25 февраля состоялась коллегия Министерства образования РФ, которая подвела итоги работы в 2003 году. Доклад делал и.о. министра Владимир Филиппов, приветствовала собравшихся и.о. вице-премьера Галина Карелова. Но приставки к должностям мало повлияли на ход коллегии, разве что оба исполняющих обязанности в середине дня отбыли на заседание правительства. В основном же обсуждение носило привычный, рабочий характер.
Доклад Владимира Филиппова был до удивления коротким перечнем тех основных задач, которые нужно решать в 2004-2005 годах: подготовка и принятие стандарта дошкольного образования, введение новых стандартов общего образования, пересмотр учебников, повышение квалификации руководителей и педагогов, реализация нового механизма финансирования школ, принятие закона «Об управляющих советах», которые должны быть созданы при школах и выполнить те функции, что оказались не по зубам родительским комитетам и попечительским советам, полномасштабное подключение школ к интернету, трансляция электронных образовательных продуктов.
В этом и следующем году произойдет регионализация начального и среднего профобразования – 94% учреждений НПО и 55% учреждений СПО перейдут на уровень субъектов РФ. Одновременно система будет разрабатывать новые стандарты профессионального образования. В это время высшая школа займется разработкой стандартов нового поколения для бакалавриата и магистратуры, в том числе в области педагогического образования, введением категории «ведущий вуз», отработкой механизма госзаказа на подготовку специалистов, введением образовательных кредитов, созданием общероссийской, не зависимой от органов управления образования системы аттестации и контроля качества обучения. Одним из самых масштабных мероприятий, очевидно, станет переход на отраслевую систему оплаты труда.
В связи с этим актуальным становится вопрос о том, кто возглавит всю эту работу. Владимир Филиппов, можно сказать, с задачей реформирования справился. Образование, пожалуй, единственная из отраслей социального блока, которая, по признанию специалистов, в последние годы последовательно, шаг за шагом, реализовывала то, что было предложено концепцией модернизации. Филиппову не в чем себя упрекнуть, он был энергичен и упорен, продвигался вперед, тратя немало сил на то, чтобы противников преобразований превратить в их сторонников. Неизвестно, будет ли отмечена достойным образом подвижническая деятельность министра и останется ли он на своем посту. Во всяком случае итоговая коллегия оценила деятельность Министерства образования в 2003 году положительно.
Комментарии