search
main
0

Итоги, проблемы, а перспективы? Введение НСОТ осложнило экономический кризис

В Чите по инициативе Забайкальского крайкома Профсоюза работников народного образования и науки РФ прошел «круглый стол» на тему «НСОТ: итоги, проблемы, перспективы». Его участниками кроме специалистов краевого комитета профсоюза стали Бальжит Дамбаева, заместитель министра образования Забайкальского края, Георгий Зимирев, ректор Забайкальского краевого института повышения квалификации работников образования (ЗабКИПКРО), Елена Гробова, исполняющая обязанности заведующего учебно-консультационным отделом Центра модернизации образования ЗабКИПКРО, председатели профкомов и директора школ, участвующие в эксперименте.

Как сказала Нина Окунева, председатель краевой организации профсоюза, говорить о проблеме введения НСОТ без эмоций просто невозможно. Обращения, которые поступают от учителей края, свидетельствуют о том, что далеко не все устраивает их в этой системе. Именно поэтому за «круглым столом» собрались идеологи эксперимента, его проводники и те, кто испытывает на себе, что значит зарабатывать по-новому.

Мы уже писали, с какими проблемами столкнулись при внедрении новой системы оплаты труда в школах Забайкальского края. Ситуация не становится проще и грозит стать еще острее: в середине мая был принят краевой закон, согласно которому все бюджетные учреждения перейдут на новую систему оплаты труда уже с 1 января 2010 года. Но пока есть еще время выслушать друг друга и сделать необходимые выводы.

Разговор, как и следовало ожидать, получился непростым, но весьма конструктивным. В целом рациональное зерно в НСОТ есть, но при нынешней экономической ситуации, при дефиците денежных средств, по мнению выступавших, ее внедрение преждевременно и нецелесообразно.

– Конечно, хорошо, когда учителя поощряют за отличные результаты, – сказала Елена Шек, председатель первичной профсоюзной организации школы №8 города Краснокаменска, – но эта идея пока не работает. К тому же следует признать, что сегодня реальная нагрузка учителя гораздо выше установленных 36 часов. И аудиторная нагрузка в 18 часов, которую предусматривает методика, пока из области фантастики. В итоге учителя мечутся между желанием работать качественно и «втиснуться» в эти 36 часов. В проигрыше остались учителя иностранных языков, информатики и технологии. Уровень обучаемости детей разный, в результате у педагога, работающего в классе с низким уровнем обучаемости, показатели будут ниже, что скажется и на зарплате. Но учитель ведь в этом не виноват. Нас захлестнул вал бумажной работы. Отчетность отнимает массу времени. Изменился психологический климат в коллективе. Были вопросы у педагогов по поводу прозрачности системы. Мы их решили. Проблем много, и снять их на уровне школы не всегда получается. Например, мы говорим о повышении качества образования, но разве это возможно без таких специалистов, как логопед, психолог и социальный педагог? Эти ставки ввести нереально, поскольку финансирование не позволяет. А мы уже убедились, насколько позитивно влияет на обучаемость детей наличие таких специалистов. Серьезную проблему для НСОТ представляет также демографическая ситуация и плохое материальное обеспечение школ. Думаю, не надо расшифровывать почему. Все понимают, какие последствия они влекут.

Мнение Елены Шек поддержала и Лидия Резаева, директор харанорской школы №40. По ее словам, новая система оплаты труда имеет право на жизнь, если ее доработать. А самим школам, не имеющим необходимого опыта, сделать это весьма сложно.

– Когда мы проводили опрос среди учителей, – поделилась Лидия Михайловна, – практически все заметили в качестве положительного момента, что теперь можно учесть каждый вид деятельности педагога. Но есть минусы. К примеру, на протяжении нескольких лет наша школа сотрудничает с Читинским лесотехническим колледжем. И мы этим сотрудничеством очень гордимся. Создавался профильный класс, наши ребята после 9-го класса зачислялись на первый курс колледжа, затем поступали сразу на второй курс ЧЛК. В этом году пять наших выпускников получают красные дипломы. Но теперь мы вынуждены отказываться от такой преемственности, и это нас вынуждает сделать нормативно-подушевое финансирование. Еще один момент: родители имеют право выбрать, по какой системе будут обучаться их дети, идущие в первый класс. У нас получилось, что два класса будут учиться по системе Занкова и Бунеева, а человек 15 – по традиционной. И учитель, который возьмет этот класс, будет наказан материально, поскольку число учеников меньше, чем положено по нормативу.

Другой момент. В школе должно быть 32 класса-комплекта, а у нас – 36, то есть 4 класса лишние. Но я не могу неполные десятые классы соединить с профильным лесотехническим. И что делать?

Это еще не полный список проблем, с которыми столкнулась Харанорская школа. По словам директора, главной ошибкой было то, что они изначально не ввели понижающий коэффициент, учитывающий наполняемость классов. Итог: средств уже сейчас не хватает кардинально, ведь фонд оплаты труда рассчитывался исходя из числа учеников. А что будет к концу года?

НСОТ стала своего рода лакмусовой бумажкой, горько призналась Лидия Михайловна, которая выявила административную неэффективность, в чем-то некомпетентность и даже негативные личные качества педагогов. Пережить подобное способен только очень зрелый коллектив. Человеческий фактор везде играет главную роль, и этот эксперимент – не исключение.

Усугубили ситуацию и внесенные в декабре изменения в закон Читинской области об установлении доплат к заработной плате до уровня МРОТ. Изменения-то внесли, а финансово данную статью не подкрепили. И получилось, что школы, участвующие в эксперименте, стали выплачивать эту разницу из самой незащищенной статьи фонда оплаты труда – стимулирующей части. Например, в школе села Нижний Цасучей Ононского района стимулирующий фонд сократился со 100 тысяч до 30 тысяч рублей. Можно ли на такие средства достойно поощрять качественно работающих учителей?

Разные фонды оплаты труда, различные системы оценки качества работы учителя влекут соответственно и разницу в зарплате. Такое спокойно сложно воспринять. В школах города Краснокаменска, участвующих в эксперименте, придумали такую систему, при которой учителя начальных классов не проиграли в заработной плате. В Цаган-Ольской школе Могойтуйского района для них разработали специальные критерии. А в кокуйской средней школе №1 Сретенского района такие критерии выработать не смогли. В итоге учитель начальных классов с 37-летним педагогическим стажем и высшей категорией получает зарплату немногим более десяти тысяч. А стимулирующая выплата равна 761 рублю.

Можно сказать, что в этом виноват сам коллектив. Не смог выработать свои локальные акты, регулирующие оплату труда, договориться и учесть интересы всех педагогов. Но, согласитесь, не любой коллектив способен на подобное. И это не вина учителей, ведь опыта в подобных делах у них нет, и негде было его получить, да и возможностей для маневра им не предоставили. Подливает масла в огонь и существенная разница в оплате труда простого учителя и административного аппарата.

«Мой профсоюз» писал о «круглом столе» на данную тему, прошедшем в Забайкальской краевой организации профсоюза в феврале. Тогда многие вопросы повисли в воздухе, да и понимания со стороны разработчиков методики, честно говоря, учителя не почувствовали. Вторая встреча с председателями первичек получилась немного иной. Выводы разработчиков НСОТ стали глубже и предметней, и на многие вопросы уже не следовало отговорок, мол, ваши проблемы вам и решать. Готовность к диалогу и сотрудничеству продемонстрировало и Министерство образования края в лице Бальжит Дамбаевой.

– Учитель обязан заниматься учебой, а не заполнением многочисленных отчетов, его задача – работать на повышение качества образования, – заметила Бальжит Балдандоржиевна, – а уж отслеживать деятельность педагогов должны заместители директора. Нам, видимо, придется разрабатывать какие-то рекомендации, чтобы урегулировать эту ситуацию. Вал бумажной работы не должен захлестывать учителей.

Заместитель министра признала, что создать эффективную нормативно-правовую базу в школах, которая бы снимала все вопросы, до конца учебного года так и не удалось. Но заверила участников «круглого стола», что работа по анализу локальных актов школ, участвующих в эксперименте, с целью подготовки рекомендаций будет проведена.

Есть надежда, что все проблемы, которыми поделились непосредственные участники эксперимента, будут взяты на заметку и краевым Министерством образования, и региональным институтом повышения квалификации. А это, в свою очередь, позволит их разрешить и обеспечить более продуманный переход на новую систему оплаты труда остальных школ края, которым еще только предстоит испытать на себе, что такое НСОТ.

Чита

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте