22 октября 1870 года, 150 лет назад, родился Иван Алексеевич Бунин – русский писатель, поэт и переводчик, классик отечественной словесности, лауреат Нобелевской премии по литературе.
На его долю пришлись две революции и вынужденная эмиграция, бесконечные переезды и путешествия по Европе, Азии и Африке, работа в газетах и канцеляриях, голодное безденежье и минуты славы, а еще знакомство с величайшими писателями: Горьким, Толстым, Чеховым…
Его перу принадлежат сборники рассказов «Листопад» и «Господин из Сан-Франциско», повесть «Митина любовь», цикл новелл о любви «Темные аллеи», дневниковая книга «Окаянные дни» и знаменитые, вошедшие во все хрестоматии русской прозы «Антоновские яблоки». И, конечно, «Жизнь Арсеньева», вероятно, главный роман в судьбе писателя. Он стал последним классиком дореволюционной России и первым русским нобелевским лауреатом по литературе. Его книги переведены на все европейские языки, многие экранизированы.
Иван Бунин по происхождению принадлежит к одному из древнейших родов России – дальним предком знаменитого литератора был сам Василий Жуковский. Маленького Ивана с детства интересовала литература. Его первые совсем недетские книжки – это сборник английских стихов в оригинале и «Одиссея» великого Гомера.
Творческая биография началась в родовом поместье Озерки, где был написан неизданный первый роман «Увлечение». Наверное, в нем чувствовалось неосознанное подражание любимым гениям – Пушкину и Лермонтову. Он не мыслит писать «мельче», чем они: «…иначе и быть не может». Его радуют первые публикации. В февральском и майском номерах журнала «Родина» за 1887 год напечатаны эпитафия «Над могилой С.Я.Надсона» и стихотворение «Деревенский нищий». Бунин устраивается на службу в редакцию журнала «Орловский вестник». Корректор, статистик, библиотекарь, газетный репортер, театральный критик – его послужной список внушителен, он берется практически за любую работу. Параллельно много пишет, в основном это стихи, рассказы, литературно-критические статьи и заметки. В 1891 году в Орле выходит его сборник «Стихотворения 1887-1891 гг.».
Знаковое для писателя событие происходит в конце позапрошлого столетия – в 1894 году в Москве состоялась его встреча с Львом Толстым. Появилось много новых московских знакомых – Николай Телешов, Максим Горький, Леонид Андреев, Викентий Вересаев. А еще в столице Бунин знакомится с Бальмонтом, вступает в бесконечные споры с Брюсовым, сближается с Куприным, гостит на даче у Чехова. Поиск единомышленников продолжается.
Он много работает над переводами – Генри Лонгфелло, Петрарка, Саади, Байрон, Мицкевич. Собственный поэтический сборник «Под открытым небом» выходит в 1898 году в Петербурге и собирает много положительных отзывов. Следующий сборник – «Листопад». Именно благодаря ему за автором прочно и заслуженно закрепится звание поэта русского пейзажа. В 1903 году Бунин получает первую и в 1909‑м – вторую Пушкинскую премию от Петербургской академии наук.
Справедливости ради, стоит упомянуть, что коллеги по писательскому цеху часто упрекали Бунина в несовременности. По словам Максимилиана Волошина, писатель как будто бы выпал из модного движения символистов. «Ни декадент, ни символист, ни романтик, ни реалист» – так писал о себе сам Иван Бунин, подчеркивая, что не относится ни к одной литературной школе. Эти слова стали пророческими, все, что он создавал, действительно оказалось далеко за пределами Серебряного века.
Его жизнь – бесконечные странствия и путешествия, неприкаянность и бездомность. Но где бы он ни был – в родной деревне или в хлебосольном доме Максима Горького на Капри, – Бунин сосредотачивается на работе. С 1910 по 1916 год публикуются и его первые повести «Деревня» и «Суходол». Одна из вершин творчества – рассказы «Грамматика любви», «Господин из Сан-Франциско», «Сны Чанга» и знаменитое «Легкое дыхание» – датируется 1915 годом.
Он воспринял Октябрьскую революцию и последовавшую за ней Гражданскую войну как величайшую катастрофу в жизни страны и соотечественников. В начале 1920 года Бунин вынужденно уезжает из России сначала в Константинополь, потом в Париж. Как выяснилось, навсегда.
Он продолжает много работать. Выходят его повести и рассказы «Роза Иерихона», «Митина любовь», «Цифры». А в 1930 году в Париже публикуется роман «Жизнь Арсеньева». Многие литературоведы сходились во мнении, что именно этот роман принес ему Нобелевскую премию. Иван Бунин получил ее 10 декабря 1933 года из рук короля Швеции Густава V, став первым русским литератором, официально удостоившимся этого высочайшего литературного признания.
«Решением Шведской академии Нобелевская премия по литературе присуждена Ивану Бунину за строгий артистический талант, с которым он воссоздал в литературной прозе типично русский характер» – это официальное сообщение поступило от Нобелевского комитета. К слову, вместе с Иваном Буниным на премию номинировались Дмитрий Мережковский и Максим Горький.
В «Жизни Арсеньева» такое количество аналогий и пересечений с судьбой самого автора, что роман принято считать почти автобиографическим. Удивительные факты и мельчайшие подробности жизни писателя встречаются на каждом шагу. Чего стоят одни только географические параллели! Батурино напоминает бабушкино имение Озерки. Каменка, где родился и провел детские годы главный герой романа Алексей Арсеньев, – скорее всего, фамильное имение писателя Бутырки Елецкого уезда. Переезд в город и невеселое житье Арсеньева «в нахлебниках» у чужих людей очень похожи на воспоминания о жизни в Ельце самого Бунина…
По свидетельству друзей и очевидцев, роман давался писателю тяжело – не совсем удовлетворенный результатом, он по нескольку раз переписывал главы, отшлифовывая текст.
Вторую мировую войну Иван Бунин встретил во Франции, в Грасе. Великая Отечественная примирила писателя с ненавистным ему режимом. Он покупает географическую карту мира и внимательно следит за ходом сражений, болезненно переживает поражения и искренне радуется любым, даже самым незначительным, успехам советских войск. Как личную победу празднует разгром гитлеровской армии под Сталинградом и переживает за исход легендарного тегеранского совещания. Именно в это время писатель оказывается в полной нищете. Вилла постепенно приходила в упадок, зачастую не было электричества, воды и отопления. Все деньги, полученные Буниным как нобелевским лауреатом, были потрачены. Их вполне хватило бы на безбедное и достойное существование до конца жизни, но Бунин никогда не умел отказывать просящим. После покрытия первоочередных долгов он выделил внушительную сумму на помощь нуждающимся писателям-эмигрантам. В результате он остался ни с чем, вложив остаток средств в несколько рискованных «беспроигрышных» предприятий.
«Как только я получил премию, – вспоминал Бунин, – мне пришлось раздать около 120000 франков. Да я вообще с деньгами не умею обращаться. Теперь это особенно трудно. Знаете ли вы, сколько писем я получил с просьбами о вспомоществовании? За самый короткий срок пришло до 2000 таких писем».
Но литературная работа Ивана Бунина продолжалась. В 1944 году был закончен сборник «Темные аллеи», одноименный рассказ Бунин считал своим лучшим произведением. Среди вошедших в книгу новелл знаменитые «Чистый понедельник», «Баллада», «Муза», «Визитные карточки» и многие другие. В 1950 году он успевает опубликовать «Воспоминания» и продолжает работать над книгой «О Чехове», вышедшей уже посмертно, в 1955‑м.
Указом Президента России 2020 год официально объявлен Годом празднования 150‑летия со дня рождения великого русского писателя Ивана Алексеевича Бунина.
Ознакомиться с творчеством великого писателя или еще раз перечитать его произведения, найти увлекательный и актуальный материал, а также основательно проверить свои знания теперь можно в библиотеке Московской электронной школы. Предлагаем вашему вниманию интерактивные приложения, видеоуроки и сценарии уроков по литературе и литературному чтению.
Узнать осносные вехи биографии автора романа «Жизнь Арсеньева» поможет интерактивное приложение (ID 181161).
За свою жизнь Бунин был удостоен самых разных литературных наград, главной из которых, безусловно, стала Нобелевская премия. Внушительную часть денежного поощрения автор потратил на помощь творческим людям – нуждающимся писателям-эмигрантам. Вспомнить самые известные работы мастера и еще раз прикоснуться к бесконечным горизонтам бунинской поэзии и прозы поможет специальное приложение (ID 167768).
Как и многие русские поэты, Бунин воспевал Россию, рассказывая о природе, о смене эпох и о простых людях. Например, в рассказе «Чистый понедельник» мы видим столицу глазами героев рассказа и самого автора. Прогуляться по бунинской Москве поможет интерактивное приложение (ID 171212).
Елена РИПС
Комментарии