Все финальные и промежуточные итоговые мероприятия постепенно становятся все более тренинговыми: педагоги/тьюторы/репетиторы за короткий или внушительный промежуток времени оттачивают «мастерство» своих подопечных путем механического повторения действий. И чем больше таких репетиционных шагов, тем, кажется, выше шансы сдать экзамен, и сдать как будто бы хорошо… Только вот с каждой «тренировкой» ощутимее становятся ограниченность, клишированность, предсказуемость… И лишь не по годам мудрые детки и их учителя задаются ключевыми в этой связи вопросами: «Что, если иное – принципиально иное или несколько иное – будет предложено на экзамене? Готовы ли мы к такому повороту событий? Достаточный ли объем заданий (вариантов и типов заданий) мы проработали?»
Конечно, это во многом риторические конструкции, по-своему демонстрирующие уровень современного школьного прагматизма, о котором и иронически, и сатирически, и даже драматически не говорил лишь ленивый. При этом значимость итогов любой аттестационной акции – развивающая, социальная, профессиональная – позволяет отнестись серьезно к означенным проблемам и найти разумное решение. А оно практически на поверхности: нужны такие разные по уровню сложности, по возможности варьирования, по балансу обязательного и факультативного материалы, чтобы тренинг не стабилизировал (читай – упрощал), а конструировал, расширял спектр возможностей, держал в хорошей интеллектуальной форме. И такие есть!Среди имен, давно (и навсегда!) ставших брендом качественного аттестационного тренинга по русскому языку, особое место занимает имя Галины Тимофеевны Егораевой, регулярно обновляемые пособия которой помогли не одному поколению абитуриентов достойно сдать экзамены. В прошлом году фронтальная апробация итогового собеседования подготовила почву для введения в 2019 году нового итогового формата, устного (см. инструкцию по выполнению заданий), для девятиклассников, и Егораева со свойственными ей скрупулезностью, ответственностью, а также со столь знаковой для ее книг творческой основательностью выпускает «Итоговое собеседование по русскому языку. 36 вариантов» (издательство «Экзамен»)! Спасательный круг? Инструкция для виртуозных прыжков в горящее кольцо? Стандартный набор для сезонного блицтренинга? Нет, это нечто иное, по-егораевски иное: это книга для увлекательной межпредметной работы, результаты которой качественно и количественно в разы превосходят простой февральский зачет.Во-первых, стандартная для тренинговых пособий триколор-обложка неожиданно дополняется достойной цветной печатью всех материалов, адекватной формату экзамена. Портреты, сюжетные и постановочные фотографии, карты, документы, схемы – этот яркий информативный иллюстративный материал позволяет абитуриентам видеть и чувствовать то, что помогает добиться метапредметной цели собеседования: у ребенка появляется неподдельное желание говорить, анализируя, уточняя, запоминая. Комфортная диалогическая, коммуникативная среда складывается, формируется посредством интеллектуально-эстетического удовольствия от работы с такими материалами. Кроме того, мнемонически очень сильная сторона пособия, цветопись заданий позволяет решить многие проблемы, в частности актуализировать часто совершенно внешний, неорганичный системе ценностей и интересов современного подростка материал. Одиозное клиповое мышление наших младших современников находит достойные обучающие формы экзаменационной работы: фотографии внешне словно бы из их гаджетов, но тематически на порядок выше банальных селфи. Например, забавные, исполненные теплых семейных чувств «Детство» (вариант7) или «Моя современница» (вариант 23), неоднозначные и эмоционально сильные «Серьезный разговор» (вариант 19) или «Добрый поступок» (25), идеологически правильные, но ненавязчивые «Волонтерская помощь» (вариант 26) или «Болельщики на чемпионате мира по футболу» (вариант 33). Вероятно, это не просто грамотная методическая и дидактическая работа команды Егораевой, а хорошая настольная книга для мудрых родителей! И при этом вишенка на торте – венчающие пособие приложения: афоризмы мастеров фотографии и конструктивный, а не шаблонирующий ответ – план описания фотографии. Это уже не только качественная экзаменационная траектория, это уровень культуры!Во-вторых, традиционное пособие для монопредметной подготовки – вновь неожиданно! – становится энциклопедией удивительных личностей отечественной истории, как известных широкому кругу, так и словно бы специально забытых в прежние эпохи, но ожидающих оценки по достоинству нами, благодарными потомками. Среди великолепных первых – Н.М.Пржевальский, В.И.Даль, А.П.Маресьев, Д.С.Лихачев, Д.А.Хворостовский, Т.А.Тарасова и многие неподражаемые другие; среди иных, более скромных, но не менее значимых имен – путешественник А.Никитин (XV век), космонавт С.Г.Савицкая, военный летчик П.Н.Нестеров (начало ХХ века, Российская империя), изобретатель парашюта Г.Е.Котельников… Тексты (средний объем 180 слов) дают представление о судьбах замечательных российских ученых, изобретателей, людей искусства, путешественников, космонавтов, меценатов, спортсменов, военных. Безусловно, по-своему неизгладимое впечатление произведет текст варианта 26, в котором рассказывается о трансплантологе В.П.Демихове и в том числе упоминается: «В своей лаборатории пытливый исследователь провел фантастическую операцию – пересадил голову одной собаки на туловище другой. Цель эксперимента – научиться пересаживать внутренние органы с наименьшими повреждениями. Собака жила 29 дней. Этот эксперимент принес ученому мировую славу». Помимо частно-биографической информации тексты изобилуют фоновыми подробностями, обогащающими эрудицию девятиклассников. Так, в материалах о подвижнике С.Т.Морозове (вариант 15) речь идет о Московском Художественном театре, режиссерах Станиславском и Немировиче-Данченко, архитекторе Шехтеле, Никольской мануфактуре. В итоге насыщение будущих абитуриентов полезной для экзаменов информацией (еще и для ОГЭ по истории, физике, биологии, географии, литературе и др.) оказывается эффективным способом обобщения межпредметных знаний и превращения обучающихся старшей школы в искушенных знатоков отечественной культуры.В-третьих, задания до такой степени разнообразны, что позволяют совершенствовать свою компетентность в вопросах родного языка. Детали склонения числительных, порядковых, количественных или собирательных, особенности употребления иных слов, содержащих числовой компонент, тонкая работа с именами собственными, склоняемыми и несклоняемыми, исконными и русифицированными, ономастическими и топонимическими, россыпь случаев с особенностями в постановке ударения. И здесь команда Егораевой «страхует» своих читателей-абитуриентов: в финале пособия заботливо предлагаются великолепные приложения, посвященные интонационным возможностям пунктуации (пример: «Тире. В словах, стоящих до тире, голос повышается, а после тире – понижается. Требует значительной паузы»), склонению числительных (на фоне бесконечного числа ошибок журналистов центральных каналов насущнейшая информация!), но главное – орфоэпическим нормам, «сформулированным» в максимально доступном стихотворном виде (пример: «Долго я ждалА гостей и приятных новостЕй»). Конечно, экспозиционным становится приложение, содержащее критерии оценки экзамена. Причем они, соответствуя предложенным на сайте ФИПИ, в большей мере важны именно для самостоятельной подготовки, того самого тренинга, когда рубрицируют и нюансируют. Действуя таким образом, абитуриент не должен по-кутейкински «убояться», он детально, пошагово начнет постигать логику экзамена, а также становящуюся все более актуальной при непосредственном приближении ОГЭ и ЕГЭ критериальную систему оценки.Наконец, хотелось бы отметить, что пособие крайне перспективно в русле его совершенствования, особенно после первого полноценного итогового собеседования 2019 года. Возможно, команда Егораевой включит поля для письменной подготовки к ответам и даст как универсальные, так и стикерные (в виде примечаний) рекомендации. Возможно, поделится риторическими приемами для выхода из сложных коммуникативных ситуаций или подскажет, как содержательно (!) развить монолог по далекой от абитуриента теме. Возможно, список литературы станет списком источников, где окажутся представленными и книжно-журнальные, и электронные, и виртуальные ресурсы. Возможно (и даже вероятно), важным разделом пособия окажутся стенограммы реальных экзаменационных ситуаций с комментариями, уточнениями, предложениями… Возможно, вслед за тенденциями будет внесено разнообразие в блок повествования на основе жизненного опыта в той же степени, в которой роскошен не только блок описания фотографии, о чем мы говорили выше, но и блок рассуждения по проблеме. Последний в настоящий момент представлен великолепными вопросами «Нужно ли заниматься самообразованием?» (вариант 2), «Интернет – это благо или зло?» (вариант 3), «Модны ли вредные привычки?» (вариант 8), «Как выбрать профессию по душе?» (вариант 28) и др. И кроме того, необходимыми подвопросами, не сковывающими, а лишь намечающими траекторию. Например, «Что значит быть взрослым?» (вариант 19). Подвопросы для монолога: «а) какие качества отличают взрослых от детей? б) могут ли вредные привычки быть приметой взрослости? в) в чем преимущества взрослости? г) нужно ли спешить стать взрослым?» Подвопросы для диалога: «а) почему взрослые ведут себя как дети, а дети – как взрослые? б) когда и почему вы впервые ощутили себя взрослым (-ой)? в) чего, на ваш взгляд, никогда не сделает человек, вышедший из детского возраста?» Полное соответствие экзаменационной модели и исчерпывающая коммуникативная глубина! Нет сомнений, что такое пособие, безусловно, развиваясь, сохранит тот по-настоящему высокий образовательный и, конкретнее, лингводидактический уровень, на котором оно создано нынче.
Спасибо, дорогая Галина Тимофеевна! Как всегда, достойно, полезно и перспективно. Ждем новых тренинговых шедевров, ведь часто именно ваши книги – залог истинного успеха наших подопечных. И большое спасибо издательству «Экзамен» за выбор автора своевременного, актуального по форме и содержанию сборника, который, уверен, все мои коллеги оценят по достоинству как ценное методическое руководство и практико-ориентированное пособие для подготовки к урокам и как уникальный инструмент для интеллектуального и духовного развития юного поколения.
Алексей СМИРНОВ, учитель русского языка и литературы МБНОУ «ГКЛ» г. Кемерово, председатель региональной Комиссии экспертов итоговой аттестации по русскому языку Кемеровской области, участник Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2015
Комментарии