Все мы в Москве были рады за наши школы, за наших коллег, когда заместитель Председателя Правительства РФ Ольга Голодец представляла в открытой трансляции из пресс-центра МИА «Россия сегодня» объективный рейтинг Топ-500 российских школ: 139 московских школ вошли в этот рейтинг, наш мэр отметил – из 10 лучших школ 8 наши. Подчеркну, что во всех профильных рейтингах, рейтингах по направлениям тоже есть огромное количество московских школ.
То, что и в рейтинге Топ-500, и в профильных рейтингах так много столичных школ, означает, что и другие наши школы могут воспринять лучшие практики, что эти практики доступны нашим учителям, нашим учащимся через систему дополнительного образования, которая сейчас активно развивается. Подавляющее число школ, вошедших в рейтинг, имеют открытые системы дополнительного образования, через портал государственных услуг каждый наш школьник может записаться в кружок в одну из ведущих школ. Конечно, мы уверены, что те школы, которые пока не вошли в рейтинг, имеют все шансы войти в него в ближайшем будущем, так как во многих наших школах, в том числе не вошедших в рейтинг, прекрасные результаты, у них есть победители и призеры олимпиад, просто конкуренция на федеральном уровне особенно высока. Вместе с рейтингом на сайте МИА «Россия сегодня» опубликована статистика процента выпускников основной школы, которые окончили школы, вошедшие в Топ-500 в разрезе регионов. Если два года Москва проигрывала по этому важному показателю и была на втором месте после Тамбовской области, имея первое место по абсолютному количеству школ, то в этом году Москва идет с двухкратным отрывом по отношению к следующему за ней региону. Это означает, что огромное количество наших ребят оканчивают школы, вошедшие в федеральный и московский топы, сейчас каждая московская школа благодаря тому, что у нее есть равные и очень высокие ресурсы, может успешно конкурировать на федеральном уровне. Школы Москвы, которые вошли в рейтинг, – это не школы, в которых сконцентрированы ресурсы всего региона. Мы понимаем, что второе место в Топ-25 Мордовской школы – результат концентрации всех одаренных детей в одной школе, очень хорошо, что Республика Мордовия смогла помочь своим ребятам достигать успеха на олимпиадах. В Москве это равная конкуренция лучших. Столичные школы, вошедшие в федеральный рейтинг, лидировали и в московском. На пресс-конференции в МИА «Россия сегодня» меня спросили, можно ли показатели московского рейтинга использовать в федеральном. Скажу, что есть большая разница между региональным рейтингом, где все школы находятся в одинаковых условиях и на равных конкурируют, и рейтингом федеральным, задача которого выявлять лучшие практики школ, находящихся очень часто в несравнимых ситуациях. Поэтому не все можно переносить из региональных рейтингов в федеральный. Но из показателей, которые хочу отметить в московском рейтинге, это оценка работы школы с детьми, имеющими особые возможности здоровья. В Москве и в некоторых других регионах есть мощнейшие информационные системы, с помощью которых мы составляем рейтинг столичных школ. Но для того, чтобы можно было учитывать этот показатель в федеральном рейтинге, нужно, чтобы во всех регионах были такие информационные системы, тогда можно будет вводить такой показатель. Это дело будущего. Нам приятно, что наши подходы к формированию рейтинга нашли поддержку Министерства образования и науки РФ и, самое главное, общественное признание. В первую очередь подчеркну, что рейтинг лучших школ России – это рейтинг результатов, например, мы не учитывали условия школы, мы учитывали лишь образовательные результаты, качественное массовое образование оценивали по результатам, достигнутым девятиклассниками. Это развитие талантов школьников, региональные и заключительный этапы Всероссийской олимпиады. Очень важно, что методика составления рейтинга стимулирует каждую школу на работу в интересах детей, каждого ребенка. Роста показателей нельзя достичь путем антипедагогических действий. Например, если бы мы учитывали, скажем, средний балл ЕГЭ по физике, то проще всего роста этого показателя можно было бы достичь, сделав так: всеми способами отговорить ребят, которые не очень уверены в себе, сдавать этот экзамен. Для нашего рейтинга лучше всего стимулировать ребят, уговаривать их сдавать как можно больше экзаменов. Известно, что со следующего года в девятом классе обязательными будут два экзамена по выбору, поэтому наш рейтинг – дополнительный сигнал школе, что не надо ограничиваться обязательными экзаменами. Нужно, чтобы каждый ребенок попробовал себя в разных экзаменах, тем более что даже на ЕГЭ (кроме русского языка и математики) неудача ничего для ребенка не означает, ему можно попробовать себя. Конечно, очень важно, что российский рейтинг делал Московский центр непрерывного математического образования и это чисто математика, не было никаких экспертных оценок, никаких заявок на рейтинг, никаких сборов данных, никаких красивых презентаций школ. Не надо было тратить на это ни силы, ни время. Все мы брали из внешних по отношению к школе объективных независимых данных информационных систем. Поэтому нет никакого риска, что кто-то предвзято отнесся к школе, все результаты – это результаты работы школы, а конкретные цифровые значения – довольно сложное математическое моделирование. Нормирование результатов по отношению к количеству учащихся было таким: первые 25 результатов с коэффициентом 1, следующие 25 с коэффициентом 0,75, следующие 25 с коэффициентом 0,5, остальные с коэффициентом 0,25. Мы учитывали результаты малых и больших школ: даже если у школы в выпуске было только 25 ребят, но они показали высокие результаты, то малая школа, сельская школа может конкурировать с крупными школами-комплексами больших городов. Сегодня есть математические формулы, которые позволяют составлять рейтинг. Именно поэтому рейтинг и делает наш математический центр, у нас нет экспертов, мы подставляем значения в формулы и считаем: собственно, рейтинг и есть своеобразная математическая формула. Может ли каждая школа сама по этой формуле подсчитать свои баллы и определить свое место в рейтинге? Может, если она будет определять свое место по сравнению с школами, находящимися в абсолютно одинаковых с нею условиях, например, каждая московская школа получает подробнейшую распечатку-анализ своей работы. В федеральной ситуации рейтинг показывает лидерские практики, а анализ деятельности конкретной школы независимо от региона – это суперсложная задача. Очень важно то, что мы анализировали сайты школ – в соответствии с действующей нормативной базой есть параметры, которые школа обязана публиковать на своем сайте. Если в школе нет конкурсного приема, если школа берет всех, она получала дополнительно 20 баллов, и это очень важно. Если школа собирает всех детей из разных районов в мегаполисе, это выравнивает ее шансы на то, чтобы ее увидели в рейтинге, ведь главная цель рейтинга – выявление лучших практик. В нашем рейтинге представлен 81 регион, значит, какая-то российская школа может найти для себя школу, находящуюся в похожих условиях, в населенном пункте близкого размера, в регионе со сходными условиями, для того чтобы узнать, почему у той школы все получается хорошо, и посмотреть, что из опыта той школы можно применить у себя. Я уверен, что рост количества регионов в рейтинге – важный посыл к тому, что скоро у нас в стране все школы будут лучшими, ведь для каждого родителя лучшая школа – школа, в которой учится его ребенок. Наш рейтинг не сигнал для того, чтобы бросаться и переводить ребенка в другую школу, это сигнал для того, чтобы сделать свою школу лучше. Известно, что сейчас в школах созданы равные экономические условия, что растет зарплата учителей, а значит, каждая школа может конкурировать и на региональном, и на федеральном уровне. Мы уже видим и распространение опыта, и материальные поощрения (кстати, в некоторых регионах, в том числе в Москве, есть освобождение лучших школ от проверок – зачем дополнительно контролировать те школы, что показали объективные независимые результаты? Контролирующим органам надо заниматься теми, у кого есть проблемы!). Уже объявлен целый комплекс топ-списков школ, добившихся высоких результатов в разных предметных областях. Если какой-то школе хочется сделать у себя, например, хорошее химико-биологическое направление, она может взять рейтинг школ, показавших хорошие результаты по этому направлению, выбрать себе школу, которая ей интересна, обменяться опытом с этой школой, поучиться у нее. Это все лучшие практики на федеральном уровне. Подчеркну: наша задача – поощрить школы, поэтому, кроме 25 школ, которые стали лучшими на федеральном уровне, а также 10 лучших по каждому направлению, все остальные школы без мест по регионам по алфавиту размещены в топ-списках, попасть в Топ-500 – это поощрение. Сравнивать 450-е или 340-е место, когда школы находятся в совершенно разных условиях, просто и научно некорректно, и психологически неоправданно. В тройке лидеров нашего рейтинга замечательные школы. Вообще в 2015 году выросло количество регионов, школы которых вошли в Топ-500:- в 2014 году были 74 региона, в 2015-м – 81 регион. Лидеры по проценту выпускников основной школы, окончивших школы, из Топ-500, – это Москва (32,7%), Калининградская область (14,7%), Республика Хакасия (14%), Тамбовская область (13,6%), Липецкая область (8,7%). В этих регионах очень мощно идет процесс модернизации образования. Оценка рейтинга, хотя ЕГЭ заменили на ОГЭ, – это по-прежнему оценка массового школьного образования. В этом году нам удалось проанализировать результаты миллиона ста тысяч детей, включив результаты тех, кто после девятого класса ушел в среднее профессиональное образование, в этом смысле рейтинг стал более качественным. Что касается Топ-25, то, как эти школы ни меряй, все равно они будут лучшими.
Комментарии