search
main
0

Итоговое сочинение: что важно знать выпускникам

Выпускников одиннадцатых классов 3 декабря ждет важное испытание — им предстоит написать итоговое сочинение (изложение). От результата этой работы зависит, допустят ли их к сдаче Единого государственного экзамена. Рассказываем, какими критериями руководствуются эксперты при проверке работ и какие моменты играют ключевую роль в получении заветного зачета.

Фото: пресс-служба Минпросвещения России

Написание сочинения – испытание не из простых, но вполне по силам выпускникам, особенно если подойти к нему внимательно и творчески. Для успешного написания работы важно принять во внимание обязательные требования к ней, критерии оценивания, правильный подход к выбору темы, а также потренироваться приводить аргументы, использовать удачные формулировки для обязательных частей текста.

Требования к итоговому сочинению

К итоговому сочинению предъявляются следующие обязательные требования:

  • объем: минимум 250 слов (рекомендуемый объем — от 350 слов);
  • самостоятельность: работа должна быть написана участником лично, недопустимы заимствования из любых источников;
  • цитаты: разрешены прямые и косвенные цитаты с указанием источника, однако объем цитат не должен превышать собственный текст автора.

Важно понимать, что при подсчете слов учитываются служебные части речи (союзы, предлоги, частицы), а также слова из приведенных цитат (в части с аргументами). В качестве слов не учитывают цифры и другие символы. Так что «55 лет» будет засчитано как одно слово, «пятьдесят пять лет» — как три. При подсчете слов также не принимают во внимание слова из заглавия сочинения. А инициалы с фамилией автора посчитают за одно слово. То есть «Александр Сергеевич Пушкин» — это три слова, а «А.С. Пушкин» — только одно.

Основные и дополнительные критерии оценки

Критерием № 1 для оценивания сочинения, как и ранее, остается соответствие теме. Учащемуся необходимо раскрыть заданную тему, показать четкую цель высказывания и дать развернутый и ясный ответ на поставленный в теме вопрос.

Критерий №2 — аргументация и привлечение литературного материала. Нужно уметь аргументированно высказываться, приводить примеры из известных художественных, публицистических, научных и иных текстов. Достаточно одной опорной книги.

Дополнительными критериями выступают следующие.

Критерий №3 — композиция и логика. Работа должна иметь ясную структуру, четкую связь между частями. В работе не должно быть серьезных нарушений логики изложения.

Критерий №4 — качество письменной речи. Выражайте мысли ясно, грамотно, пользуйтесь богатым словарным запасом и правильно составленными конструкциями предложений.

Критерий №5 — грамотность. Количество ошибок (орфография, пунктуация, грамматика) не должно превышать пяти на каждые 100 слов.

Для успешного написания работы достаточно ее соответствия первым двум основным критериям и хотя бы одному дополнительному.

Фото: пресс-служба Рособрнадзора

Как выбрать тему сочинения

Для получения зачета в этом испытании важно правильно выбрать тему. Как отмечает преподаватель русского языка Елизавета Забординова, нередко выпускники совершают ошибку, выбирая тему лишь потому, что она кажется им близкой. Однако главное тут в другом: выбранная тема должна позволить учащемуся привести убедительные литературные аргументы, раскрыть ее средствами литературного анализа.

Первым делом выделите литературные произведения, которые известны вам лучше всего. Подумайте, подходят ли они для раскрытия выбранной темы. Если сложно подобрать хотя бы 2–3 хороших примера, лучше пересмотреть выбор.

Попробуйте составить примерный план. При написании черновика вступления, основной мысли, доказательств и заключения, сразу видно, подходит ли выбранная тема. Если все удается легко и логично — значит, выбор верный.

Выбор темы должен основываться на возможности доказать свою позицию, а не на эмоциях. Эксперты будут оценивать сочинение по тому, насколько содержательно оно написано, ясно изложены мысли и подкреплены примерами из литературы. Поэтому лучше выбрать менее яркую, но хорошо раскрываемую тему.

Готовиться стоит заранее: перед работой подумайте над несколькими возможными примерами из разных произведений. Это придаст уверенности и покажет ваш широкий читательский кругозор.

Советы по подготовке к итоговому сочинению

Педагог на сайте Фоксфорда также поделилась рекомендациями для подготовки к итоговому сочинению. По ее словам, важно читать больше книг, особенно из школьной программы. Не стоит бояться «банальностей», важно не удивить оригинальностью, а грамотно изложить аргументы и избежать ошибок.

Полезно вести читательский дневник: записывать мысли автора, имена героев, характеристики, тему и собственные впечатления. Также важно интересоваться экранизациями классики. Перед началом письма следует составлять план: определить тезис, аргументы и вывод, повторяя основной тезис в конце.

Фото: пресс-служба Рособрнадзора

Педагог также советует практиковаться в написании сочинений разными способами: рассказывать истории от лица каких-либо предметов (это запускает творческий процесс), составлять планы по прошлым темам, записывать мысли голосом на диктофон, затем их переводить в текст. Не менее полезно просить родителей или друзей проверять сочинения, чтобы выявить ошибки.

Подготовка должна быть не монологом и зубрежкой, а диалогом с произведением. Задавайте ему вопросы (почему автор выбрал именно такого героя, мог бы персонаж поступить иначе). Ищите разные темы, которые можно раскрыть одним материалом. Готовьтесь активно, а не просто запоминайте факты.

Примеры

Для наглядности Елизавета Забординова привела примеры аргументов и экспертные советы. Для написания сочинения по темам из раздела «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека» она предложила такую подборку больших произведений: «Война и мир» Л.Н. Толстого, «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова. И подборку небольших произведений – «Черный человек» С. А. Есенина. «Куст сирени» А. И. Куприна, «Зеленая лампа» А. Грина.

Пример аргумента: В произведении «Зеленая лампа» Александр Грин рассказал историю Джона Ива, которого миллионер заставил бессмысленно зажигать лампу каждый вечер. Герой не отчаялся, а стал заниматься самообразованием. Его воля и целеустремленность помогли добиться успеха и стать врачом. История доказывает, что вера в себя и желание учиться способны превратить жизнь к лучшему даже в сложных условиях.

Варианты введения, тезиса, заключения, общие рекомендации

Для введения могут подойти, в частности, такие варианты: «Актуальность вопроса (название темы) обусловлена его значимостью как для индивидуального опыта, так и для формирования общечеловеческих ценностей», «Рассматриваемая проблема (тема) интересна многим поколениям, поскольку связана с важными моральными принципами и жизненными приоритетами».

Формулировка тезиса может быть такой: «Исходя из сказанного, можно заключить, что (ваш тезис — кратко о сути размышления)». Логический переход от тезиса к аргументу может выглядеть так: «Представленную идею ярко подтверждают события из произведения (автор, название), где рассказывается о (описание сюжета)». Микровывод: «Этот эпизод ясно выражает основную мысль автора, подтверждающую наше исходное положение относительно…» или «Иначе говоря, персонажи (произведения) демонстрируют нам (важный моральный урок), соответствующий выдвинутой нами гипотезе». Заключение: «Обобщив изложенное, приходим к выводу, что (переформулирование вашей идеи), а литературные произведения позволяют лучше осознать роль (тема) в жизни индивида».

Напоминаем, что все необходимые материалы для написания итогового сочинения размещены на сайте ФИПИ. Здесь можно найти структуру закрытого банка тем итогового сочинения (без изменений), комментарии к разделам закрытого банка тем итогового сочинения (без изменений), образец комплекта тем 2025/26 учебного года (обновлен), критерии оценивания итогового сочинения и изложения (без изменений), примеры новых формулировок литературных тем.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте