В 2019 году школа №654 имени А.Д.Фридмана стала одной из десяти школ, включенных в новый проект «IT-класс Яндекса на базе проекта «Математическая вертикаль». Конечно, такое доверие нас обрадовало, но в то же время поставило перед нами трудный вопрос: кто же они, эти учителя, которые будут закладывать математический фундамент, формировать алгоритмическое мышление и развивать навыки программирования у тех ребят, которые скоро, быть может, начнут создавать новую картину мира?
Ольга МИЛЯЕВА, учитель информатики:
– Девиз проекта: «От математических школ и кружков – к возможности получения качественного профильного IT-образования в школе с интегрированной математической вертикалью». У Яндекса высокие стандарты качества, отсюда серьезные требования к подготовке учащихся: программа носит опережающий и практико-ориентированный характер.
Для участников проекта, преподающих и изучающих информатику, Яндекс предоставляет доступ к своей электронной образовательной системе. Задания подгружаются автоматически, часть из них автоматически и проверяется, другая требует проверки учителем. Используются цветовые индикаторы заданий. Если классные и домашние задания обязательны для выполнения, то как поступать с дополнительными, ученик решает сам, это его зона ответственности. Очень быстро ученик понимает, что без проработки необязательных заданий трудно справиться с обязательными, так включается самоконтроль. Впрочем, и другие виды контроля включаются тоже, например, система предусматривает проверку на плагиат, работа, содержащая заимствования, тщательно перепроверяется учителем. В результате подросток перестает имитировать учебную деятельность и начинает действительно учиться. Прозрачность оценивания мотивирует!
Мне кажется, ученики нуждаются в одобрении. Проверяю задачу, длинный код. Ребенок писал его несколько часов, а может быть, и дней. И я не могу позволить себе ограничиться только замечаниями, я должна обязательно найти в этой работе что-то хорошее. Стараюсь соблюсти этот баланс, научить не ошибаться и в то же время не отбить желание браться за трудные задачи. Вместе с Елизаветой мы создаем пространство безопасного интеллектуального поиска.
Для меня очень ценно ощущение, что я могу привить детям любовь к программированию, дать им возможность получить одну из востребованных профессий современности. Также меня привлекает этот проект тем, что я имею возможность постоянно учиться. Мне это нравится! Я узнаю много нового, посещаю семинары, участвую в вебинарах и конференциях. Яндекс серьезно подходит к подготовке учителей проекта: мы, так же как дети, решаем задачи, получаем обратную связь, все время держим руку на пульсе. В такой динамично развивающейся отрасли, как IT, это очень важно!
Елизавета ГАФАРОВА, учитель математики:
– Проект предлагает очень насыщенную, плотную программу. Много теоретического материала, задающего высокий темп изучения. Огромную роль играет активность ученика в учебной деятельности: на смену традиционному «объяснили принцип – применяй его для решения задач» приходит не самое очевидное «увидел принцип – подумал над принципом – попробовал сам догадаться – если не смог догадаться, тебе объяснили – готов применять принцип».
Наверное, надо следовать совету героев известного новогоднего фильма: «Видеть цель, верить в себя, не замечать препятствий!» Цель ясна: по некоторым данным, к концу 2020‑х на рынке труда будет не хватать 2 миллионов IT-специалистов, но уже сегодня ощущается серьезный дефицит, например, разработчиков программного обеспечения. И свою задачу, задачу учителя, я вижу именно в том, чтобы помочь ученику выстроить собственную предпрофессиональную траекторию, научить его двигаться к цели, преодолевая препятствия, не все из которых, между прочим, внешние! Серьезное изучение математики невозможно без самоотдачи, а значит, надо избавляться от лености, неорганизованности, необязательности, легкомысленного отношения к делу. Еще в начале 8‑го класса мы с ребятами договорились вести таблицу рейтинга участников проекта, совместно выработали условия начисления и потери баллов, их дальнейшего перевода в школьную отметку. Важнейший принцип рейтинга – прозрачность. В любой момент ученик может оценить свое продвижение по проекту, спланировать учебную деятельность так, чтобы упрочить свое положение, улучшить академическую успеваемость. Ученик сам видит, что помогает ему двигаться вверх, а что – мешает, за принятое решение отвечает он сам, а не кто-то другой. Внутренняя мотивация эффективнее внешней!
Думаю, надо обеспечить подростку пространство свободного и безопасного интеллектуального поиска. Поясню. В ситуации неопределенности, когда принцип решения задачи заранее неизвестен, когда надо думать над идеей, а не извлекать из памяти готовые способы, надо предоставить ученику право на ошибку. Результат – это не только правильный ответ, результатом может быть и сам поиск правильного ответа. Вся история науки убеждает нас в этом! Поэтому в трудных случаях я прошу показать ход решения, объяснить логику рассуждений, а не раздаю двойки направо и налево. Страх – плохой учитель, в страхе думать над задачей невозможно. Зато интерес – учитель хороший, и я иногда его искусственно подогреваю, например, объявляю, что за правильное решение этой трудной задачи можно получить 3 балла в рейтинг, а за неправильное – 2 балла потерять. В такие минуты любопытно наблюдать за классом: кто-то азартный немедленно включается, у кого-то возникают опасения за сохранность накопленных баллов – все как в жизни! Может забыться решение задачи, но такой эмоциональный подъем при поиске решения не забывается никогда.
Возможность профессиональной самореализации. Мне нравится объяснять материал, который выходит за рамки программы. Думать над трудной задачей и находить нетривиальное решение – что может быть лучше! Конечно, бывает тяжело, кажется, что ничего не получается… А потом к тебе подходит ученик и говорит: «Посмотрите, я решал эту задачу и вот здесь застопорился». И тогда ты думаешь: «Ну, все не зря!»
Екатерина ЛАКИЗА, заместитель директора школы №654 имени А.Д.Фридмана
Комментарии