Ведущий полосы Валерий ЕРМОЛОВ
Каждый из вас – личность
Каждый из вас – личность
В московскую детскую Академию народного художественного творчества “Россия” принимают без экзаменов
– Ой, я еще многому должна научиться, – выпалила она на одном дыхании. – Петь, плясать, рисовать, лепить. И еще про все народные праздники узнать.
– Обязательно все освоишь, – гладит свою воспитанницу по голове руководитель фольклорной группы Светлана Леонидовна Браз. Ей, преподавателю музыкальной Академии имени Гнесиных, с таким маленьким народцем приходится работать впервые.
В московскую детскую Академию народного художественного творчества “Россия” мальчишек и девчонок принимают без экзаменов. Правда, предпочтение отдают детям из многодетных и неблагополучных семей. Все восемь лет обучают бесплатно.
Академия – это детище Светланы Ефимовны Прониной. Именно о таком учебном заведении мечтала она всю жизнь. А два с половиной года назад получила в микрорайоне Перово под свою мечту… развалины бывшего детского сада. Тогда, бродя среди руин, она демонстрировала немногочисленным сотрудникам, где будут мастерские по керамике, ювелирному делу, классы хореографии, фольклора, танца.
Пронину поддержала Любовь Петровна Кезина, председатель Московского департамента образования. Так в рабочем районе столицы появилось ярко-розовое здание, в котором ни зимой, ни летом не смолкают ребячьи голоса.
– Наше драматическое искусство – самое сложное, – звучит хорошо поставленный голос известной актрисы – Зинаиды Михайловны Кириенко. – Мы с вами должны достичь такого совершенства, чтобы когда вы шли по улице, то было бы видно, каждый из вас – личность.
На факультете народно-сценического искусства вместе с ней пестуют детей Лариса Анатольевна Лужина, Татьяна Георгиевна Конюхова.
– Я всегда боялась маленьких зрителей, – улыбается Кириенко. – А Светлана Ефимовна Пронина убедила меня, что я нужна им. У них ведь столько вопросов, столько проблем.
– Зинаида Михайловна, вам больше помогает в общении с детьми актерский или материнский опыт? – интересуюсь я.
– И тот, и другой. У меня есть и большие дети – сыновья, и маленькие – внуки.
Права директор Пронина. С детьми должны работать талантливые люди, мастера высочайшего класса, для которых учительство – особая миссия.
Любовь Анатольевна Новикова, член Союза художников, ведет в академии класс керамики. Ее работы многие москвичи видят каждый день – к примеру, на станциях метро “Перово”, “Серпуховская”, “Кузнецкий мост” и еще на семи станциях, все не перечислить.
– Я буквально разрываюсь между двумя призваниями, – шутливо сетует Любовь Анатольевна. – Но своих академиков уже ни за что не брошу. Вот Оксана Демина. Пришла ко мне, не имея понятия ни о глине, ни о красках. А через год стала удивлять. Появилась в работах особая пластика, удивительное чутье материала. Я счастлива, что помогаю детям найти себя.
У Светланы Ефимовны Прониной удивительное чутье на педагогов по призванию. Из Строгановки переманила к себе опытных ювелиров братьев Андрея и Алексея Михайловых. Есть в академии и гуманитарный факультет, на котором ребята изучают историю государства Российского, Москвы, культуры общения. Работают в академии семь профессоров. У всех – авторские программы.
В академии не бывает каникул: самые яркие праздники для пап, мам, дедушек и бабушек приходятся на выходные дни. А зимой – фестиваль фольклорных коллективов “Рождественские каникулы”. Приезжают на него ребята из Абхазии, Дагестана, Грузии, Белоруссии, Украины и из дальнего зарубежья. Звенит разноголосьем в концертном зале “Россия” веселый праздник.
Звени всегда!
Надежда ТУМОВА,
Михаил КУЗМИНСКИЙ (Фото)
Зинаида КИРИЕНКО
Фольклорный ансамбль
Оксана ДЕМИН
Текущая неделя дарит москвичам и гостям столицы два примечательных литературных вечера. Поэт Дмитрий Пригов читает стихи в музее Сидура, что в Новогирееве, а в Литературном музее, что в Трубниковском переулке, выступает поэт Лев Озеров.
В эти дни в Вологде проходит I Российский фестиваль театров, где играют дети. Называется он – “Рождественские встречи-96”. В программе фестиваля – Детский театр балета Новгородского Дворца культуры со спектаклем “Путешествие в страну чудес”, Театр пластической драмы “Грим” из Петрозаводска с пушкинской “Пиковой дамой”, Драматический театр “Штрих” из Гатчины Ленинградской области с постановкой “Белоснежка и семь гномов”. Открылся фестиваль балетными миниатюрами Вологодского детского музыкального театра. Заметим, что фестивали искусств в Вологде стали уже делом привычным. Но столько внимания детскому творчеству здесь уделяется впервые.
125 лет тому назад городской голова Иркутска Владимир Сукачев приобрел первую картину для своей личной коллекции. Потом вошел во вкус, и вскоре в его доме появились полотна Айвазовского, Крамского, Верещагина, Поленова, Рокотова, Кипренского… Бережно укутанное в меха, на тройке прибыло в Сибирь полотно Николая Пуссена “Избрание апостолов”.
Около 100 шедевров русской и западноевропейской живописи было в собрании Сукачева, когда он передал его в дар городу. Сейчас Иркутский художественный музей – крупнейшее собрание произведений искусства за Уралом. Кроме большой коллекции русской живописи прошлого века, здесь полотна художников Западной Европы, советского периода. Великолепное собрание икон, произведения мастеров Китая, Индии, Японии, прикладного искусства известных отечественных ювелиров.
Украинское правительство обратило внимание на талантливых детей. Правда, пока только на юных художников и музыкантов. Теперь учащиеся специальных музыкальных школ-интернатов и художественных школ будут получать стипендии в размере от 380 до 510 тысяч карбованцев.
Аня Полищук из Донецка за композицию “Венчание” получила золотую медаль Джавахарлала Неру в индийском городе Шанкара, где прошел международный конкурс детского рисунка. А вообще ученики Донецкой художественной школы получили на конкурсе 8 медалей и дипломов.
Валерий ЕРМОЛОВ,
Виктория ГАЛКИНА,
Татьяна НЕПОМНЯЩАЯ
Свобода на баррикадах
Впервые Майя Михайловна вышла на сцену ГАБТа в 1943 году юной артисткой, только что закончившей Московское хореографическое училище у педагогов Е.П.Гердт и М.М.Леонтьевой. Ей была суждена поистине мировая слава. Вспомним: Раймонда и Одетта-Одиллия, Аврора и Китри, Царь-девица в “Коньке-Горбунке” и Хозяйка Медной горы в “Каменном цветке”, Кармен в “Кармен-сюите” и Мирта в “Жизели”… В 1972 г. М.Плисецкая стала одним из постановщиков балета “Анна Каренина” на музыку Родиона Константиновича Щедрина, воплотив психологически тонкий образ Анны. В 1980 г. там же ею был поставлен балет “Чайка” – снова на музыку своего знаменитого мужа, – где она исполнила роли Чайки и Нины Заречной.
Три вехи гала-концерта доказали, что Майя Михайловна все та же: то углубленно-лиричная, романтическая, способная к воплощению самых певучих мелодических пластов, то бурно-порывистая, мятежная, властно-экспрессивная, готовая к пластическому озвучиванию неожиданно острых и резких диссонансов. Веха первая – одно из лучших ее созданий – знаменитая хореографическая миниатюра “Умирающий лебедь” на музыку Камиля Сен-Санса. Невозможно забыть эти выразительные нежные колыхания рук-крыльев, этот образ высокого благородства, целомудрия, трагической остроты и силы.
Веха вторая – одноактный балет “Айседора” французского балетмейстера Мориса Бежара. Впервые поставленный в декабре 1976 г. в Монте-Карло, он стал прекрасным продолжением концерта. Свое творение М.Бежар посвятил одной из основоположниц танца модерн, крупнейшей американской танцовщице Айседоре Дункан. Неповторимая индивидуальность Айседоры поразительно сильно воплощена балетными средствами. Хореографический текст балета включает, идя вслед за пластикой Дункан, элементы ходьбы и бега, легкие прыжки, выразительные жесты. То, что в танце Айседора использовала музыку, для танца не предназначенную, повлияло на выбор музыки для балета: здесь звучат произведения Ф.Шопена, И.Брамса, Л.ван Бетховена, Ф.Листа, Ф.Шуберта, К.Руже де Лиля, А.Н.Скрябина.
В миниатюре на “Музыкальный момент” Ф.Шуберта Айседора – Плисецкая шаловливо подбрасывает камушки, радуясь, как дитя; в “Марсельезе” К.Руже де Лиля она мгновенно перевоплощается в “Свободу на баррикадах” с картины Эжена Делакруа, от которой веет мощью и непримиримостью; а вот незабываемая миниатюра, где Дункан размышляет о детях, где она “лепит” из статичных детских фигурок скульптурно выразительные группы завораживающей соразмерности и гармонии. Педагогическая деятельность Дункан, где она мечтала привносить красоту не только в движения тела, но и в жизнь детей, красочно воплощена М.Плисецкой. Начало и конец балета образуют своего рода трагическое обрамление: длинный-длинный серебристый шарф в зловещем великолепии охватывает шею задумчиво идущей вперед героини, ужасный скрежет автомобильных тормозов, сработавших слишком поздно, и падающее бездыханным прекрасное молодое тело…
Третья веха – новый одноактный балет М.Бежара “Курозука” на сюжет японской легенды и традиционную японскую музыку. Здесь блестящим партнером Майи Михайловны выступил известный танцовщик Патрик Дюпон. То причудливо-таинственные, то драматически насыщенные образы этого балета основаны на японской танцевальной лексике. Многое в этом балете кажется европейскому зрителю необычным, ведь его основные черты обобщают и стилизуют образцы, созданные имеющим многовековую традицию японским театром “Кабуки”. Совершенно ясно: Майя Плисецкая обладает такой богатейшей палитрой хореографических красок, которая позволяет ей исполнять безгранично широкий балетный репертуар.
Елена ЮДИНА
Комментарии