search
main
0

Иван Грозный – сангвиник или холерик? Урок истории в 10-м классе на тему «России верные сыны»

Дидактическая цель – создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применения знаний и умений в знакомой и новой учебных ситуациях, проверки уровня усвоения материала средствами проблемной технологии.

Образовательная цель – способствовать формированию нравственных представлений об исторических личностях прошлого.Развивающая цель – способствовать обучению школьников умениям характеризовать объекты и явления применительно к теме урока, аргументировать доказательства своего предположения.Воспитательная цель – формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и учащихся, чувства патриотизма и гордости за свою Родину.Тип урока – изучение нового материала и первичное закрепление знаний.Основные методы – частично-поисковый и проблемный.Формы организации познавательной деятельности – индивидуальная и групповая.Средства обучения – тексты по психологии, интерактивная доска.Структура и содержание занятия1. Организационный момент Учитель и ученик – его помощник – приветствуют учащихся. Проверяют готовность рабочего места. Настраивают на активную деятельность.2. Мотивация и целеполаганиеУчитель: В декабре 2008 года на канале «Россия» завершился проект «Имя Россия». В ходе голосования победил Александр Невский. Вам сегодня также предстоит сделать исторический выбор из 6 заявленных кандидатур, которые оставили свой след в российской истории ХI-ХVI веков.Ученик: Нам бы хотелось связать тему нашего урока «России верные сыны» и афоризм поэта Адама Мицкевича «Желая судить меня, будьте не со мной, а во мне…». Какое отношение эта фраза имеет к сегодняшнему уроку?Учитель: Если говорить о цели урока, то к каким выводам вы хотите прийти, в чем хотите разобраться?Идет работа в группах, делаются выводы о том, что нельзя судить о человеке, только исходя из известных сегодня фактов, которые могут быть субъективными. Нужно брать во внимание те внутренние и внешние обстоятельства, которые подталкивали человека к определенным поступкам, с учетом его склада ума, особенностей характера и т. д.3. Изучение нового материала. Работа в группах Учитель: Переходим к основной части урока. Вам в группах предстоит объективно представить вашего исторического персонажа. На информационной доске появляются 6 исторических персонажей – Ярослав Мудрый, Александр Невский, Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван III, Иван Грозный.Учитель: По исторической хронологии начинаем с Ярослава Мудрого.6 групп в хронологическом порядке представляют своего исторического персонажа.Учитель делает краткие выводы.Ученик: Итак, вы представили 6 исторических личностей, оставивших неизгладимый след в российской истории. Вам заранее предлагалось прочувствовать деяния вашего персонажа в цветовой гамме и изобразить это на бумаге. Давайте посмотрим, что из этого получилось.6 групп дома прорабатывали данное задание и на уроке пытаются объяснить свои варианты цветовой гаммы.Ученик: Вы знакомы с правилами составления синквейна. Составьте и озвучьте синквейн применительно к своей исторической личности.В группах составляются и зачитываются синквейны.Ученик: Сейчас вам будет предложена краткая информация о темпераментах и типах личности, после чего необходимо выполнить задание по теме нашего урока.Учитель: Меланхолик – человек с малой реактивностью и высокой чувствительностью. Чрезмерно обидчив, не настойчив, легко утомляется, робок, неуверен в себе. Отличается высокой тревожностью, беспокойством, теряется в новой обстановке. Склонен к уединению, замкнутости. Внешне слабо выражает свои чувства и нередко воспринимает отношение к себе как пренебрежение.Ученик: Сангвиник стремится к частой смене впечатлений, легко и быстро отзывается на окружающие события, приспосабливается к изменениям условий жизни. Он увлекается тем, что ему приятно. Эмоции (в основном положительные) быстро возникают и недолго продолжаются. Легко переживает неудачи. При большом интересе к делу продуктивен, энергичен; в противном случае вял и пассивен. Эмоционален, дисциплинирован, гибкий ум.Учитель: Флегматик – человек с высокой активностью, значительно преобладающей над реактивностью. Невозмутим, спокоен, настойчив, терпелив; если случаются неприятности, сохраняет спокойствие. Тяжело сходится с новыми людьми. Хладнокровен, спокоен, обычно отличается постоянством, не сразу поддается чувствам. Не склонен к принятию скоропалительных решений.Ученик: Холерик отличается энергичностью при недостаточной выдержке и самообладании, не чувствителен к окружающим. Вспыльчив, несдержан, нетерпелив. Увлекаясь чем-то, полностью истощает свои силы и теряет интерес к начатому. Мало размышляет и решительно действует. В сложных ситуациях может терять контроль над своими эмоциями. Отличается устойчивостью интересов и стремлений, настойчивостью.Учитель: Однако, ребята, не стоит думать, что личность можно отнести только к одному из представленных типов темперамента. «Чистые» сангвиники или флегматики, холерики или меланхолики в реальной жизни не встречаются.Американский философ и психоаналитик Эрих Фромм разделил людей, живущих в этом обществе, на весьма непривлекательные по названиям типы: «садистов», «мазохистов», «конформистов» и «отшельников». Эти типы людей отличаются друг от друга тем, как они реагируют на свои жизненные неудачи.Ученик: «Садисты» видят источники своих бед в обществе и в других людях, активно и агрессивно борются против них. Имеют низкий уровень самокритики, высокий уровень амбиций, завышенную самооценку.Учитель: «Мазохисты» склонны больше винить самих себя в своих неудачах и столь же активно борются против себя, занимаясь самобичеванием и изнуряющим анализом своих поступков. Ученик: «Конформисты» примиряются с неудачами, перестают эмоционально реагировать на них и принимать близко к сердцу. Они просто приспосабливаются к жизни, меняя свои взгляды, цели, мораль и ценности самым радикальным образом, если этого требуют обстоятельства. Имеют свое мнение по ряду проблем, но его не высказывают, боясь быть непонятыми.Учитель: «Отшельники» не мирятся со своими неудачами, но не находят в себе сил бороться ни против людей, ни с самими собой. Борьбе они предпочитают уход от нее, психологическую самоизоляцию, замыкаются в себе и никого не допускают в свой внутренний, интимный мир.ЗаданиеПосле того как вы прослушали краткую справку, выполните следующее задание – из предложенных вариантов темпераментов и типов личностей выберите те, которые наиболее ярко характеризуют вашего исторического персонажа.Ученики работают в группах, отвечают, аргументируя свой ответ.4. Закрепление Учитель: В конце урока вам предстоит сделать свой исторический выбор – отдать голос за любого из 6 предложенных кандидатур. Желающие могут свой ответ прокомментировать.Учитель подводит итоги голосования, комментирует и уточняет ответы.5. Домашнее задание Разноуровневое домашнее задание.1. Повторить даты, понятия и события, имеющие отношение к династии Рюриковичей.2. Составить кроссворд, посвященный историческим событиям ХI-ХVI веков.3. Выяснить происхождение и значение следующих фраз:«меж двух огней»; «на всю Ивановскую»; «спустя рукава»; «бить челом»; «зарубить на носу»; «остаться с носом»; «выдать с головою»; «подлинная правда»; «положить в долгий ящик»; «точить лясы»; «кануть в Лету».​Александр ШИБАНОВ, учитель истории и обществознания Кировского физико-математического лицея, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России-2012»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте