«Артефакты. Культурный детектив» – совместная инициатива АНО «Национальные приоритеты», телеканала «Моя Планета», студии ЕМГ и онлайн-кинотеатра Okko. Выпуски нового сезона расскажут о народном искусстве и промыслах, а также нематериальном культурном наследии народов России, годом которых объявлен 2022‑й. Четвертый сезон квест-детектива «Артефакты. Культурный детектив» состоит из 5 фильмов. В них ведущий Андрей Понкратов знакомит зрителей с помощью мультимедиагида «Артефакт», который развивается благодаря национальному проекту «Культура», с особенными экспонатами, которые хранятся в региональных российских музеях: дымковской игрушкой, полхов-майданской матрешкой, лаковой миниатюрой, а также всемирно известным вологодским кружевом и даже башкирским медом, который является особой частью культуры своего региона. Подробнее – в интервью участников проекта «Учительской газете».
– Ваш проект особый, в центре каждого фильма цикла необычный экспонат, хранящийся в региональном российском музее, и связанные с ним истории и легенды, тайны и секреты, исторические и культурные параллели. Как этот цикл фильмов появился? Что вас подтолкнуло? Что вдохновило? Что было ориентиром или примером для подражания?
Роман ЛОБАШОВ, креативный продюсер телеканала «Моя Планета»:
– Для «Моей Планеты» как ведущего познавательного телеканала в России всегда была интересна в том числе тема музеев. Но всегда стоит вопрос: как рассказать о музеях увлекательно? В поисках интересного познавательного экранного языка для рассказа о музеях нашей страны и возник этот формат. Таким образом, наш проект стал примером очень популярного познавательного аудиовизуального рассказа про музеи, когда это не скучно, а интересно, после просмотра нашего проекта люди захотят прийти в музей.
– Что означает слово «детектив», вынесенное в заголовок программы?
Роман ЛОБАШОВ:
– Детектив – это всегда захватывающая драматургическая цепочка с интригующей завязкой или тайной, а далее – с необыкновенной разгадкой. Подобное построение, где ведущий Андрей Понкратов выступает в роли сыщика, позволяет держать внимание зрителей с первой секунды до последней. Детектив, на наш взгляд, – это оптимальный формат разговора на экране о музеях.
– Что было ориентиром или примером для подражания?
Александра БОРОВИКОВА, шеф-редактор проектов телеканала «Моя Планета»:
– Лично я, когда мы только придумывали этот цикл, ориентировалась на фильмы Вальдемара Янушчака. Он снял много фильмов по истории искусства для BBC, но для нас ключевой была одна его фраза: «Искусство не способно лгать». Потому что это другой язык. Это не слова, которые легко переписать, сместив акценты. Артефакты – это символы истории, изучая которые мы действительно можем докопаться до сути вещей.
– Фильмы нового сезона объединены единой сквозной темой – темой народного творчества, промыслов и искусства. Неужели и тут можно отыскать какие-то интересные загадки и тайны, поводы для арт-расследований?
Александра БОРОВИКОВА:
– Каждое наше арт-расследование – это на самом деле разматывание клубка. Мы приводим очень логичные причинно-следственные связи, которые многим кажутся странными и парадоксальными. Это происходит из-за того, что мы просто привыкли так думать. Но мы забираемся максимально глубоко. В этом смысле сезон, посвященный народным промыслам, возник не просто так. В основе многих наших современных изобретений лежат древние знания и умения. Мы как раз о них и рассказываем. Например, в серии про полхов-майданскую матрешку мы расскажем об уникальном токарном станке, конструкция которого была перенята местными жителями еще у монахов Саровского монастыря. И эта технология используется и сейчас. В серии про дымковскую игрушку мы рассказываем, что материал, из которого делается игрушка, имеет значение. Что настоящий мастер никогда не возьмет в руки гипс. Он использует глину, сотворяя каждую игрушку подобно Богу, который создавал из глины Адама…
– На ваш взгляд, что дает программа зрителям?
Александра БОРОВИКОВА:
– Мне хочется верить, что наша программа расширяет кругозор. Что она показывает, что ради сильных эмоций и неожиданных открытий не обязательно лететь на другой конец света. Их можно получить буквально на соседней улице или в городе по соседству с твоим. Важно для этого только правильно настроить оптику. Чем мы и занимаемся!
– Есть ли какое-то расследование, которое дало самые значительные, на ваш взгляд, результаты?
Александра БОРОВИКОВА:
– Как мне кажется, самое интересное арт-расследование мы провели в Саратове, где на стене провинциального музея была обнаружена картина Вазари, которая в Европе на протяжении 150 лет считалась бесследно пропавшей. Не буду вдаваться в подробности, как так вышло. Чтобы все выяснить, предлагаю посмотреть серию проекта «Артефакты. Культурный детектив», которая называется «Итальянец в Саратове».
– Казалось бы, народное творчество – дело очень давнее, простое и до современных технологий ему далеко. Если да, то какие открытия и моменты съемок вам запомнились больше всего?
Андрей ПОНКРАТОВ, ведущий проекта:
– Вы правы, современные технологии максимально далеки от природы. А вот народное творчество, наоборот, максимально близко. Это старинные технологии, овладевая которыми начинаешь понимать что-то исконное, хтоническое. Когда сидишь за плотницким чурбаком и вытачиваешь топором гороховецкую игрушку, ты не просто делаешь из дерева коника или барыню, ты начинаешь чувствовать себя так, как чувствовали себя наши предки, становишься к ним ближе и начинаешь считывать символы, заложенные в простую деревянную поделку. Которая на самом деле совсем не поделка, а средоточие нашего культурного кода.
– Во время съемок вы были в Нижегородской области, Республике Башкортостан, Кирове, Вологде и Москве. Что из увиденного лично вас поразило больше всего? Что удивило? Что запомнилось?
Андрей ПОНКРАТОВ:
– Я не могу выбрать что-то одно. Скажу честно, в России меня удивляет все! Да, я много где побывал, но по России раньше ездил мало. Теперь восполняю. И делаю это с удовольствием! Потому что я и понятия не имел, что в селении под Нижним Новгородом была своя Жанна д’Арк. Что башкиры – единственный народ на планете, сохранивший древнейший способ добычи меда. Что на дымковских игрушках, которыми до сих пор славится Киров, изображены символы, встречающиеся в пирамидах фараонов Египта. Что некоторые подмосковные лаковые миниатюры могут вполне себе конкурировать с полотнами Ван Гога и Иеронима Босха. И что за изделиями вологодских кружевниц и сейчас гоняются некоторые модницы Нью-Йорка и Австралии.
– Какими выпусками и почему вы больше всего гордитесь?
Андрей ПОНКРАТОВ:
– Мне нравятся все выпуски! Но особенным для меня стал выпуск «Импрессионизм по-русски», снятый в Ярославской области. Там мы изучали коллекции первого русского импрессиониста Константина Коровина, которые приехали в Ярославль прямиком из Парижа. Этот выпуск для меня важен, потому что после премьеры серии мы получили обратную связь от директора музея. Она сказала, что мы переориентировали туристов. Что раньше к ним приезжали, чтобы узнать историю «Слова о полку Игореве», а после нашего выпуска стали спрашивать, где залы с коллекцией Коровина. Это, я считаю, успех!
– На ваш взгляд, насколько большой у нашей страны потенциал для вашей программы? На сколько сезонов ее хватит?
Андрей ПОНКРАТОВ:
– Да бесконечный потенциал! Страна у нас самая большая в мире. Регионов разнообразных, непохожих друг на друга, колоритных, самобытных полно. А музеев в них так и вовсе не сосчитать! Поэтому проект наш может длиться бесконечно!
Увидеть выпуски 4 сезонов проекта «Артефакты. Культурный детектив» можно в бесплатной коллекции онлайн-кинотеатра Okko и на телеканале «Моя Планета».
Комментарии