В ходе подготовки заседания Президиума ЦК Профсоюза Татарский реском провел анкетирование руководителей образовательных учреждений под девизом «Ваш социальный партнер». В анкетировании приняли участие 80 человек.
На вопрос «Как вы в целом относитесь к профсоюзам?» 76 руководителей ответили, что профсоюзы необходимы в современных условиях (лишь двое высказали мнение, что без профсоюзов вполне можно обойтись).
Мнения руководителей относительно основных профсоюзных функций распределились следующим образом.
Частотное и ранговое распределение оценок функции Профсоюза на уровне конкретного общеобразовательного учреждения
Контроль за соблюдением трудовых прав работников образования – 68 (85%)
Разрешение возникающих трудовых конфликтов – 68 (85%)
Оказание материальной и моральной помощи членам Профсоюза – 60 (75%)
Оказание поддержки администрации в решении профессиональных и социальных задач 68(85%)
Организация совместно с администрацией культурно-массовой, оздоровительной, спортивной работы – 68 (85%)
Общественный контроль, в том числе за расходованием средств на социальные цели – 21 (26%)
На вопрос «Если вы считаете, что без Профсоюза можно обойтись, то что вас побуждает так думать?» большинство дали ответ, что так не считают. Лишь двое отметили, что Профсоюз не имеет реальной силы.
Степень удовлетворенности работой профкома
«Отлично» – 16 (20%)
«Хорошо» – 40 (50%)
«Удовлетворительно» – 24 (30%)
«Плохо» – 0,0%
На вопрос «Чем вы мотивируете свою оценку?» руководители отметили:
– у нас в коллективе есть взаимное уважение и понимание друг друга;
– коллектив информирован, профком целенаправленно ведет свою работу;
– профком помогает разрешать трудовые конфликты, находить компромиссное решение;
– своевременное решение социальных проблем, оказание моральной и материальной поддержки сотрудникам;
– члены профкома активны, целеустремленны, принципиальны;
– хотелось бы большего участия в учебно-воспитательном процессе;
– не удовлетворяются все нужды, потребности членов профсоюза;
– нет хорошей поддержки со стороны райкома профсоюза, она оказывается от случая к случаю;
– работу организации необходимо улучшать в сфере информированности (доводить информацию не формально, а качественно).
– есть резервы работать лучше.
На вопрос «Часто ли у вас бывают разногласия, конфликты с профсоюзным комитетом?» ответы распределились следующим образом:
– постоянно – 0;
– бывают, но редко – 7 (8,7%);
– почти не бывают – 57 (71,2%);
– затрудняюсь ответить – 16 (20,0%).
Основные причины разногласий и конфликтов с профсоюзом:
– большинство ответили, что причин для разногласий и конфликтов нет;
– разное понимание места и роли профсоюзов в деятельности организации – 17 человек;
– разное отношение профсоюзов и административного руководства к нововведениям – 6 человек;
– расхождение в оценках реальных процессов, происходящих в организации, их результатов и последствий – 10 человек.
Частотное и ранговое распределение оценки своих отношений с председателем профкома
«Хорошие» – 26 (33%)
«Нормальные» – 59 (74%)
«Терпимые» – 5 (6,2%)
«Неважные» – 0%
«Плохие» – 0%
Из 80 опрошенных действительно считают Профсоюз полноправным социальным партнером 68 руководителей. Вариант «скорее мы желаемое выдаем за действительное» выбрали 6 человек, 4 затруднились ответить на данный вопрос.
На вопрос «Если посмотреть на профработника, допустим, председателя профкома, с точки зрения его профессиональной компетентности, чего, на ваш взгляд, ему не достает?» ответы распределились следующим образом:
– практического опыта – 10 (12,5%);
– знаний (особенно юридических) – 5 (6,3%);
– широты кругозора, общей культуры – 1 (1,3%);
– времени и материальной заинтересованности – 3 (3,8%).
Из предложенных суждений опрошенные выбрали:
– Профсоюз нужен, так как он действительно отстаивает интересы своих членов и вообще рядовых работников – 70 (87,5%);
– Профсоюз в образовательном учреждении помогает администрации налаживать отношения в коллективе, снимать напряженность, предупреждать и разрешать конфликты – 65 (81,3%);
– Профсоюз представляет силу, с которой нельзя не считаться – 32 (40,0%);
– Профсоюз может быть полезен, а может быть и бесполезен, все зависит от того, кто им руководит – 14 (17,5%).
Респондентам было предложено оценить личностные качества среднестатистического «профработника и активиста».
Были отмечены следующие качества:
– внимание к людям;
– справедливость;
– самостоятельность, активность;
– честность, бескорыстие;
– ум, интеллект;
– умение организовывать массовые действия;
– знание человека;
– самообладание, такт.
У социального партнера в лице профсоюзной организации руководители хотели бы видеть следующие качества:
– инициативу, самостоятельность, активность;
– настойчивость в достижении цели;
– правовые и экономические знания;
– организованность, деловитость;
– справедливость, честность;
– информированность, сдержанность;
– вводить новшества с согласия коллектива;
– знание людей, умение вести переговорный процесс.
В завершение был поставлен вопрос «Что бы вы могли сказать о профсоюзах вообще и о профсоюзных работниках в частности?».
Были получены следующие ответы:
– профсоюзам нужно иметь больше освобожденных председателей профкомов;
– хочется пожелать профсоюзным работникам больше настойчивости и активности;
– профсоюзы нужны, если они действительно оказывают помощь и отстаивают интересы работников;
– профсоюзы необходимы в современных условиях, так как помогают разрешать возникающие в сфере труда конфликты;
– профсоюзы необходимы в каждой организации, поскольку являются защитниками социальных интересов работников;
– пусть работают, а мы поможем;
– в дальнейшем работать так же энергично, плодотворно, активно и настойчиво;
– председатель профкома – самый активный работник коллектива, потому что он на общественных началах выполняет свои функции, т.е. поддерживает коллектив и руководителя в решении социальных проблем;
– только совместная работа руководителя и председателя профкома даст желаемый результат;
– необходимо поднять активность членов профсоюза, ввести в вузах, техникумах правовой всеобуч;
– совместная работа профкома и администрации школы – основа согласия и решения назревших проблем.
Результаты анкетирования свидетельствуют о том, что руководители учреждений образования признают профсоюзные организации полноправными социальными партнерами.
Комментарии