия физкультурой могут быть и лечебными. Вот почему в прологе паралимпийских игр в Атланте состоялся научный конгресс, на котором обсуждались проблемы развития спорта для инвалидов.
Дмитрий ЕГОРОВ
На старт!
Ярким праздником спорта стал в столице День города, посвященный предстоящему 850-летию основания Москвы. О том, как он проходил, о новых веяниях в развитии массовой физической культуры среди молодежи рассказывает первый заместитель генерального директора МГФСО Леонид Заха╡ов.
– Особенность нынешнего праздника не только в массовости и широкой географии. Организаторы постарались передать проведение большинства состязаний и спортивных праздников непосредственно в муниципалитеты, префектуры и округа, в полной мере использовать их сооружения, расположенные рядом с местожительством любителей активного отдыха.
Это позволило привлечь на беговые дорожки, футбольные поля, игровые площадки десятки тысяч семей, родителей с детьми.
А теперь мы планируем провести смотр оздоровительной работы в учебных заведениях города.
С этой целью разработана личная карточка участника физкультурно-оздоровительных мероприятий, посвященных 850-летию Москвы и Всемирным Юношеским играм 1998 года в нашей столице. Эта карточка предполагает регистрацию тестовых самостоятельных испытаний в выносливости и быстроте (бег), в скоростно-силовых качествах (поднимание туловища из положения лежа на спине), в силе (подтягивание и вис на согнутых руках), в гибкости (наклон вперед).
Тестовые испытания – лишь первая часть намечаемых московских спортивно-оздоровительных игр на приз мэра Москвы. А вторая – спортивные соревнования, конкурсы и викторины. Участие в каждой номинации программы дает 25 баллов. Если в течение двух лет каждый наберет 850 баллов, он будет награжден памятным значком Всемирных Юношеских игр, дипломом, а лучшие из лучших получат знак “Отличник физической культуры”. Сами игры организуются под патронажем мэрии Москвы, а их непосредственно проводят оргкомитеты административных округов, муниципалитетов и судейские коллегии на местах.
Могу добавить, что недавно мы разработали программу и методические рекомендации непрерывного физкультурно-оздоровительного образования “Физкультура от 3 до 17 лет”, которая успешно внедряется в образовательных учреждениях Москвы.
Есть ли статус у подвала?
О Законе г. Москвы “О физической культуре и спорте”
Всемерная поддержка физической культуры и спорта является приоритетной задачей государства. Эти ключевые слова содержатся в Указе Президента РФ от 22 ноября 1993 г. N 1973 “О протекционистской политике Российской Федерации в области физической культуры и спорта” (в ред. Указа Президента РФ от 06.03.95 N 244).
Задача эта является общей для федерального уровня и субьектов Федерации, поскольку пункт “е” статьи 72 Конституции РФ относит вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта к совместному ведению Российской Федерации и ее субьектов.
Вот с этой точки зрения мы и рассмотрим, как вписывается Закон города Москвы в ткань российского законодательства и как реализуются права субьекта Федерации. При этом не забудем, что Москва является одновременно и субьектом Федерации, и городским поселением.
27 апреля 1993 года за N 4868-1 были приняты Основы законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте. Статья 4 этих Основ устанавливает компетенцию Российской Федерации в области физической культуры и спорта.
А относительно компетенции республик, краев и других субьектов Федерации установлено (статья 5 Основ), что они самостоятельно и в полном обьеме осуществляют развитие физической культуры и спорта, включая международные спортивные связи, по всем вопросам, кроме отнесенных к ведению Российской Федерации. Что касается органов местного самоуправления, то их возможности описаны в Федеральном Законе “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” N 154-ФЗ от 28.08.95 г. Поэтому московский Закон должен был в первую очередь конкретизировать положения Основ. Например, какая организация может считаться спортивной? У всех на памяти стадионы, превратившиеся в автостоянки, магазины, ярмарки, где раздевалки стали складами, а поля вытоптаны продавцами и покупателями. Статья 1 Закона г. Москвы определяет, что под физкультурно-спортивными организациями понимаются коммерческие и некоммерческие организации независимо от их организационных форм и форм собственности, основным видом деятельности которых является оказание услуг в области физической культуры и спорта. А что такое спортивное сооружение? Если в Основах федеральные требования предьявляются в части строительных, санитарных и других нормативов, то Закон города Москвы конкретизирует и эту норму.
В статье 7 сказано, что под физкультурно – оздоровительными и спортивными сооружениями в настоящем Законе понимаются обьекты, созданные для занятий физкультурой и спортом (стадионы, дворцы спорта, бассейны, спортивные площадки, специально оборудованные под спортивные залы нежилые помещения и т.д.), а также переданные в оперативное управление высшим и средним образовательным учреждениям, осуществляющим подготовку специалистов в области физической культуры и спорта. Обратите внимание, что спортивным сооружением по смыслу указанной нормы может быть и подвал, если он соответствующим образом оборудован и отвечает всем требованиям. А, следовательно, на деятельность спортивного сооружения могут распространяться и соответствующие льготы. Но об этом – ниже.
Поскольку статус спортивной организации и спортивного сооружения определен, постольку необходимо его более подробное регулирование. Поэтому установлено, что все сооружения делятся на городские государственные и районные (муниципальные), а их деятельность поддерживается городскими и районными органами власти, включая льготное налогообложение. Перечень городских сооружений для занятий физической культурой и спортом населения и требования к ним устанавливаются Правительством Москвы. Перечни районных (муниципальных) сооружений для занятий физической культурой и спортом населения устанавливаются главами районных Управ.
Отдельно стоит вопрос о земельных участках, на которых располагаются стадионы. Например, статьей 8 пункт 2 установлено, что правовой режим указанных земельных участков определяется их специальным целевым использованием, устанавливаемым городскими властями. При этом запрещается, без специального разрешения Правительства Москвы, каким бы то ни было организациям проводить проектные, изыскательские, строительные и другие работы на участках, занятых под физкультурно-оздоровительные и спортивные сооружения, для последующего их использования по иному (нецелевому) назначению. Эта норма получила развитие и в других статьях Закона.
Таким же образом отрегулированы и вопросы приватизации физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений.
Естественно, наиболее занимательная тема – финансирование. Закон города Москвы предусматривает (статья 10) финансирование физической культуры и спорта в городе Москве за счет бюджета города, средств Фонда развития физической культуры и спорта Москвы, средств внебюджетных фондов развития административных округов и районов города, средств от хозяйственной деятельности спортивных сооружений, часть средств от всех направляемых в бюджет города Москвы видов налогов, а также определяет другие источники средств.
Более того, определено, что ассигнования на финансирование физической культуры и спорта указываются в бюджете города Москвы отдельной строкой в обьеме до 1 процента бюджета города Москвы. Определены и организации, которые являются распорядителями кредитов по этим средствам.
И опять стоит вернуться к федеральному законодательству, поскольку финансирование спортивной деятельности может осуществляться и иными способами. Например, установлением налоговых льгот. Теперь, когда статус спортивного сооружения и спортивной организации установлен, определены иные критерии их деятельности, гораздо проще принять решение о предоставлении налоговых льгот. Труднее дело обстоит с введением целевых сборов или местных налогов. До последнего времени органы власти пользовались нормой пункта 7 Указа Президента РФ N 2268 от 22.12.93, которая предоставляла право вводить местные налоги дополнительно к тем, что содержатся в законе “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” N 2118-1. Однако 18 августа 1996 г. президент издал Указ N 1214, которым отменил действие указанного пункта и предписал органам государственной власти субьектов РФ отменить с 1 января 1997 г. свои решения о введении дополнительных налогов и сборов, не основанные на Законе “Об основах налоговой системы в РФ”. Аналогичные решения следует принять и органам местного самоуправления.
Тем не менее существующее законодательство дает достаточно широкие возможности для финансовой поддержки физической культуры и спорта. Особенно, если обьединить усилия спортивной общественности с работой детских, образовательных, культурных организаций.
Юрий ШАРАНДИН,
заведующий государственно-правовым отделом Московской городской Думы
Комментарии