search
main
0

Июнь, июль, август!.. Или когда ходить на работу не надо

Мы продолжаем публиковать эссе победителей Всероссийского конкурса для директоров школ «Есть проблемы? Найдутся решения!». Начало смотрите в №47 от 20 ноября 2012 года.Сухая статистика публичного доклада Управления образования администрации города Екатеринбурга свидетельствует: педагоги со стажем работы свыше 20 лет в общем кадровом составе преобладают – их 40%. Безусловно, это наиболее мобильная группа, способная профессионально меняться в соответствии с новыми условиями и требованиями, предъявляемыми к современному педагогу. 36% педагогических работников – это люди пенсионного возраста, из них 21% – руководители. Правда, за последние три года число молодых учителей в екатеринбургских школах составило 27%, все равно приток этой категории специалистов по-прежнему невелик – 2-3% в год.

И как бы ни поднимался сегодня статус учителя  – достойная зарплата, комфортные условия труда, государственная поддержка лидеров образования, – по-прежнему выпускники педагогических вузов выбирают туристические фирмы (учителя иностранных языков, географии), банковскую систему (учителя математики и информатики), фитнес-центры и охранные предприятия (учителя физической культуры и ОБЖ).Что может предложить молодому специалисту директор школы? Ведь у будущих учителей еще свежи в памяти образовательные учреждения конца 90-х – обшарпанные стены, 10 компьютеров на всю школу, разрушенные теплицы…Безусловно, это должна быть не просто встреча со студентами, мастер-классы авторитетных педагогов – учителей года и победителей приоритетного национального проекта «Образование». Круглый стол,  презентация, ярмарка вакансий…Выбор нетрадиционных форм остановился  на педагогическом десанте команды администрации и учителей лицея в Уральский государственный педагогический университет. Привлекательность сферы образования для молодых специалистов возможна при создании им комплекса необходимых условий для работы и общения. Поэтому мое выступление перед выпускниками УрГПУ называлось «Десять причин, по которым выпускникам педуниверситета необходимо работать в лицее №180». 1) Творческий коллектив профессионалов. 2) Повышение педагогической квалификации на рабочем месте.   3) Комфортная образовательная среда и творческая атмосфера. 4) Современный учебный кабинет, занятия в группе здоровья.   5) Достойная заработная плата.6) Работа в совете молодых педагогов. 7) Участие в профессиональных конкурсах. 8) Первоочередное предоставление путевки в детский сад. 9) Замечательные ученики и их родители. 10) Льготная ипотека для работников сферы образования.Вот те достоинства, которые  существенно покрывают издержки педагогической профессии. И еще я очень люблю повторять афоризм, который родился в недрах кавээновской тусовки учителей года образца 2000-2002 годов:«Назовите три причины, по которым выпускнику педагогического вуза следует идти в школу». – «Июнь, июль, август!»«Уроки за одну минуту» победителей ПНПО, пресс-конференция, запуск бумажных самолетиков с адресом и телефонами лицея…А потом весь зал вместе с молодыми учителями запел:Это не забава,Это не игра,Ты теперь учитель,И тебе пораЗажигать, чтоб горело ясно,Зажигать, чтобы не погасло,Зажигать – по дороге знаний,Зажигать  – вот твое призванье!Разочарование пришло позднее. Результаты анкетирования показали, что в зале не было ни одного студента с факультетов математики, информатики, иностранных языков,  именно за этими специалистами отправлялся наш десант.Тем не менее от идеи мы не отказались и на следующий год целенаправленно шли именно на те факультеты, в чьих выпускниках были заинтересованы.Через неделю раздался звонок, потом второй,  третий… Встреча, беседа, экскурсия по лицею… Так у нас появились будущие победители и призеры городского конкурса «Молодой педагог».В 2011 году (год массового перехода на федеральный государственный стандарт) нас принимал Институт педагогики и психологии детства Уральского педуниверситета. Понятно, почему в состав десантной бригады вошли ученики начальной школы. Ну а  как устоять перед второклашками,  которые со сцены азартно рассказывают об электронных учебниках и дневниках и задорно поют?! На следующий день у дверей моего кабинета стояли пять юных будущих первых учительниц. Они еще не знали, что у этих милых третьеклашек достаточно амбициозные родители, а Юра до сих пор не умеет писать букву «к» и после прогулки надо обязательно высушить рукавички всего 2-го «А». Но это уже совсем другие проблемы,  которым тоже найдется решение.Теперь уже мы принимаем у себя студентов физического факультета УрГПУ.  Конкурс «Я – учитель», который проводится на основании совместного решения администрации лицея и деканата, – первая профессиональная проба будущих учителей-физиков.  Конкурсные мероприятия коренным образом отличаются от традиционной педагогической практики (прерогатива вуза со своей отчетно-зачетной системой). Это и уроки, экспертами которых являются учителя лицея – победители профессиональных конкурсов,  и КВН с командой одиннадцатиклассников, и разрешение педагогических ситуаций, и демонстрация методических приемов. Не каждый опытный учитель с ходу ответит на каверзный детский вопрос:  «Мне нравятся два мальчика из нашего класса. Один дает списывать мне, а другой списывает у меня. С кем мне дружить?» Или: «Папа говорит, что домашнее задание надо выполнять с самого трудного предмета, а мама советует, что полегче, а я их вообще не хочу выполнять. Что посоветуете вы?» А студенты отвечают серьезно, вдумчиво, доходчиво.Вот уже третий год девятнадцать молодых учителей лицея открывают первосентябрьскую линейку нашей лицейской песенкой:Сиреневые астры, кленовых листьев кружево – Учительнице первой торжественный букет…И я верю, что они действительно самые лучшие, в первую очередь для своих первых учеников.Да,  новое поколение учителей лицея №180 все ярче заявляет о себе в городском образовательном пространстве. Когда-то давно китайский мудрец Конфуций сказал: «Выбери себе дело по душе, и тебе никогда не придется ходить на работу».И  сегодня наши молодые педагоги приходят в лицей каждый день заниматься своей любимой математикой или историей,  играть в шахматы и конструировать из «Лего» шагающий экскаватор, выращивать экзотические цветы в экологическом центре и сажать деревья на Аллее памяти, спорить на политических дебатах и болеть за лицейскую футбольную команду, стрелять в тире и выпускать газету…Иногда  коллеги-директора спрашивают меня: «И что, никто не уходит?» «Уходят, – вздыхаю я и добавляю: – В декрет».​Алексей КРЫЛОВ, директор муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Лицей №180 «Полифорум», учитель года России-2001, Екатеринбург. Эссе по теме «Кадровые проблемы. Как привлечь молодых?»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте