Участники школьных олимпиад заметно «помолодели» за последние несколько лет. Если раньше только старшеклассники соревновались в знании школьных предметов, то сегодня существует уже несколько олимпиад для учеников младших классов. Особенно популярны среди них математические, поскольку этот предмет – один из основополагающих в школьной программе. О том, нужно ли младшеклассникам становиться олимпиадниками по математике и как изменилось современное олимпиадное движение, рассказывает директор Центра педагогического мастерства Иван Ященко.
– Иван Валериевич, чем, на ваш взгляд, современные олимпиады отличаются от тех, что были 20-30 лет назад?
– Классические олимпиады по математике, такие как Всероссийская олимпиада школьников, традиционно проходят на бумаге – пишутся и проверяются вручную, а участвующие в них дети соревнуются друг с другом. Это формат хорошо зарекомендовал себя в средней и старшей школе, поскольку позволяет выявить талантливых и способных к математике учеников. Правила такой олимпиады просты и понятны, их задача – развить уже зародившийся в ребенке интерес к предмету и углубить его. Сейчас он также претерпел изменения, в соревнованиях по предметам участвуют все больше школьников, свои олимпиады проводят крупные вузы, помогая будущим абитуриентам определиться с профессией и попробовать себя в конкретном направлении.
Однако, на мой взгляд, наиболее важны олимпиады другого формата – те, в которых ключевым является не соревновательный элемент, а желание организаторов привлечь детей к занятиям математикой. Этот формат олимпиад пришел в школу только пару лет назад и хорошо подошел для начальных классов. Там дети пока нацелены на процесс, а не на результат. Обучение не должно сводиться к натаскиванию детей для сдачи ЕГЭ, ОГЭ или ВПР и ассоциироваться со скукой и рутиной.
– А как поддерживать в детях интерес к математике и вообще к обучению?
– Важно делать обучение актуальным и современным. Возможности современных цифровых платформ позволяют увлечь самых младших школьников, даже первоклассников: они могут перетаскивать грибочки в корзинку, расставлять чашки на столе во время чаепития из «Алисы в стране чудес», наглядно увидеть логический парадокс с рыцарями и лжецами – все это позволяет сделать интерактивный и онлайн-формат.
Недавно вместе с проектом «Яндекс.Учебник» мы запустили новую олимпиаду, которая полностью отражает наш взгляд на математику, методы ее преподавания в начальной школе, отвечает запросам времени и использует современные технологии. Она называется «Я люблю математику!» и призвана показать этот важнейший предмет с новой для ребенка стороны. В ней мы не будем выявлять победителей и проигравших – от соревновательного формата полностью отказались, а олимпиадные задания созданы так, что решить их сможет каждый участник, если приложит достаточно усилий. Базовых школьных знаний будет вполне достаточно, однако стандартных задач и шаблонных способов решения вы в ней не найдете. Чтобы справиться с задачей, придется использовать фантазию, абстрактное и логическое мышление – ответ придет не сразу, но найти его точно сможет каждый, если потратит достаточно времени и сил.
– А что дает участие класса в онлайн-олимпиадах самому учителю?
– Для многих педагогов это возможность не только поднять мотивацию в классе, но и попробовать использовать новые технологии в обучении. Мы находимся на пороге технологической революции в школьном образовании. В Москве уже активно работает Московская электронная школа, и онлайн-формат для многих не в новинку. Но в России пока есть регионы, где технологии не успели стать неотъемлемой частью образовательного процесса, поэтому им так важно получить возможность посмотреть и на развитие технологий, и на современный подход к обучению.
– А какие цели должна преследовать олимпиада для младшеклассников?
– В начальной школе мы говорим только об олимпиадах, в которых не стоит цели выявить лучших. С моей точки зрения, математические конкурсы для детей вообще вредны. Участие в них может демотивировать всех: как ребенка-победителя, который начнет считать себя лучшим математиком России, так и детей, не получивших призовых мест. Олимпиада должна приносить радость, давать полезный опыт, возможность увидеть другую математику – интересную, нестандартную, веселую. Если же не получилось что-то решить в олимпиаде, смотрите на это как на приглашение к изучению какой-то темы.
– Иван Валериевич, как подготовить ребенка к олимпиаде и мотивировать его к участию в ней?
– Участие в олимпиаде – дело абсолютно добровольное, поэтому заставлять ребенка не нужно. Можно просто предложить ему попробовать что-то необычное, непохожее на то, что он обычно делает на уроках математики. Если ребенок уже знаком с электронными устройствами, то онлайн-олимпиада будет выглядеть для него как красивая компьютерная игра. Именно с этой целью разработчики Яндекс.Учебника сделали интересное графическое оформление и использовали большое количество интерактивных элементов.
Комментарии