Иудушка – прозвище, которым Салтыков-Щедрин наградил главного героя романа «Господа Головлевы», давно уже стало нарицательным. Однажды им даже Ленин воспользовался, написав свою знаменитую статью «О краске стыда у Иудушки Троцкого». И философ Соловьев, повздорив как-то с философом Розановым, смертельно оскорбил его тем же обидным именем. Что правда, то правда: персонажа более неприятного и зловещего в русской литературе еще поискать надо. Только вот что именно натворил этот, не к ночи будь помянут, Иудушка, помнят, увы, немногие – роман Салтыкова-Щедрина сегодня далеко не самая читаемая книга. Оживить «вымороченный род» Головлевых со всеми его страстями и трагедиями взялась режиссер Александра Ерофеева.
Крутицкое патриаршее подворье – церковь и жилые палаты красного кирпича – тихий уголок старого города в самом сердце современной Москвы. В тринадцатом веке это была резиденция епископов Сарских и Подонских, а сегодня филиал Государственного исторического музея. По уютной лужайке прогуливаются чинные мещанки в соломенных шляпках и серых суконных платьях, ловят последние теплые лучи осеннего солнца, пьют чай из пластиковых стаканчиков и разговаривают по мобильным телефонам. Прямо на земле расположился бородатый крестьянин в лаптях и с ноутбуком. У актеров массовых сцен перерыв. Рабочие заколачивают современные указатели старинными вывесками: «Аптека», «Скобяные товары». Среди этих живых декораций вот-вот развернется одна из самых трагических сцен будущего фильма «Господа Головлевы» – самоубийство племянниц Иудушки – Любиньки и Анниньки. Точнее, погибает одна Любинька, Аннинька-то в конце концов передумает накладывать на себя руки, решит еще пожить и устроить любимому дядюшке «небо в овчинку». Пока актрисы Надежда Бахтина и Полина Агуреева настраиваются на этот непростой, пронзительный эпизод, осветители переставляют свет, а костюмеры смахивают с платьев девушек видимые только им пылинки, режиссер улучает минутку, чтобы сделать долгожданный глоток кофе. Потому что ни до, ни после не до кофе.Александра Ерофеева режиссер молодой, но уже с двумя фильмами за плечами – военной короткометражкой «Свой. Чужой» и мелодрамой «Холмы и равнины». Когда получила предложение взяться за «Господ Головлевых», в первый момент даже испугалась, не очень понимая, с какой стороны к делу подступиться. Но отказаться даже в голову не пришло, ведь прикоснуться к литературе такого уровня – редкий шанс, который далеко не всем в жизни выпадает.- Когда друзья-знакомые узнают, чем я сейчас занимаюсь, смотрят на меня с неописуемым уважением, но потом все как один просят напомнить, о чем, собственно, роман, – говорит Александра Ерофеева. – С одной стороны, все знают, что это нечто монументальное, один из краеугольных камней русской литературы, но толком ведь, сознательно Салтыкова-Щедрина мало кто читал. Нам это, конечно, на руку. Потому что если, к примеру, Булгакова или Ильфа и Петрова наш народ знает наизусть, и у каждого в голове свой Мастер, свой Воланд, свой Бендер, и это сильно усложняет задачу тех, кто берется эти произведения экранизировать, то о «Господах Головлевых» у большинства лишь смутные школьные воспоминания. Даже в кино их не ставили аж с 34-го года, но ту насквозь идеологизированную картину сегодня без слез смотреть невозможно. Поэтому у нас, дай Бог, все сложится, есть шанс вернуть в мир эту трагичную, цепляющую, всех и каждого касающуюся историю. И если, посмотрев наш фильм, хоть кто-то снимет книжку с полки, чтобы узнать, а как там все это описано у Михаила Евграфовича, значит, мы справились.Плюс к этому хочется еще и реабилитировать «Господ Головлевых», показать, насколько они современны. Не знаю, как трактуют это произведение в современной школе, но еще каких-то двадцать лет назад даже лучшие учителя представляли его персонажей «пережитками крепостного строя», резюмируя, что, мол, не зря мы их, буржуев, побили. Но ведь книга совсем не об этом! Она о каждом из нас, о великих соблазнах и о бездонной человеческой душе, в темных закоулках которой чего только не встретишь. При этом в отличие от того же Достоевского, у которого наружу рвется бесконечная истерика, а если уж страсти, то показные, «на разрыв аорты», Салтыков-Щедрин необычайно спокоен, язвителен, жесток и лаконичен. И от этого еще страшнее, еще больнее, но в то же время и целительнее. И классовая борьба здесь совершенно ни при чем!Историю о том, как «Иудушка-кровопивушка» Порфирий Головлев сживает со света всю свою семью – старших братьев, собственных детей и даже «милого друга маменьку», не забывая при этом ежесекундно креститься и взывать к Господу, снимали в основном под Москвой, в старинном имении села Фряново, а также в столичном Музее мебели. К работе привлекли не только консультанта по эпохе, но и специального советника по религии.- Главное, чего хотелось избежать, так это приблизительности, эдакой картонности и ходульности, – объясняет режиссер. – Чтобы не было ощущения, которое иногда возникает, когда смотришь некоторые экранизации классики, будто современные люди переоделись в старинные костюмы и что-то, как они это себе представляют, пытаются навскидку изобразить. Я жестко требовала неукоснительного соблюдения авторского текста. Потому что как только начинается отсебятина, вольный пересказ своими словами, тут же появляется фальшь и хочется кричать: «Не верю!»Помимо этого мы как могли следили за тем, чтобы все интерьеры, костюмы, даже посуда действительно соответствовали тому времени и не «вываливались» из него какими-то недостоверными элементами.В новых «Господах Головлевых» заняты блестящие театральные артисты. Роль «милого друга маменьки» Арины Петровны исполнила народная артистка России, звезда Малого театра Людмила Полякова. Старшую племянницу Иудушки, Анниньку, сыграла Полина Агуреева («Долгое прощание», «Эйфория», «Ликвидация»). По словам режиссера, Аннинька вышла у них нешаблонной, отнюдь не той «страдательной девицей», образ которой рождает первое прочтение Салтыкова-Щедрина. Сложнее всего, конечно же, было найти настоящего Иудушку, в выборе которого никак нельзя было ошибиться. В результате долгих проб и ошибок на площадке появился молодой артист театра «Сатирикон» Денис Суханов.- Поработав с Денисом, я поняла, что другим Иудушку Головлева и представить себе невозможно, – говорит режиссер фильма. – Это уникальный, феерический актер, которому, не побоюсь этого слова, доступно практически все. В отличие от большинства коллег-артистов, у которых было достаточно общее представление об Иудушке, как о типаже «змеи подколодной», Денис показал его живым человеком – сложным, страшным, подчас отвратительным, но живым. Со своими переживаниями и страданиями. Думаю, наблюдать за ним будет чрезвычайно интересно.
Комментарии