«Олимпийским страстям можно противопоставить только олимпийское спокойствие» – этот известный афоризм Константина Кушнера актуален на всех олимпийских площадках – и на спортивных, и на интеллектуальных. И если Олимпийские игры – главные спортивные состязания для взрослых – уже позади, то интеллектуальные олимпиады для наших школьников стартуют практически сразу вместе с началом нового учебного года.
Николай Николаевич Константинов, математик, человек, стоявший у истоков олимпиадного движения школьников в нашей стране (а массовый размах олимпиадное движение приняло в 60-х годах прошлого века), справедливо считал, что олимпиады используют в качестве стимула дух соперничества – в этом сила и слабость олимпиад. Сила – потому что желание соревноваться органично присуще детскому и подростковому возрасту, отсюда популярность и массовость олимпиад. Слабость – потому что, стремясь к победе, участник вынужден соответствовать заданным извне критериям победителя, это мешает развитию его индивидуальности, уникальности и как следствие снижает вероятность получения более высоких научных результатов. Однако современный подход к содержанию олимпиад постепенно ориентирует научное и педагогическое сообщество именно на поиск и выявление индивидуальности и ее дальнейшее развитие. Результатом такого подхода стало разнообразие интеллектуальных олимпиад: предметные, метапредметные, профессиональные, практические; множество форм проведения: очные, дистанционные, заочные; расширение аудитории участников – от дошкольников до студентов.Это не только результат введения новых стандартов образования, которые ставят во главу угла личностное развитие ребенка, но и инноваций, ведущих к обновлению содержания, способов и форм получения образования всех уровней. Не будем отрицать и прагматичный аспект участия в олимпиадах, который мотивирует школьников и их родителей, так как весомое портфолио достижений становится все более надежным способом получить преференции для поступления в престижный вуз. Центр педагогического мастерства как инициатор проектов по развитию детской одаренности в Москве и организатор наиболее востребованных олимпиадных состязаний для московских школьников проводит большую работу с педагогами, учениками и родителями в этом направлении. Школы 5-го МСД СВАО активно участвуют в олимпиадном движении и главной задачей 2015-2016 года стало объединение усилий наших школ для подготовки ребят к олимпиадам. Базовой школой по развитию детской одаренности в межрайоне стала гимназия №1518, которая организует эту работу в тесном контакте с ЦПМ. Заметим, что каждая школа имеет свои приоритетные задачи, направления, в рамках которых дети получают возможность готовиться к олимпиадам, и строит свою работу на основе собственного анализа результатов, по своим критериям и целевым показателям. Вместе с тем итоги «олимпиадного марафона» по МСД в целом также заслуживают внимания, поскольку наше сотрудничество в рамках межрайона будет продолжено и в этом учебном году. Начнем с муниципального этапа самой престижной Всероссийской олимпиады школьников, в которой могут участвовать учащиеся с 7-го по 11-й класс. Всего в школах межрайона обучаются 8149 учащихся этого возраста, 2906 из них приняли участие в муниципальном этапе, что составляет 36 процентов. Победителями стали 125 человек, они завоевали 146 дипломов. Призерами стали 701 участник, количество дипломов, которые они получили, составляет 994. Таким образом, и среди победителей, и среди призеров множество тех ребят, кто одержал победы в нескольких предметных олимпиадах. Всего победителями и призерами стали 826 человек, это 28 процентов от всех участников. Следующий этап Всероссийской олимпиады – региональный, на этот этап приглашаются только учащиеся 9-11-х классов. В школах нашего межрайона обучаются 4288 человек этой возрастной группы, из них 1627 человек приняли участие в муниципальном этапе, по итогам которого 479 старшеклассников преодолели квоты и прошли на региональный этап, что составило 29 процентов от участников 9-11-х классов. Можно утверждать, что в среднем каждый третий участник из наших школ остался на олимпийской дистанции.Победители и призеры представлены в таблице 1. Региональный этап Всероссийской олимпиады принес школьникам 5-го МСД СВАО 116 дипломов победителей и призеров среди 9-10-11-классников. Этот этап сложный, и победа здесь очень весома: стать лучшим в Москве, одним из миллионов школьников – это мечта многих интеллектуалов, к такой победе ребята идут не один год, без помощи наставников и поддержки родителей здесь не обойтись. Школы, чьи ученики стали победителями и призерами регионального этапа и принесли в копилку межрайона более 70 процентов дипломов победителей и призеров, представлен в таблице 2.И наконец, самые подготовленные и стойкие бойцы, снискавшие славу победителей и призеров на уровне Российской Федерации, те, кого ждут в любом, самом престижном вузе и кем всю жизнь гордятся родители! Таких ребят в прошедшем учебном году – 6 человек в школах нашего межрайона, один из них, выпускник гимназии №1518 Никита Семин, стал призером заключительного этапа сразу по двум предметам – по географии и экономике.Какие же предметы наиболее востребованы среди олимпийцев нашего межрайона?Обратимся к статистике по предметам. Всероссийская олимпиада включает 24 предмета, и все они были востребованы в наших школах. Даже китайский язык вошел в число предметов, по которым прошел муниципальный тур в МРСД СВАО. Но число участников по предметам четко отражает приоритеты детей и направленность подготовки в школах. Как видим, безусловное лидерство принадлежит гуманитарному направлению, а пальму первенства устойчиво держит английский язык. На втором месте математика, социальные науки и искусство, и замыкают перечень востребованных предметов естественные науки и технология. Не вдаваясь в подробности, заметим, что направление подготовки школы во многом определяется предпрофильной подготовкой, а затем профилем или профилями, которые выберут ребята на этапе среднего общего образования. Участие школ нашего межрайона в проекте «Инженерные классы» и «Медицинские классы» в будущем скорее всего приведет к изменениям в нашей условной иерархии предметов. Аналогичная картина по предметам прослеживается и на Московской олимпиаде школьников. Достижения школ нашего межрайона в этой олимпиаде – 120 дипломов победителей и призеров. Казалось бы, результат близок к региональному этапу Всероссийской олимпиады. Однако более детальный анализ показывает, что активность наших школ в этой олимпиаде очень невысока: из 120 дипломов 83 получили ученики гимназии №1518 и школы №293.Таковы некоторые итоги участия школ 5-го МСД СВАО в наиболее значимых олимпиадах прошедшего учебного года. Для анализа и последующего стратегического планирования на сегодняшний день мы не имеем достаточно информации, поскольку подводим итоги по территориальному межрайонному объединению впервые. Можно по-разному оценивать результаты, есть много объективных и субъективных причин для их интерпретации. Однако и эти данные говорят о том, что нашим школам есть над чем работать в будущем году. При проведении муниципального этапа олимпиад мы проводили небольшой exit-poll (выходной опрос) и спрашивали ребят, какие задания показались им наиболее интересными, перспективными, отвечающими духу и философии олимпиадного движения как процесса воспитания будущего научного сообщества. Оказалось, что это задания, в процессе выполнения которых путем размышлений и анализа можно прийти к правильному выводу. Это задания, требующие владения методологией научного познания, а не фактических знаний по предмету, пусть даже и углубленных, и не наборами специальных приемов решения задач. Это задания творческие и интересные, помогающие исследовать знакомый объект с новой, необычной стороны. Далеко не все материалы муниципального этапа отвечали этим критериям, по мнению участников. Большинство заданий – по-прежнему тесты и задачи. Эта всем известная проблема, по-видимому, еще на пути к своему решению… И еще один вопрос волновал участников нашего опроса: как же тогда быть тем, кому не удается при всех ученических достоинствах стать победителем? По этому вопросу вышеупомянутый Н.Н.Константинов высказался однозначно: наука – поприще настолько широкое, что людям на нем никогда не будет тесно. Остается пожелать нашим школам 5-го МСД СВАО (как тем, кто активно вовлечен в олимпиадное движение, так и тем, у кого другие приоритеты) добиваться новых результатов в будущем году, а ученикам и их наставникам проявить себя на любом поприще наиболее ярко. Ольга ОПАРИНСКАЯ, методист по работе с одаренными детьми гимназии №1518
Комментарии