search
main
0

Иван КУДРЯВЦЕВ: Искусство питчинга – это кунг-фу в продаже идей

В Москве прошел образовательный семинар для молодых кинематографистов «Искусство питчинга». Так в мире кино называют устную и визуальную презентацию будущего проекта для инвестора, в данном случае государства, на субсидии которого претендуют дебютанты. Семинар провели Министерство культуры РФ и медиахолдинг «Цифровое телевидение» при поддержке Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы. Своими знаниями и опытом с дебютантами поделились ведущие российские кинопродюсеры, главы фондов, онлайн-платформ, представители рекламного бизнеса и индустрии дизайна, тренеры в области коммуникаций и ораторского искусства. Куратор интенсива, директор по киноканалам медиахолдинга «Цифровое телевидение» Иван Кудрявцев поделился итогами семинара, а также дал несколько советов для построения успешной презентации.

Иван КУДРЯВЦЕВ. Фото из архива автора

 

– Иван, чем берут в этот раз режиссеры-дебютанты? Какое хотят снимать кино?

– Радует то, что режиссеры-дебютанты охотно продолжают дерзко экспериментировать, немного хулиганить в комедийном жанре. В сегменте драмы наблюдаем много высказываний о взрослении, прощании с детством, принятии ответственности, выборе пути. Естественно, авторы говорят о проблемах того поколения, частью которого ментально остаются. Вчерашние школьники и студенты рассказывают нам о проблемах обретения первой любви, о преодолении насилия в семьях или школах, о вызовах реальной жизни, о первых настоящих ссадинах, шрамах и шишках. Безусловно, есть очень много острых хороших концепций и ярких самобытных историй. Меня этот питчинг очень интригует, я давно не видел такого плотного изобилия мощных, интересных и перспективных заявок.

– Есть ли предчувствие открытия новых имен?

– Совершенно точно есть. Меня радует, что есть фильмы, представляющие собой микс научной фантастики и исторической драмы, также есть триллеры, детективы, приключенческое кино. Очень важный тренд – появление у дебютантов амбиций в нише дорогостоящего семейного кино, раньше это было уделом крупных студий. Есть предвкушение открытия новых имен и брендов, ощущение энергии, бьющей через край, которая точно даст свои плоды. От всей души завидую нам, экспертам, ребята придут очень подготовленными, они очень заряжены на работу. Мы увидим живую конкуренцию и много интересных проектов.

– Что говорят инвесторы, на кого, по вашим ощущениям, сегодня у них горит глаз?

– Платформам хочется видеть крепкое, запоминающееся и увлекательное жанровое авторское кино, желательно с финалом, который дает надежду. Все-таки кино – это не только пища для размышлений, но и развлечение через размышление. Поэтому заказчики хотят оставлять после фильма в душах зрителей светлую ноту. Платформы хотят, чтобы молодые режиссеры и продюсеры уже на этом этапе своей карьеры старались мыслить масштабно – в формате вселенных. Создавать истории, которые можно масштабировать до сиквелов и спин-оффов – продолжений и сюжетных ответвлений. Это дает платформам удержание интереса аудитории, обеспечивает так называемые вин-бэки – методичное возвращение платящих пользователей, повышение лояльности базы подписчиков. Большие киностудии охотятся за свежими идеями дебютантов, которые не испорчены шаблонным мышлением, а малые студии понимают, что дебют – это всегда возможность получить призы на фестивалях и сделать реноме компании.

– Какие ошибки видите в презентациях?

– Дебютанты часто забывают о том, что их будут слушать в первую очередь кинематографисты и люди, близкие к миру кино. Они пытаются больше сделать акцент на важности темы, чем на сюжете, именно режиссерском видении. Стесняются показать, каким будет фильм, дать почувствовать «первый вкус» этого фильма. Но, когда предлагаешь им что-то сделать, охотно берутся за это и начинают показывать нечто удивительное. На самом деле искусство питчинга важно в любых сферах жизни, потому что мы все время и всюду защищаем и продвигаем свои идеи. Это такое кунг-фу, знать приемы которого должен каждый. Но в кино без него не пробиться: инвестиции на фильм добываются только через многоэтапную устную и очную защиту проекта – через питчинги.

– Что вы можете посоветовать тем, кто готовится к защите своего проекта?

– Сначала напишите план всего, что хотите сказать. Адекватно оцените хронометраж выступления: помните, что 5 минут вас будут слушать, 10 минут будут слушать уже не так охотно. Если вы хотите говорить 10 минут, вам нужно придумать несколько точек в повествовании, где вы снова будете «будить» аудиторию, которая может заскучать. Не пренебрегайте дизайном вашей презентации, все должно быть просто, ясно, зрелищно и, главное, запоминаться. Должны считываться стиль презентации и желательно ваш собственный индивидуальный стиль как оратора. Не стесняйтесь обратиться к специалистам по дизайну и ораторскому мастерству. Отрепетируйте свой доклад. Превратите текст из книжного в живую речь. А дальше представьте себе, какую эмоцию и какое решение вы хотите пробудить у зала, и просто выходите к нему. При этом не вжиматься в глубь сцены, звучать заинтересованно, увлеченно, дышать ровно, радоваться вопросам и вообще смотреть на людей открытым и добрым взглядом.

– А есть какое-то принципиальное отличие в уровне подготовки молодых кинематографистов и матерых спецов индустрии?

– К подготовке материалов дебютанты начинают подходить более ответственно, чем многие из тех, кто уже не первый год в кино. Конечно, в этом смысле они будут задавать моду и тон всей индустрии. На них будут ориентироваться в том, как нужно готовить свои материалы впредь. Главное – на подготовку презентации на должном производственном и профессиональном уровне не обязательно тратить большие деньги. Можно попробовать пригласить специалистов нишевых профессий просто за идею. Люди хотят быть причастными к чему-то хорошему, к рождению чего-то нового и готовы платить за это личным временем. Злоупотреблять этим, конечно, не стоит, но и пренебрегать такой возможностью нельзя.

– На какие из этих нишевых профессий стоит обратить внимание при выборе специальности?

– Сейчас очень востребованы крепкие сценаристы (тут колоссальный дефицит), а также специалисты смежных отраслей: дизайнеры, режиссеры монтажа, звукорежиссеры, саунд-дизайнеры, композиторы, моушен-дизайнеры, аниматоры, художники-постановщики, операторы.

– На что можно обратить внимание школьникам, которые хотят в будущем работать в индустрии?

– Читайте книги, лучше бумажные, но можно с любого устройства, даже аудиокниги можно, лишь бы книги… Смотрите фильмы по спискам, рекомендуемым к просмотру. Не обязательно школьным, просто ищите подборки крутого авторского кино. Узнайте, какие книги и фильмы стыдно не знать, и постарайтесь их все изучить, пока вы еще учитесь. Поверьте, в жизни они вам еще пригодятся не раз. Будет еще интереснее вернуться к ним спустя время. Ловите возможность именно в кинотеатре посмотреть культовые фильмы, которые сейчас выходят в повторный прокат. Посмотрите с друзьями или со своей второй половинкой Тарковского, «Молчание ягнят» или «Касабланку», вы никогда этого не забудете. И анализируйте, это важно. Попробуйте простую практику: после каждого просмотра назовите себе три момента, где фильм вызвал у вас самую сильную эмоцию, а затем разложите ее на четыре подпункта: вклад в эту эмоцию режиссера, сценариста, оператора и актера. И запишите это в свой дневник. Он пригодится вам потом, когда вы (или друзья) будете решать, что посмотреть. Читайте и смотрите не по принуждению, а по желанию, только то, что вам хочется, из того, что нельзя не знать. И обязательно находите время для спокойного чтения в этом бурном мире. Будущее нашего искусства за теми, кто понимает, как важно быть образованным и мыслящим человеком.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте