Цели урока
1. Научить учеников оценивать действия руководителей и взаимоотношения в коллективе.
2. По конкретной ситуации уметь высказывать свое мнение и отстаивать его.
Участники ролевой игры заранее были подготовлены для исполнения ситуации в фирме “Электро”. После уроков мы собирались и репетировали, стараясь точно передать характер каждого сотрудника. Образы рождались в спорах, и мне было очень приятно отношение ребят к участию в постановке.
Фирма “Электро”
и ее директор
Действующие лица:
ведущий;
Иванов – директор фирмы “Электро”;
Каширина – ответственная за сбыт, бывший первый заместитель Иванова; шеф-секретарь;
сотрудница Кашириной.
Ведущий:
“Электро” – фирма в составе 150 работников, которая специализируется на выпуске электроприборов:
╥ кофемолок;
╥ бритвенных приборов;
╥ соковыжималок;
╥ мешалок.
Восемь лет назад глава фирмы дипломированный инженер Иванов начал выпускать кофемолки; каждые полгода он выпускал новую модель.
Фирма очень расширилась с тех пор, когда Иванов в 1983 году создал ее с коллективом в составе 8 человек. Успех связан с двумя причинами:
1. Производимые ею приборы первоклассного качества.
2. Надежны.
Решающим фактором успеха, однако, является система сбыта продукции: Иванов сбывает свои 4 вида продукции командой в составе 120 человек исключительно частным лицам.
Ответственным за сбыт является госпожа Каширина, бывшая ранее первым заместителем Иванова.
Каширина:
Наша служба сбыта четко организована и работает только на комиссионных началах. Работники сбыта очень хорошо подготовлены. Они получают 50% дохода от каждого проданного прибора.
Иванов:
К общим правилам ведения дел нашей фирмы относится следующее:
1. На каждый прибор дается гарантия 1 год.
2. Испортившиеся в течение этого времени приборы не ремонтируются, а заменяются новыми.
Покупатель просто отправляет свой дефектный прибор вместе с гарантийным талоном на фирму и взамен получает новый. Доля возвращенного товара в среднем за последние три года составляла около 2,5% от общего объема продаж.
Ведущий:
Но в последнее время ходят слухи, что Иванов собирается продать свое предприятие американской фирме. Ему якобы сделали очень выгодное предложение.
Каширина, путешествующая почти постоянно по зоне обслуживания и курирующая группы торговых агентов, услышала это при следующих обстоятельствах.
Место действия – ресторан. Вечерний ужин.
Каширина и ее сотрудница:
– Я слышала, что Иванов собирается продать наше предприятие одной из американских фирм!
– Как ты об этом узнала?
– Мне каждый вечер звонит Петр, а ведь ты знаешь, что он работает в нашей фирме в отделе контроля качества. А все наши работники группы, которой ты руководишь, заявляют, не задумываясь, что, если это верно, они будут искать себе другую работу. Работать под иностранным руководством они не собираются.
Ведущий:
Каширина, обеспокоенная, возвращается на фирму. На следующее утро она узнает от шеф-секретаря очередные новости.
Шеф-секретарь:
– Ты знаешь, Иванов разругался со своей женой и хочет разводиться. Рассказывают, что он вышвырнул свою жену на улицу. Но что касается слухов о продаже фирмы – это просто шутка. В конце концов мне как секретарю было бы известно, если бы велись переговоры.
Ведущий:
Только через неделю, 1 апреля, директор вновь появился на работе. В тот же день – впервые за все время существования фирмы – к своей работе приступает дирекционный ассистент. Его фамилия Жалев, и в последнее время он работал на дочерней французской фирме “Сименс Электрик”.
Шеф-секретарь:
– Господин Иванов попросил меня огласить всем сотрудникам внутреннее открытое информационное письмо:
Уважаемые коллеги!
Хочу опровергнуть безответственные слухи о продаже фирмы. Я готовлю дальнейшее расширение фирмы. Фирма намерена включить в свой ассортимент сбыт микроволновых печей.
Я намерен ожидать, что каждый из работников и впредь с ответственностью будет относиться к своей работе, как и прежде. Назначаю производственное собрание на последний день сего месяца, т.е. на пятницу, 28 апреля.
Ведущий:
В течение всего месяца ходили самые невероятные слухи: 19 апреля господин Дубинин якобы отправился в Гамбург, чтобы там тайно провести переговоры с японцами. Служба сбыта будет распущена и реорганизована; в будущем поставки будут производиться только на оптовые торговые предприятия; все агенты, если они останутся в фирме, будут получать твердую часть вознаграждения и дополнительное вознаграждение от оборота.
Каширина, сильно обеспокоенная этими слухами, обращается в середине месяца к директору.
Как и следовало ожидать, Иванов реагирует несдержанно.
Иванов:
– Я всегда считал, что политика фирмы и сбыта – мое дело. Работники как в сфере производства, так и в сфере сбыта должны быть благодарны, что я, будучи одаренным инженером, изобрел приборы, которые благодаря своему качеству и надежности пользуются большим спросом. Мне и впредь в голову не придет спрашивать у кого-нибудь разрешение на осуществление новых идей.
Ведущий:
В конце месяца состоялось производственное собрание, на котором Иванов заявил следующее.
Иванов:
Я не понимаю, почему могли возникнуть эти глупые слухи. Все остается по-прежнему, за одним исключением: вместо собственного изобретения фирма “Электро” примерно через 3 месяца выпустит микроволновую печь, которая будет предложена на рынке по цене менее 300 немецких марок. Прибор монтируется в России по японской лицензии с применением произведенных в Японии электронных элементов переключения. Он не будет ремонтироваться, а в случае поломки – обмениваться на новый.
Комиссионный процент от этого нового прибора должен быть снижен до 25% от продажной цены, но зато изделие очень хорошо продается, так как не поступает, как обычно, в торговлю.
Ведущий:
После выступления господина Иванова весь персонал молчал.
По нему не было видно ни согласия, ни возражения.
После того как никто не изъявил желания выступить, в том числе и руководители, господин Иванов молча и покачивая головой вышел из зала.
После представления ситуации в фирме “Электро” всем ученикам предложено ответить письменно на следующие вопросы:
1. Какое отношение директора фирмы к своим работникам?
2. Как вы охарактеризуете поведение госпожи Кашириной?
3. Предположим, что вы пришли на фирму “Электро” в качестве специалиста-консультанта фирм: что вы порекомендовали бы господину Иванову, а также госпоже Кашириной относительно коммуникации и мотивации?
После того как ученики ответят на вопросы письменно и сдадут свои работы, проводится устная дискуссия по оценке ситуации в фирме “Электро”, обсуждение стиля руководства господина Иванова и поведения госпожи Кашириной. По ходу обсуждения выставляются оценки.
Надеюсь, что такие ролевые игры помогут точнее разобраться в ситуациях, которые встретятся на жизненном пути, помогут найти свой подход к работе, коллективу и руководителю.
Виктория НАЗАРОВА,
педагог технического лицея N 38
Гатчина,
Ленинградская область
Комментарии