search
main
0

Итоги года подведены – продолжение следует

В Москве прошла сессия, посвященная спорту, здоровью и долголетию

В 2020 году Общероссийский Профсоюз образования вплотную занялся проблемой сохранения и укрепления здоровья педагогов. Был запущен федеральный проект «Профсоюз – территория здоровья», направленный на продвижение ценностей здорового образа жизни в профессиональном сообществе. Следующим этапом на этом пути стал Год спорта, здоровья и долголетия.
Конечно, профсоюзные организации многие годы проводили спартакиады и турслеты, приобретали льготные путевки на санаторно-курортное лечение. Но тематический год доказал, что физкультура и спорт – это не только про мышцы, гибкость и физическую выносливость, но и про жизненный тонус, комплексное укрепление здоровья, избавление от стресса, молодость и долголетие. Это целая философия жизни, помогающая быть счастливым и благополучным. Обо всем этом говорили на итоговой сессии тематического года.

17 февраля в холле московской гостиницы «Салют» с радостью встречаю коллег из Белгородской, Воронежской, Ивановской областей и других регионов вплоть до Хабаровского края! Многие приехали вместе с победителями конкурса «Здоровые решения», которым на сессии отводилась особая роль. Улыбки, дружеские приветствия, простые, короткие вопросы: «Ну как вы?» – «Нормально. Хорошо!» И тут же обсуждение новых проектов, планов на будущее, обмен ожиданиями от предстоящего события.

В первый день сессии работали и общались, как в «доковидные времена», то есть офлайн. Более сорока участников во время деловой игры оживленно обменивались опытом в сфере спорта и оздоровления. Тон задавал директор школы №1788 Москвы, кандидат педагогических наук Александр Ездов. Он призвал рассказывать только о самых интересных спортивных мероприятиях и оздоровительных акциях. Итак, хоккей в валенках, парусная регата, занятия танцами для людей старшего возраста, фитнес, йога, акция «Похудей с профсоюзом!» Каково?

Во второй части деловой игры все участники составляли план работы по спортивно-оздоровительному направлению на целый учебный год. Многие делали пометки в блокнотах и телефонах – опыт коллег потом можно использовать в своих организациях! Также в этот день у всех желающих была возможность пройти диагностическое обследование – экспресс-оценку своего физического состояния. Ее провел научный сотрудник Лаборатории возможностей человека Московского городского педагогического университета Александр Казаков со своими коллегами.

Экспресс-диагностика проводилась по нескольким направлениям: биоимпедансный анализ состава тела, анализ ритма сердца и психофизиологическое исследование. Можно было пройти любой тест по желанию или все три сразу. По итогам обследования каждый получил индивидуальные методические рекомендации по организации режима двигательной активности, труда, отдыха и питания.

В Москве и за ее пределами

Местом проведения Всероссийской научно-практической конференции «Технологии формирования культуры профессионального здоровья педагогических работников» 18 февраля стал «СТАРТ ХАБ на Красном Октябре». К этому событию присоединились несколько тысяч человек онлайн.

В роли модератора выступил заместитель председателя Общероссийского Профсоюза образования Вадим Дудин, который со свойственной ему деликатностью и остроумием направлял весь процесс.

Председатель профсоюза Галина Меркулова, открывая конференцию, напомнила о том, как своевременно профсоюз определил новое направление деятельности по оздоровлению работников образования. Это позволило поддержать педагогов в период пандемии и сплотить коллективы во время продолжительного периода работы на дистанте, помочь учителям психологически адаптироваться к новым условиям.

Деятельность профсоюза в этом направлении получила международный отклик, ею заинтересовались в Интернационале образования (ИО). Генеральный секретарь Интернационала Дэвид Эдвардс в своем видеообращении к участникам конференции отметил:

– Безусловно, добиваться того, чтобы учителя чувствовали себя здоровыми и позитивно оценивали свою возможность делать жизнь детей лучше, – это центральная задача для профсоюзных лидеров. Чтобы хорошо работать, нужно хорошо себя чувствовать – и наоборот.

Все мы из пандемии COVID-19 вынесли один урок: школы и учителя незаменимы. Родители теперь гораздо лучше понимают, что тяга детей к учебе и оптимистичный взгляд на будущее зависят от учителей. Хотя технологии могут стать полезным подспорьем для педагогов, они не способны их заменить.

Как подчеркнул Дэвид Эдвардс, есть четкая взаимосвязь между успеваемостью учеников и благополучием учителей. Уверенные в себе учителя, которые получают удовольствие от работы, обучают гораздо эффективнее, чем те, кто испытывает стресс. Между тем, недавний доклад ИО о положении учителей рисует тревожную картину. Согласно данным членских организаций Интернационала, 55 процентов учителей считают, что с их нагрузкой невозможно справиться. Более половины указали на отсутствие здорового баланса между работой и личной жизнью. Более половины отметили, что нагрузка в период пандемии значительно выросла, и когда школы открылись после карантина, сохранилась.

– Никто не занимается последствиями стресса, «выгорания» и депрессии у педагогов. А вы начали эту работу, – отметил генеральный секретарь Интернационала.

Дэвид Эдвардс поблагодарил Общероссийский Профсоюз образования за организацию конференции и отметил, что на ней обсуждаются ключевые, жизненно важные вопросы для будущего учительской профессии.

Каждой школе – свой спортклуб

Министр просвещения России Сергей Кравцов приветствовал участников события в формате онлайн:

– Наша с вами совместная работа должна способствовать тому, чтобы в педагогических коллективах создавались такие условия, при которых у работников образования появились бы возможность и стимул укреплять свое здоровье, поддерживать здоровый образ жизни, поскольку именно педагоги становятся для школьников и студентов примером для подражания. Дальнейшая работа по популяризации здорового образа жизни возможна только при включенности всех участников образовательного процесса в это важное и необходимое дело.

Сергей Сергеевич напомнил, что Минпросвещения ведет масштабную работу по оснащению спортивных залов в сельских школах. В рамках программы по капремонту будет уделяться большое внимание развитию инфраструктуры, связанной со спортом. В каждой школе к 2024 году появится спортивный клуб, и эта работа уже ведется в 21 тысяче школ России.

Министр подчеркнул: «Только вместе с профсоюзом мы можем реализовать формулу: «Здоровый учитель – здоровый ученик».

Счастьетерапия по-асмоловски

О способах достижения счастья и благополучия, напрямую связанных со здоровьем и долголетием, говорил заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ имени Ломоносова, доктор психологических наук, академик РАО Александр Асмолов.

«Счастьетерапия по-ас­мо­лов­ски» основана на самоуважении, постоянном развитии и преобладании положительных эмоций.

По мнению ученого, учитель подобен канатоходцу, который все время должен балансировать, оставаться в движении, чтобы не упасть. Но чтобы двигаться вперед, нужно четко видеть цель.

Сегодня мы наблюдаем драму обессмысливания учительской жизни диктатурой контроля и отчетности, констатирует Александр Асмолов. Это приводит к демотивации педагогов, порождает чувство беспомощности, когда учитель думает, что от его действий ничего не зависит. Следствием утраты смысла педагогической профессии становится синдром эмоционального выгорания.

Александр Григорьевич привел данные международных исследований, согласно которым страх потери смысла жизни стал главным страхом современного человека. Помочь обрести этот смысл – важная цель образования. А для этого необходимо изменить систему ценностей, поставить в центр человека, его уникальную личность.

«Нет ничего опаснее для образования, чем уничтожение различий, унификация, – убежден Александр Асмолов. – Достойная жизнь – это жизнь, где у учителя, у ребенка, у родителя есть возможность выбора».

Сегодня очень важно увидеть новые социальные роли учителя, подчеркивает ученый: «роль мотиватора, который вдохновляет, навигатора, который показывает, как двигаться в мире знаний, и роль интерпретатора, который помогает детям найти себя и свое место в жизни». А в итоге стать счастливыми.

Все в наших руках

Директор Института естествознания и спортивных технологий МГПУ, доктор социологических наук Александр Страдзе поднял проблему формирования культуры здоровья у современного человека, человека цифровой эпохи.

Такая задача поставлена на государственном уровне для достижения показателей национального проекта «Демография». Его цель – обеспечение устойчивого роста численности населения страны и повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет.

Как отметил Александр Страдзе, на здоровье влияет масса факторов. Но на 60% оно зависит от образа жизни. А значит, многое в наших руках! Здоровый образ жизни – это комплексное понятие, которое не сводится только к физической культуре. Сюда также входит рациональное питание (не путать с диетой!), психологическая саморегуляция, отказ от вредных привычек.

Ключевые навыки XXI века будут тесно связаны со здоровьесбережением, с заботой о своем здоровье, уверен Александр Эдуардович. На развитие этих навыков направлены федеральные проекты «Укрепление общественного здоровья» и «Спорт – норма жизни». В частности, предусмотрены следующие направления:

комплексные физкультурные и спортивные мероприятия для всех категорий и групп населения;

формирование устойчивой мотивации населения к систематическим занятиям физкультурой и спортом;

воспитание новых кадров для сферы физической культуры и спорта; современные формы и методики занятий физкультурой и спортом.

Статины или бег трусцой?

Итоги оценки физического состояния участников сессии на базе исследований, проведенных в первый день, представил научный сотрудник Лаборатории возможностей человека МГПУ Александр Казаков. Он отметил, что результаты мало отличаются от средних показателей по стране.

Как улучшить свое самочувствие? В первую очередь соблюдать режим дня, которым мы так часто пренебрегаем, ссылаясь на внешние факторы. Как пояснил Александр Казаков, наш организм имеет определенные суточные ритмы физиологической активности: «Есть периоды, наиболее благоприятные для умственной работы, для физических нагрузок, для сна и отдыха, и физиологию не обманешь. Если мы не укладываемся в физиологические нормы, наш организм будет находиться в состоянии стресса».

Говоря о правильном питании, он призвал стремиться к снижению калорийности продуктов, а также избегать продуктов с высоким гликемическим индексом, которые вызывают резкое повышение уровня сахара в крови и выброс инсулина.

Александр Юрьевич напомнил и о болезни современного человечества – гиподинамии. Технологии облегчают нашу жизнь, но при этом способствуют снижению физической активности. Между тем, для человека естественно движение. Ведя малоподвижный образ жизни, мы все больше уходим от естественного состояния.

По мнению ученого, особенно полезны для здоровья циклические виды двигательной активности, в основе которых заложено повторение движений в цикле – бег, езда на велосипеде, ходьба. Все популярнее сегодня становится скандинавская ходьба, и это не случайно – она подходит людям любого возраста и практически не имеет противопоказаний.

Александр Казаков подчеркнул, что движение и правильное питание – спасение от множества заболеваний. Например, с высоким холестерином можно бороться двумя способами: принимать статины с массой побочных эффектов или заниматься физкультурой и спортом.

Не средство, а цель!

Тему комплексного подхода к здоровью продолжила начальник отдела развития технологий спортивной подготовки Департамента образования, науки и международных отношений Министерства спорта РФ, доктор биологических наук Валентина Пушкина.

Валентина Николаевна процитировала определение здоровья, зафиксированное в уставе Всемирной организации здравоохранения 1948 года: «Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Россияне, как показывают исследования, ставят здоровье на третье место в шкале жизненных ценностей после семьи и работы. При этом отношение к здоровью как к средству достижения других жизненных целей (карьера, зарплата и т. д.) приводит к его жестокой эксплуатации.

Среди факторов формирования здоровья определяющим стал образ жизни, далее по ниспадающей идут окружающая среда, генетика, а на последнем месте – система здравоохранения. Здоровье зависит от нее всего на 8-10%.

Недостаточная физическая активность является одним из основных факторов риска смерти и развития неинфекционных заболеваний в мире, таких как болезни сердечно-сосудистой системы, рак и диабет. Стало быть, давний призыв: «Убежать от инфаркта» актуален, как и прежде.

Кстати, Валентина Николаевна не только теоретик, но и практик. Много лет она поддерживает отличную физическую форму, совершая пробежки по шесть километров ежедневно.

Какая польза от походов?

О пользе туризма рассказал известный путешественник, кавалер ордена Мужества, директор центра дополнительного образования «Лаборатория путешествий» Матвей Шпаро. Он поделился не только опытом формирования здорового образа жизни в образовательной организации, но и вдохновляющими историями из своей биографии.

Матвей Дмитриевич много раз был на Северном полюсе, поднимался на вершины красивейших гор планеты в Америке, Африке, России. Уже 15 лет он руководит центром «Лаборатория путешествий», но в первую очередь считает себя путешественником.

– Какая польза от походов? – задал риторический вопрос слушателям Матвей Шпаро. – Когда ты отправляешься в поход, то находишься на свежем воздухе, в движении, переживаешь события, которые чаще всего остаются в памяти на всю жизнь. Для жителя большого города просто попасть в лес – как на другую планету слетать. Для большинства московских педагогов это что-то крайне экзотичное и нестандартное.

Миссия центра в том, чтобы помогать образовательным организациям Москвы развивать активный туризм.

До пандемии «Лаборатория путешествий» запустила проект «Директор в поход», благодаря которому поход в 7-10 дней можно превратить в управленческий тренинг. Директора школ брали с собой 8-10 учеников и во время путешествия передавали им навыки управления, навыки принятия решений.

В центре опытным путем пришли к выводу, что сначала нужно работать с директором, управляющей командой, потом с учителями, и только потом с детьми и их родителями. В Мос­кве уже более 30 школ, где такая «пирамида» работает.

Как рассказал Матвей Шпаро, активный туризм позволяет проектировать путешествие под решение разных задач. Один директор, например, решил отправиться с учителями на собачьих упряжках по Карелии, и в это же время участники похода обучались по программе «Корпоративная культура».

В завершении Матвей Дмитриевич рассказал несколько историй, связанных со своими путешествиями.

– Раньше мы часто организовывали экспедиции, в которых принимали участие ребята с ограниченными возможностями. Они в этих походах показывают безграничную силу духа. Такой интегральной командой мы, например, поднялись на самую высокую гору Северной Америки Мак-Кинли. Было 9 альпинистов, в том числе двое ребят из Башкирии и Курска, которые не могут ходить из-за травмы позвоночника. Ребята передвигались в специальных креслах, установленных на лыжах, и подтягивали себя при помощи веревки или лыжными палками отталкивались от поверхности и двигались наверх. Высота вершины – 6190 метров. Они справились. Конечно, такие истории незабываемы.

Было бы желание

Развитию культуры профессионального здоровья работников на практике уделяет много времени директор московской школы №1788 Александр Ездов. Даже в период дистанционного обучения во время пандемии в коллективе нашли возможность для занятий физкультурой.

Александр Анатольевич тогда создал чат, и его участники договорились ежедневно делать десятиминутную зарядку и выкладывать видео. Инициатива понравилась, в чат ежедневно стало приходить более сотни сообщений и видеороликов. Оказалось, даже на маленькой площади можно найти место для зарядки, было бы желание.

Директор выделил в школе небольшое помещение, где оборудовали спортзал для сотрудников. В перерывах между уроками сюда с удовольствием приходят педагоги, чтобы размяться, заняться фитнесом или физкультурой.

О реализации федерального проекта «Профсоюз – территория здоровья» и итогах конкурса «Здоровые решения»-2021 рассказали эксперт профсоюза, кандидат педагогических наук Раис Загидуллин и советник по физической культуре и спорту аппарата профсоюза, мастер спорта международного класса Олег Меркулов.

Идея достижения благополучия и гармонии с помощью укрепления здоровья получает в профсоюзе все большую поддержку. Цель федерального проекта «Профсоюз – территория здоровья» как раз в том, чтобы вовлечь в оздоровительный процесс как можно больше людей.

Программа «Профессиональный антистресс», Всероссийская эстафета здоровья, участие профсоюза в масштабном проекте «Человек идущий» и множество других акций стали заметными вехами минувшего года. Олег Игоревич подчеркнул, что занятия спортом, регулярная двигательная активность должны стать нормой жизни.

Также Олег Меркулов отметил возрастающий интерес членов профсоюза к конкурсу «Здоровые решения». Конкурс проводится и в наступившем году, а подведение итогов запланировано на июнь.

Встречаем победителей

Секретарь-заведующая отделом по связям с общественностью аппарата профсоюза Елена Елшина призвала коллег из регионов и впредь активно развивать спортивно-оздоровительное направление. Откликаясь на ее слова, представители профсоюзных организаций с энтузиазмом делились успешным опытом в этой области и планами на будущее.

О своих проектах и достижениях рассказали представители Москвы, Краснодарского края, Новосибирской, Ростовской, Самарской и Волгоградской областей. Делегация Волгоградской области из пяти человек во главе с председателем обкома профсоюза Ларисой Кочергиной даже организовала флешмоб со спортивной символикой и тематическими хештегами.

А затем под звуки фанфар Галина Меркулова вручила победителям конкурса «Здоровые решения» хрустальные статуэтки с логотипом профсоюза.

В ходе конференции был подписан Меморандум о сотрудничестве между Общероссийским Профсоюзом образования, Минпросвещения, Минобрнауки, Министерством здравоохранения и Министерством спорта РФ. Стороны договорились объединить усилия в вопросах сохранения и укрепления профессионального здоровья педагогов.

Итоговая сессия показала, как неисчерпаема тема завершившегося года. И в наступившем году она остается не менее актуальной. Так что продолжение следует…

Наталья ВОРОНИНА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте