С 1 января 2012 года наш округ начал реализацию программы «Столичное образование» в трех ключевых направлениях: повышение доступности образования; повышение качества образования; повышение эффективности и прозрачности управления системой образования.
На конец прошлого учебного года была полностью удовлетворена потребность в обеспечении местами в детских садах детей в возрасте от 3 до 7 лет как за счет создания новых мест при новом строительстве (в 2012 году построено 9 детских садов общей проектной мощностью 1040 мест), так и за счет передачи из федеральной собственности в собственность Москвы двух дошкольных образовательных учреждений. Для снятия острой напряженности в обеспечении детей местами в детских садах микрорайона Окско-Волжский пять учебных помещений средней общеобразовательной школы №1386 были перепрофилированы под дошкольные группы, что позволило дополнительно принять 125 детей. Значительно – до 55 – увеличилось количество структурных подразделений «семейный детский сад». По предварительным прогнозам в новом учебном году детские сады будут посещать 49011 детей.Повышение качества дошкольного образования происходило как за счет изменения отношения педагога к собственной деятельности, так и за счет повышения заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений в среднем с 25 тыс. руб. После проведения процедуры реорганизации выведены из реестра 9 дошкольных образовательных учреждений и 6 находятся в стадии реорганизации.Достижения педагогических коллективов дошкольных образовательных учреждений отмечены высокими результатами в городских конкурсах: в конкурсе «Детский сад года-2011» 3-е место в номинации «Детский сад для особого ребенка» заняло ДОУ №2325, а в номинации «Умный детский сад» – ДОУ №867; в конкурсе «Детский сад для всех и каждого» победителями городского этапа публичных слушаний проектов организации стажировочных площадок стали: ДОУ №183 в номинации «Организационно-финансовые механизмы повышения качества дошкольного образования», ДОУ №2468 в номинации «Мой садик дома: развитие семейных детских садов»; ДОУ №2403 в номинации «Ребенок и мир: формирование безопасного поведения».Наша основная задача – научить эффективно работать каждого педагога. В 2011-2012 учебном году 8305 руководящих и педагогических работников прошли курсы повышения квалификации, наиболее востребованными были курсы по новым формам оплаты труда и «Современный менеджмент» для руководителей ОУ, курсы по эффективному использованию нового учебного оборудования, поставляемого в ОУ, по федеральным государственным стандартам для учителей начальных классов и заместителей директоров. Особое внимание мы традиционно уделяем закреплению в нашей отрасли молодых специалистов. В образовательных учреждениях Юго-Восточного округа работают 585 таких специалистов. В прошлом году для начинающих учителей было проведено более 70 мероприятий различных форм и направленностей. Среди наиболее значимых – форум молодых специалистов «Педагогическая летопись» и общественно-педагогическая акция «Учителя года Москвы и России – молодым педагогам». На заключительном этапе Московского городского конкурса молодежных инициатив «Молодые педагоги – московскому образованию» в номинации «Личное информационно-образовательное пространство» победителем стал учитель информатики лицея №1547 Дмитрий Гайдин, который стал руководителем структурного подразделения окружного методического центра.В настоящий момент изменилась роль руководителя в современной школе. Директор сегодня – управленец, решающий прежде всего задачи финансово-хозяйственной деятельности своего образовательного учреждения, ему дана максимальная свобода деятельности, при этом на нем лежит большая ответственность за содержание и развитие своей школы, и эта ответственность должна вознаграждаться. Поэтому в рамках нового формульного финансирования образовательного учреждения Департамент образования большое внимание уделяет повышению заработной платы руководителей. Средняя заработная плата заведующих дошкольными образовательными учреждениями сегодня составляет 75 тыс. руб., а зарплата директора школы – 120 тыс. руб. Но это не предел, и при рассмотрении квартальных изменений заработной платы по результатам качественной работы ОУ будет использован максимально возможный коэффициент для расчета зарплаты руководителей.Сегодня мы вправе говорить о первых ощутимых итогах пилотного проекта по развитию образования. Во-первых, сформирован и апробирован на практике механизм прозрачного формульного финансирования образовательных учреждений, в среднем на 33% увеличилась заработная плата учителей пилотных школ. Во-вторых, сообщество, как профессиональное, так и родительское, получило рычаги управления школой, в том числе по распределению бюджетных средств, при этом интересы администрации школы, учителей и родителей теперь объединены в единое целое – высокий уровень качества образования детей, которые учатся в этой школе. В-третьих, увеличился контингент большинства школ, участвующих в проекте, уже на начало нового учебного года количество первоклассников в этих школах выросло по сравнению с прошлым годом почти на десять процентов. В-четвертых, у педагогических коллективов повысился интерес к семье, ученику, формированию мнения о школе в местном сообществе.Отдельно стоит сказать и о том, что школы ЮВАО стали первыми среди государственных учреждений Москвы, где была введена новая отраслевая система оплаты труда. За шесть месяцев 2012 года средняя заработная плата педагогических работников общеобразовательных учреждений округа составила 57 тыс. рублей.Логическим завершением учебного года стала итоговая аттестация. В 2011-2012 учебном году экзамен в форме ЕГЭ сдавали 6087 человек из 172 ОУ. По сравнению с прошлым годом выпускники 2012 года успешнее сдали экзамены по русскому языку, английскому языку, немецкому языку, биологии, информатике и ИКТ, географии и обществознанию. По географии, немецкому и французскому языкам не было учащихся, не преодолевших минимальный порог. По другим предметам число таких выпускников сократилось, например, по русскому языку и английскому языку – в 5 раз, по математике – в 2, по информатике и биологии – в 1,5 раза. Однако увеличилось количество неуспешных учащихся по физике, химии и истории. Одной из причин стало увеличение минимального количества баллов по химии с 32 до 36 баллов, по истории – с 30 до 32 баллов, по физике – с 33 до 36 баллов. Но число учащихся, имеющих двойные двойки, сократилось в сравнении с прошлым годом в 2 раза – с 21 до 10 человек из 9 ОУ.В округе прослеживается положительная динамика увеличения количества учащихся, набравших 100 баллов, – с 23 учащихся в 2010 году до 60 человек в 2012 году. В этом учебном году по каждому предмету есть учащиеся, получившие максимальный результат. Наибольшее число 100-балльников по русскому языку (30 человек) и по химии (10 человек). По литературе шесть 100-балльников; по географии три; по математике, информатике и ИКТ, обществознанию и английскому языку по два 100-балльника; по истории, физике и биологии по одному. 31 ОУ округа имеет учащихся, набравших максимальное количество баллов, увеличилось количество школ, в которых учащиеся на ЕГЭ набрали 220 баллов, со 146 школ в 2011 году до 151 ОУ в 2012 году.По состоянию на 24 августа в системе электронной записи были зарегистрированы 10033 будущих первоклассника. При этом 10 школ не набрали даже одного первого класса, из них 7 учреждений приняли решение о реорганизации, по трем школам решение будет принято в ближайшее время. В 52 общеобразовательных учреждения зачислено по 75 и более детей, а в 6 школах будут учиться более чем по 125 первоклассников, что превышает в два-три раза плановый прием этих образовательных учреждений (центры образования №491, 1458, 1830, 1858, 641 и гимназия №1599). Эти учреждения помимо естественного увеличения своего бюджета с приходом дополнительных учащихся получили от Департамента образования финансовые средства в размере 3 млн рублей для приобретения современного инновационного оборудования.Особое внимание в нашем округе традиционно уделяют работе с одаренными и высокомотивированными детьми. В прошедшем учебном году результативность регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников превысила результативность муниципального этапа на 30%, наилучшие показатели в этом году в округе и городе имеют Центр образования №654, лицеи №1303 и №1547, школы №1208 и №1319, гимназия №1562. Третий год для учащихся образовательных учреждений округа проводится фестиваль «Одаренные дети», двенадцатый год – конкурс социальных проектов для выпускников школ «Если бы я был главой управы», в этом году 2-е место в городе занял учащийся лицея №1547 Богдан Федорив. Впервые по инициативе городского Совета молодых специалистов проведен конкурс «Ученик года-2012». Наш округ достойно представил ученик 11-го класса школы №329 Алексей Фурлетов. По итогам года и ЕГЭ он получил золотую медаль, набрал 100 баллов по химии и осуществил свою мечту поступить в МГУ на химический факультет.Задача, которая должна быть решена в этом году, – это современное оснащение школы. За счет средств, выделенных Правительством Москвы, в школы поставлено 2535 ПК и 3000 ноутбуков для учащихся, 4024 ноутбука для учителей. Это делает их активными сторонниками новых форм, новых методов образования, а через них, естественно, и наших школьников. В 100% ОУ осуществлены поставки по ФГОС НОО на сумму 177 млн руб.; в 65 ОУ смонтированы новые локальные вычислительные сети; компьютерные классы установлены в 38 ОУ; в 18 ОУ поставлены интерактивные доски; оборудованы 192 пункта для организации приема заявлений и выдачи универсальной электронной карты. В рамках перехода на новые стандарты второго поколения основной школы в 2012-2013 учебном году планируется поставить в 24 образовательных учреждения 360 комплектов современного учебно-цифрового лабораторного оборудования для обучения химии, биологии, экологии, окружающему миру на сумму более 18 млн руб., будет произведено комплексное дооснащение 22 образовательных учреждений инновационным оборудованием по географии, информатике, истории, химии, биологии, ОБЖ, истории религии, окружающему миру, экологии на сумму более 11 млн рублей; в рамках внедрения ФГТ в 28 дошкольных учреждениях в 2012 г. планируется поставка учебного оборудования на сумму 20 млн рублей по таким образовательным областям, как «Безопасность», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», до конца 2012 г. большая часть школ-интернатов и специализированных коррекционных школ округа будет оснащена современным оборудованием по здоровьесберегающим технологиям на сумму 6 млн руб. Вся полученная техника должна быть в обязательном порядке вовлечена в образовательный процесс, а не складироваться в отдельных помещениях.С 1 сентября 2011 г. в школах округа начался процесс активного внедрения электронных журналов успеваемости и электронных дневников, образовательные учреждения стали активными участниками поэтапной апробации единой информационной системы оценки качества образования города Москвы – Московский регистр качества образования.В первом полугодии этого учебного года ими стали 14 наиболее подготовленных образовательных учреждений. Во втором полугодии на базе округа совместно с Московским центром качества образования была организована подготовка 57 представителей из 38 ОУ по работе с регистром. В следующем учебном году мы планируем 100%-ное участие общеобразовательных учреждений округа в Московском регистре качества образования, обеспечивающем комплексную экспертизу и эффективное управление качеством образования на всех уровнях.Актуальная задача, требующая своего решения в самое ближайшее время, – внедрение аутсорсинга, который подразумевает передачу на основе договора определенных производственных функций ОУ на обслуживание другим организациям, специализирующимся в соответствующей области. Речь идет о бухгалтерском сопровождении школ и дошкольных образовательных учреждений, о техническом обслуживании зданий и территорий. В этом году уже есть примеры, когда 25 ДОУ перешли на бухгалтерское обслуживание консалтинговой компанией. Преимущества учреждения ощутили сразу – это профессионализм финансовой компании и ответственность за качество оказанных услуг, гарантированные двухсторонним договором, снижение расходов на собственную бухгалтерскую службу до 30% ежемесячно, что позволяет высвободившиеся средства направить на увеличение заработной платы педагогических и иных работников, экономия на использовании компьютерного оборудования и программного обеспечения, канцелярских товаров, транспорта, уменьшение расходов на электроэнергию, услуги телефонной связи и Интернета, в этом случае экономия может пойти на увеличение зарплаты.Подводя итоги работы округа, можно сказать, что сделано многое, но не менее серьезные задачи по реализации образовательной политики государства стоят перед нами в наступающем учебном году.Алексей ШЛЕНОВ, начальник Юго-Восточного окружного управления образования
Комментарии