Я должен отметить даже не формальные критерии, а основной принцип рейтинга, из которого мы исходили. Этот принцип реализован и апробирован в Москве в последние три года: любая оценка образовательного учреждения – это не какие-то абстрактные средние баллы или еще что-то, а соотнесение результатов работы школы с теми задачами, с теми ожиданиями, которые хотят получить от школы заказчики, а это в первую очередь семья, государство и общество. Соответственно из всего комплекса этих задач для первого общероссийского рейтинга мы выбрали только две задачи: предоставление массового качественного образования ребятам и развитие талантов.
Важно отметить, что мы используем не какие-то экспертные оценки, не красивые представления школы – заявка, ролик, презентация, как сейчас принято и модно. Мы меряем реальные результаты работы: для того чтобы попасть в рейтинг Топ-500, школе не нужно было что-то делать, ей нужно было просто учить детей, а мы за нее все посчитали. Важно то, к чему стимулирует такой рейтинг, а стимулирует он к тому, чтобы достигать образовательных результатов. Список лучших школ – это, конечно, расхожее выражение, но он стимулирует школы показывать высокие образовательные результаты, вклад таких школ в успех учеников довольно велик. Показатели рейтинга стимулируют большее количество результатов и большую открытость школ. Нам часть задают такие вопросы: «А почему вы не считаете средний балл ЕГЭ?» Ответ очень прост, это вопрос: «Как достичь среднего балла ЕГЭ?» А сделать это можно совершенно тривиально. Мы как-то вели апробацию критериев ЕГЭ, это были очень широкие исследования в течение нескольких лет, и обнаружили в одном из регионов математическую школу, в которой средний балл ЕГЭ был равен 92. При этом когда мы спросили, как они работают, выяснилось, что они набирают в 9-й класс 100 человек, а из 11-го выпускают 30, все остальные куда-то уходят, не справляются. Мы что, хотим, чтобы школа отбирала учеников и выгоняла тех, кто не справляется с тем, что им дают? Нет, мы хотим, чтобы школа старалась учить каждого, чтобы она была открытой, чтобы сильная школа предоставляла возможность учиться в ней все большему и большему количеству учеников. Соответственно список лучших школ России, конечно, приятен школам, которые в него попали, но это еще означает, что эти школы выступают ориентиром, опытом, примером для других школ России. Если школа не вошла в этот список, не означает, что она плохая, это означает, что ей есть куда развиваться, что она найдет в этом списке близкую себе школу по условиям, по задачам, сможет воспринять опыт той школы. Мы надеемся, что этот список сильнее простимулирует регионы для того, чтобы поддержать те школы, которые вошли в него, и не просто даст им награды, а предоставит возможность работать больше – новые здания, какие-то новые финансовые ресурсы, новую технику, чтобы большее число ребят могли получать образование в этих школах. В этом смысле мы проанализировали динамику московских школ и поняли, что очень хорошо заметно, как наряду со школами, которые на слуху по 100-200 лет, заслуги которых формировались в советское время, а то и в царской России, появляются совершенно новые. Например, лицей № 1535, возглавляющий список школ Топ-25 и показавший фантастический рост в последние годы, возник относительно недавно. Среди московских школ, вошедших в Топ-500, очень много таких, что еще два года назад не вошли в московский рейтинг, но за прошедшее время воспользовались теми условиями, которые им давали, и сейчас вошли в список пятисот лучших российских школ. Это тоже пример, как можно развиваться. В московском рейтинге уже более широкий спектр параметров, туда даже вошли дошкольные отделения школ. В федеральном списке мы планируем в партнерстве с Министерством образования и науки РФ, с Общественной палатой РФ, с «Учительской газетой», с регионами расширять список. Проблема нынче в том, что мы очень деликатно подходим к измерителям, так как если начать мерить неаккуратно, то произойдет подмена понятий. Скажем, очень хорошо было бы померить, какая в школе атмосфера – дружественная или нет, но согласитесь, что это будет либо некорректно, либо свалится в какую-нибудь очередную показуху. Надо делать это очень тонко, мы над этим работаем, через некоторое время будет представлен проект критериев московского рейтинга будущего года, в котором мы увидим очень много интересных наработок, которые мы ведем в течение двух лет с московскими директорами, с Департаментом образования. Мне кажется очень важным отметить, что сейчас уходит из сознания руководителей школ и педагогических коллективов некоторый комплекс: да, есть школы с вековыми традициями, и нам до них как до Луны. Это не так. Москва – огромный город, дорога в нашем городе занимает много времени. Много лет тому я из Алтуфьева вместе с учеником ездил сначала на кружок мехмата МГУ, а потом четыре года в 57-ю школу. В математических школах раньше учили очень хорошо. Сейчас эта ситуация уходит, школы остаются, и дети, которые выбирают эту траекторию по своему психологическому складу, продолжают в них учиться, несмотря на расстояния. Но в этом году 579 школ столицы дали победителей и призеров регионального этапа Всероссийской предметной олимпиады школьников, то есть мы можем сейчас говорить, что любой ребенок, если рядом, скажем, в Отрадном есть хорошая школа, где победители по пяти предметам олимпиады, может не тратить время на езду в другую школу.
Комментарии