Что может быть общего у учителя начальных классов и учителя химии? Слушатели, скажу я вам. Благодарные, активные, веселые слушатели летней международной школы «Учитель года» в Абхазии. Вчера еще они собирали инжир в своем саду, варили сыр и мели двор, а сегодня собрались в прекрасном отеле на берегу моря послушать нас, приезжих учителей из России, вместо того чтобы плескаться в теплых волнах и провожать лето как полагается. Мы тоже были не прочь погрузиться в искристое море, но направленность летней школы на вопросы начального обучения обязывала настроиться на рабочий лад.
Конечно, каждый из нас готов был поделиться своими успешными практиками с коллегами. Елена Юрьевна Мякишева, победитель конкурса «Учитель года Иркутской области»-2016, показала приемы, повышающие наглядность обучения. Например, мы выделяли словосочетания в предложении на ее мастер-классе буквально – разрезали полоски текста на отдельные слова, меняли местами, убирали второстепенные и оставляли главные. Екатерина Геннадиевна Белоцерковская, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года Росии»-2008 из Екатеринбурга, заставила нас удивиться, как заставляет она своих детей удивляться каждый день на уроках: уронила в воду кусок дерева… и он утонул вопреки нашим ожиданиям. Ведь это была лиственница (тут я порадовалась за нашу удивительную Сибирь), которая, если ее хорошенько выдержать в воде, тонет. Надежда Владимировна Зюзина, лауреат конкурса «Учитель года Тульской области»-2014, рассказала, какие приемы мнемотехники помогают ее ученикам, особенно при запоминании словарных слов на уроках русского языка. Вся аудитория на ее мастер-классе хором читала стихи Некрасова, опираясь на подсказки в виде картинок. Татьяна Юрьевна Шеховцова, лауреат конкурса «Учитель года Ставропольского края»-2023, дала мастер-класс по составлению текстов на основе личного опыта и эмоций в технологии нон-фикшен. А на своем уроке для взрослых вспомнила старого доброго Чебурашку и новое его прочтение в современном кино. Анна Юрьевна Бабенко, победитель конкурса «Учитель года Воронежской области»-2022, представила курс «Краеведение» в контексте предметов начальной школы и поделилась своей разработкой тетради для Воронежской области. Владислав Андреевич Кузнецов, лауреат конкурса «Учитель года Москвы»-2022, удивил устным счетом на английском языке в начальной школе и покорил всех нас своим неукротимым обаянием и задором. Елена Александровна Сазонова, победитель конкурса «Учитель года Смоленской области»-2017, погрузила слушателей в деятельность по созданию композиции и дала возможность выплеснуть свои эмоции на бумагу, ведь мы рисовали абхазские фрукты!
Юлия Николаевна Кучанская, победитель конкурса «Учитель года Оренбургской области»-2022, научила нас играть на цветных колокольчиках чудесную мелодию и ознакомила с интервалами, обозначаемыми красивыми загадочными словами «кварта», «квинта», «терция»… Параллельно работала секция учителей физической культуры, и в ней блистал Дмитрий Владимирович Бесполов, победитель конкурса «Учитель года Москвы»-2004. Он устроил своим слушателям настоящую практику: организовал спортивные игры и эстафеты, научил разговаривать жестами и поделился секретами паралимпийского движения.
Так что же с нашим учителем химии? Какое место отведено ему среди учителей начальной школы и физической культуры?
К слову сказать, наш учитель не простой учитель химии. Он руководитель летней и зимней школ «Учитель года» межрегионального клуба «Учитель года» Владимир Нодарович Головнер. Его талант организатора и привел нас в гостеприимную Абхазию в качестве спикеров. Именно он волей судьбы обучал химии действующего министра просвещения и языковой политики Республики Абхазия Инала Габлия в московской школе №1259. В то время Инал уже был подающим надежды учеником, на всю жизнь запомнившим, что химия – это наша жизнь. Инал Соломонович и сейчас продолжает учиться, способствуя проведению уже четвертой школы «Учитель года» в Абхазии и лично посещая все мастер-классы и уроки учителей-спикеров.
Однако пришла пора рассказать, что соединило начальную школу и химию. Идея подобной кооперации возникла у меня, когда на мой мастер-класс про формирование исследовательских компетенций младших школьников заглянул физик Андрей Иванович Сёмке, учитель года Кубани 2000 года, чтобы сделать несколько репортажных снимков. Мы как раз крутили ведро с водой и удивлялись, почему она не выливается. А еще конструировали веревочный телефон и учились правильно им пользоваться. Андрей Иванович как эксперт ответил на наши исследовательские вопросы. Он наглядно показал участникам мастер-класса, что при подтверждении или опровержении гипотезы нужно использовать авторитетные источники и учить этому детей.
Поэтому мы с Владимиром Нодаровичем подготовили несколько «бытовых» опытов, используя подручные материалы (соду, уксус, воду, пищевые красители) для возможного повторения их дома или в школьном кабинете. Проведение опытов позволило нам создать условия для начала детского исследования, постановки вопроса (проблемы) и выдвижения предположительного ответа (гипотезы). Владимир Нодарович выступил на мастер-классе в качестве ученого-химика. Он, как волшебник, наливал в один стакан три разных по плотности жидкости разного цвета – и вуаля! Получался трехцветный столб жидкости, которая почему-то не смешивалась. Кстати, плотность воды повышалась при помощи обычного сахара. Учителя наблюдали опыт и учились задавать вопросы, начинающиеся со слова «почему». Почему вода, окрашенная разным цветом, не смешивается? Почему выделяется газ, когда уксус попадает в раствор соды? Почему ягодный морс меняет цвет при добавлении кислоты? Почему вода поднимается вверх и собирается в перевернутом стакане? (Это про опыт с зажженной свечой, накрытой стаканом.)
После постановки вопроса мы вместе пытались найти ответ, опираясь для начала на свои наблюдения. Версию назвали гипотезой. Нам нужно было научное подтверждение: приглашали ученого-эксперта Владимира Головнера, и он давал нам разъяснения с точки зрения великой химии. Заключительным этапом стал вывод: опровержение или подтверждение гипотезы. Такой простой алгоритм действий позволил учителям разобраться в механизме становления научно-практического исследования и организации такой работы в начальной школе. А волшебство, происходившее прямо на глазах у слушателей, долго еще не отпускало самых любознательных, даже когда мастер-класс закончился.
Что же осталось сказать в конце проделанной работы, когда доволен собой и своим напарником? Конечно: «Итабуп идудзен», что по-абхазски значит «большое спасибо». Спасибо, Владимир Нодарович, за химию жизни, спасибо, абхазские коллеги, за отзывчивость и снисхождение к моему произношению, спасибо, море, за простор, вечный шелест и солевой раствор, свойства которого мы, пожалуй, изучим при следующей встрече.
Надежда КНЯЗЕВА, учитель начальных классов школы №137, финалист конкурса «Учитель года России»-2013, Красноярск
Комментарии