search
main
0

Иван ЮСОВ, учитель русского языка и литературы школы надомного обучения №371: Быть учителем интересно!

​Если начать ab ovo, нелишним будет сказать несколько слов о корнях. Учительской карьере дедушки помешала война. Отец, осуществив свою заветную мечту, стал все же художником, мама, заслуженный работник культуры, 38 лет была преподавателем художественной школы, из них 20 работала также методистом. Я рос в артистической среде, в волшебном мире цветов, звуков и форм. Две взаимодополняющие линии – тяга к преподаванию и эстетическое восприятие мира – думаю, соединились во мне.

В памяти нашей семьи хранится предание о том, как однажды мама, придя за мной в детский сад, с удивлением обнаружила, что все его маленькие насельники повторяют вслед за Ваней Юсовым: «Копать!..» Желание докопаться до самой сути я стараюсь пробудить и в своих учениках, заглушая их порой неуемное любопытство здоровой любознательностью.Трудно не согласиться с Эдисоном в том, что самый фантастический гений на 99% состоит из потения. Труд, в том числе физический, в немалой степени определяет успех педагогического начинания. На своих уроках я постоянно устраивал динамические паузы и физкультминутки; думаю, что сам преподаватель если и не должен становиться победителем спортивных соревнований, то по крайней мере может активно бороться с гиподинамией.Признаюсь, что в педагогической деятельности неплохую службу мне сослужило юношеское увлечение вокалом. Я убежден: пение очищает душу. На уроках мы поем песни на стихи изучаемых авторов, пропеваем скороговорки, используя технику ритмичного скандирования, работаем над интонацией.В первые годы жизни ребенок осваивает миллионы языковых форм и смыслов. До сих пор ученые ломают головы над тем, как это возможно. Задача педагога, особенно учителя-филолога, – помочь учащемуся войти в этот прекрасный мир, стать сотворцом и участником словесного торжества.В хитрую западню, в лукавые, им же самим расставленные сети попало сознание современного человека, разведя по разным словарным статьям значения слова мир: 1) вселенная, общество – мiръ старой орфографии и 2) согласие, душевный покой, то есть миръ. (Сходная история, кстати, произошла со словом свет.) Кто сейчас знает и помнит, кроме филологов, что когда-то эти два смысла были едины: миром и называли людей, связанных согласием. Иначе как правильно понять пословицу: «В мiре жить – с миром жить»? Увы, с потерей детски наивного и чистого восприятия наших предков ушла в прошлое та нерасчлененность понимания двух миров, без которой они превратились чуть ли не в антонимы. Ведь сегодняшнее житие наше покоится отнюдь не на началах любви, а всего лишь на принципах взаимной выгоды…Достоевский пришел все к той же старой, «биллион раз» повторенной истине: «Люби других как себя, вот что главное, и это все, больше ровно ничего не надо». Все это справедливо и для века XXI. Пытаясь усовершенствовать свой социум, сделав его чуть более справедливым, чуть более пригодным для проживания, мы не можем (не получится!) думать только о своей, индивидуальной свободе, которая не видит, как правило, дальше своего коротенького носа. Хорошо бы еще нам научиться и у братьев меньших их великому терпению и взаимопомощи, чтобы человеческий мир стал, как ни парадоксально, более человечным.Это трудно. Но если каждый богатый, здоровый, умный в меру сил попробует поделиться тем, что досталось ему легко и, как правило, даром, с другим, кто всего этого лишен, тогда не нужны и бесполезны станут средостения вражды, все эти баррикады, возведенные гордым человеческим разумом, тогда ближе и понятнее будет тютчевский завет, обращенный к нашему поколению: «Единство, – возвестил оракул наших дней, – // Быть может спаяно железом лишь и кровью…». // Но мы попробуем спаять его любовью, – // А там увидим, что прочней…»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте