Знаете, чем директор школы отличается от директора завода? Тем, что работает всегда, через все «не могу», наперекор всем обстоятельствам: когда нет ни оборудования, ни денег, ни учителей в нужном количестве. Директор завода может одолевать вышестоящее начальство просьбами о помощи, о поставках, о финансах, о льготных налогах. Директору школы и обращаться-то не к кому: вышестоящие руководители и рады были бы всем школам-сестрам раздать по серьгам, но никаких дополнительных ресурсов для этого не имеют. Вот и приходится ему рассчитывать не на смежников, а на самого себя. И работать, работать, работать, потому что директор завода может остановить производство, а директор школы такого права не имеет.
Все сказанное в полной мере относится к Раисе Федорец – директору 136-й московской школы, обычной, общеобразовательной, микрорайонной, которая была построена в приснопамятном 1937 году и через три года отметит свой 70-летний юбилей. Расположена она в Пресненском районе, когда-то рабочем, нынче – в элитном. В любую сторону от 136-й пойди, наткнешься на школу с углубленным изучением того или иного набора предметов, оборудованную за счет родительских средств совсем неплохо. Каждый знает, что если школа новая или если оборудована по последнему слову, то управлять ею просто и радостно – не нужно тратить время и силы на материальную прозу, можно думать только о содержании обучения, о том, чтобы внешний облик здания и творческая работа, проводимая в нем, имели один и тот же солнечный блеск. А вот если школу построили в 1937 году да расположена она в таком районе, где и детей-то в первый класс не наберешь, то и судьба ее незавидна, и директору приходится крутиться как белке в колесе, чтобы сохранить учебное заведение, его педагогический коллектив и традиции. Особенно если собран этот коллектив из удивительно скромных, но удивительно талантливых педагогов. Это я к тому, что управлять своей обычной общеобразовательной микрорайонной школой, сделавшей 60 успешных выпусков и обучающей сегодня чуть более 450 учеников, Раисе Ивановне совсем непросто.
Вот мы говорим порой, что чиновники все школьные реформы изобретают подчас в отрыве от практики. Про ЕГЭ говорить не будем, предсказать такое Федорец вкупе с педагогическим коллективом несколько лет назад было невозможно. Что же касается всех остальных школьных новшеств, которые вошли в Концепцию модернизации российского образования: и 12-летка, и сотрудничество с отдельными вузами, и формирование профильной школы, – то тут было стопроцентное попадание в перспективу. Так что здание у 136-й старое, да начинка новая. В смысле тех программ, которые школа та реализует под руководством директора.
Нынче модно рассуждать о том, что школа должна перво-наперво думать об оказании образовательных услуг. Здесь их оказывают бесплатно. Такой управленческий ход сделала Раиса Ивановна со своими единомышленниками-учителями еще девять лет назад. Тогда 136-я могла привлечь к себе учеников, составить конкуренцию школам с углубленным изучением предметов только перспективой поступления ребят в самые сложные и престижные вузы, причем совершенно бесплатно. Конечно, не все хотят поступать в вузы. А потому в школе остались обычные классы, но появились и профильные.
Первый договор о сотрудничестве был заключен с Российским государственным медицинским университетом. Вместе с вузом школа открыла химико-биологический класс, в который пришли остепененные преподаватели из университета и стали преподавать учителя, повысившие квалификацию в РГМУ. Казалось, все продумано, но первый выпуск из профильного класса потерпел сокрушительное поражение: в медвуз поступил всего лишь каждый пятый. Нет, они все поступили в московские вузы, но вот в медицинский не смогли. Это был жестокий удар, но благодаря ему были внесены нужные коррективы в программы подготовки. Ученики должны были на равных конкурировать с теми, кого готовили дорогие репетиторы, быть лучше их. В следующие годы именно так происходило. И происходит по сей день.
Но неудача питомцев навела Раису Ивановну на естественный вывод: не надо зацикливаться на одном профиле, на одном вузе. Ведь не все хотят быть медиками, не всем нравится химия или биология. Хороших математических школ в Москве много, как и языковых спецшкол. А вот любителям гуманитарных наук податься по большому счету семь лет назад было особо некуда, хотя рыночный же спрос и запросы на такой профиль существовали. Вот тогда Раиса Ивановна и поехала с предложениями в Российский государственный гуманитарный институт. Так был заключен еще один договор. В 136-й появился еще один профиль – гуманитарный и еще один класс в параллели, а в нем чуть более 30 преподавателей из РГГУ – доктора и кандидаты наук, авторы учебников и программ. При этом возникли проблемы с уровнем подготовки претендентов на обучение в таком классе (пришлось школе создавать предпрофильную подготовку, подтягивать ребят по истории, русскому языку, литературе), но зато в результате исчезли проблемы с поступлением как в РГГУ, так и в любые другие столичные гуманитарные вузы.
Очередной двухлетний срок был прожит в обдумывании новых проектов. Партнер школы – РГГУ практиковал обучение студентов самым разным иностранным языкам. Ведь есть в мире не только страны, где говорят на английском, немецком и французском, но и множество других. Кстати, для конкуренции со спецшколами традиционные языки 136-й не подходили – при дефиците, скажем, учителей английского набрать специалистов, с которыми можно было бы гарантировать высокий уровень обучения, было для нее неподъемной задачей. И Раиса Ивановна нашла блестящий выход из положения. При поддержке проректора РГГУ Натальи Басовской и университетского центра довузовского обучения она решилась на разработку и реализацию международного проекта. О, этот выход на высокий дипломатический уровень был бы, конечно, невозможен, если бы в посольстве и консульстве Италии не было мужчин, ценящих красоту русских женщин. У одного очень влиятельного дипломата к тому времени уже была русская жена, у жены – сын от первого брака, а сын (догадаться об этом нетрудно!) учился в 136-й школе. Словом, стала школа по-настоящему близка посольству Италии, и оно поддержало проект. В том числе и материально. Появились итальянские классы и преподаватели, работу которых оплачивает министерство иностранных дел Италии. Первой приехала Эрика Скиралли, выпускница лучшего итальянского университета, всегда мечтавшая о карьере школьной учительницы, которая бы занялась преподаванием итальянского языка как иностранного. Эрика неплохо знала русский язык, наверное, поэтому министерство образования Италии и предложило ей заняться созданием профильных языковых классов в простой московской школе. Родители Эрики – учителя, но они были в ужасе от решения, принятого дочерью, долгое время недоумевали, как можно жить в этой стране так долго – Эрика преподает в 136-й уже три года. Но, приехав в гости в Москву, они были очарованы столицей России и больше дочь не ругают. А ей все понравилось практически сразу, вот только зимой очень холодно, к русским морозам Эрика никак не может привыкнуть. Она не может сравнивать две школы – русскую и итальянскую, ведь на родине ей преподавать не довелось. Но она сравнивает ребят: русские порой кажутся ей излишне стеснительными, сдержанными, хотя через некоторое время на уроках они раскрепощаются и становятся ну совсем как эмоциональные итальянцы.
В каждой параллели начиная с восьмого класса по конкурсу набирают учеников, которые год изучают итальянский (12 часов в неделю), а с девятого начинают знакомиться с литературой, географией, историей, искусством и культурой Италии, совершенствуя при этом свои познания в языке. Эрике стало легче, когда в Москву приехали с ее родины еще два педагога и взяли на себя часть нагрузки. Благодаря им ученики 136-й вот уже третий год участвуют в литературном конкурсе «Пишите вместе с нами!» и побеждают в нем, несмотря на то, что им на итальянском языке нужно написать стихи, прозу, показать легкость и безупречное владение им. Победитель прошлогоднего конкурса Григорий Шевакин, став студентом, не бросил школу – ведет в младших классах кружок по изучению иностранного языка. Кстати, все те, кто стали студентами разных факультетов РГГУ, продолжают совершенствовать знание языка в университетском итальянском центре. А в Италии уже складывают легенды о 136-й школе и удивляются, почему у нее только номер, почему ее не назовут в честь какого-то выдающегося политического деятеля, дипломата, героя или деятеля культуры.
В прошлом году посол Италии в России господин Бонетти лично присутствовал на итоговой аттестации выпускников, которую проводила комиссия, приехавшая из Рима. Он был поражен успехами русских школьников и вручил им не только сертификаты для получения итальянских аттестатов, но и бумагу, свидетельствующую о том, что любой из них может поступить в любой итальянский вуз без учета квоты для иностранцев и без сдачи экзаменов по языку. Правда, придется выпускникам подождать один год – люди, не достигшие определенного возраста, в Италии стать студентами не могут. Выпускники прошлого года учатся пока в лучших российских вузах и прикидывают, не стоит ли им отправиться за рубеж. Пока документы отослал всего лишь один из них, остальные – дети совсем не «старых русских», и денег на житье и учебу за границей у них нет.
Поначалу Раиса Ивановна думала, что проблем с итальянскими классами не будет. А они возникли, да еще какие! В Италии школы двенадцатилетние, в России, по сути дела, десятилетние, программы разные, как тут выдавать два аттестата – российский и итальянский? Выручают педагоги: они разрабатывают программы по итальянским школьным стандартам, которые можно освоить за три года. Так что ребята в итальянских классах учатся почти по индивидуальным программам.
Удивительное дело: говорят, для того чтобы коллектив работал слаженно, управленцу нужно найти нужную ноту. Раиса Ивановна, судя по всему, нашла целую песню, напоминающую красивую итальянскую серенаду. К этому «произведению» заинтересованно относятся руководители префектуры Центрального округа, окружного управления образования и района «Пресненский». Чиновники очень хорошо понимают, какой ценой достигаются такие успехи, позволяющие конкурировать с самыми благополучными школами. Ценой управленческого искусства и самоотверженности коллектива. Ведь здесь больше ничего нет – ни компьютеров, ни лингафонных кабинетов, ни больших капиталовложений, ни благоустроенного и отремонтированного здания – только высокий уровень подготовки учеников, позволяющий им поступать в любые вузы. Это сегодня дорогого стоит.
Фото автора
Международный уровень: посол Бонетти и директор Федорец
Комментарии