Закон “Об образовании” должен быть “беспартийным”
Иван Петрович Гуцу, министр образования Молдовы, выпускник МГУ, биологический факультет, там же закончил аспирантуру, проректор, затем ректор Кишиневского педуниверситета.
– У нас, в России, о национальной доктрине, как видите, сейчас активно говорят все – кто-то критикует, кто-то предлагает доработать. А в Молдове есть аналогичный документ? Его тоже обсуждали всем народом?
– У нас принята концепция образования. Есть Закон “Об образовании”. Конечно, документ этот прошел всеучительское обсуждение. Серьезно к нему и парламент подошел – возвращал несколько раз на доработку. А сейчас, кстати, мы работаем над модификацией этого закона, потому что там многое уже изжило себя, требует изменений. К счастью, наше новое молдавское правительство беспартийное – ни один министр не является членом какой-то партии. Мы хотим, чтобы и Закон “Об образовании” был “беспартийным”, независимым от идеологических веяний. Переработаем его так, чтобы наш закон базировался на общечеловеческих ценностях.
– Но заявить в законе о том, что каждый имеет право на образование и дать каждому ребенку возможность получить качественное образование – не одно и то же. Где деньги берете?
– Большую помощь нам оказывает Всемирный банк. Мы стараемся, чтобы эти деньги экономно расходовались. Сейчас готовим людей, которые возглавят процесс реформирования в регионах. Они учатся за рубежом, изучают литературу, проходят специальную подготовку в Кишиневе. Потом разъедутся по стране, будут готовить представителей районов. А те в свою очередь поедут к себе, будут обучать лидеров реформирования на уровне городов и сел.
– Как учителя в Молдове живут?
– Трудно. Прожиточный минимум в Молдове 750 лей, а средняя зарплата педагога – около 200. Многие учителя, вузовские преподаватели вынуждены уезжать на заработки в Грецию, Турцию, в Россию. Устраиваются зачастую чернорабочими – жить-то надо, семью кормить. К сожалению, небольшое повышение зарплаты, которое планирует наше правительство, не спасет наших преподавателей. Надо искать другие пути. И я знаю, что они есть. Например, не идут выпускники педвузов в сельские школы работать. Устраиваются в городе, часто не по специальности. Почему? Во-первых, зарплата молодого специалиста – сто лей, не то что на жизнь – за коммунальные услуги заплатить не хватит. Во-вторых, в деревне иногда не спешат учителей приветить. Приезжаю я как-то в одно село, директор мне жалуется: вы прислали пятерых, они приехали, посмотрели и уехали. Я поговорил потом с ребятами. Они рассказывают: приехали, интересуемся – где жить будем? А у нас, говорят, общежития нет. Спрашиваю у директора, неужели жилье учителям не могли найти. Да, у них действительно общежития нет. Но в этой деревне 60 домов пустуют. В город все переехали. Эти дома за копейки продаются. Так выделите им один-два дома! У молдаван есть прекрасный обычай – когда роют колодец или строят дом, собираются все соседи на помощь. Этот обычай называется клака. Неужели нельзя было устроить клаку? Родители бы пришли, привели дома в порядок и отдали бы учителям.
– Знаю, что в Републике Молдова уже перешли на двенадцатилетку. Почему вы остановились на этом сроке? Есть страны, где учатся 13 лет…
– Мы посчитали двенадцатилетку самым оптимальным вариантом. Но, кстати, мы еще не перешли на 12-летнее обучение. До 2005 года параллельно действует 11-летка. Наша задача сейчас – выстроить все три уровня образования: начальная школа, гимназия и лицей. Любая погрешность скажется впоследствии.
– Расскажите, пожалуйста, о схеме двенадцатилетнего образования.
– Четыре года – начальная школа, пять лет – гимназия и до 12-го класса – лицей. Там, где нет возможности основать лицей как отдельное учебное заведение, можно открыть лицейские классы при общеобразовательной школе. У нас, как и в России, очень перегружена программа. С переходом на лицейское образование, на двенадцатилетку, станет легче. Но это еще не все выгоды. Главное – используются новые технологии, обучение ведется на другом уровне. Благодаря помощи международных организаций практически каждая школа в Молдове компьютеризирована – если не компьютерный класс, то компьютер хотя бы один имеется. Даже на селе. Учим компьютерной грамоте и педагогов. Например, по окончании Кишиневского педагогического университета все студенты вне зависимости от факультета обязаны в совершенстве владеть компьютером.
Оксана РОДИОНОВА
Комментарии