Московский институт открытого образования и Центр качества подготовили справку о том, какие учебники истории Древнего мира используются в 5-м классе столичных школ. Справка составлена после опроса учителей московских школ, которые преподают историю.
Наиболее востребованным учебником стал учебник А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С. Свенцицкой, изданный в 2005 году «Просвещением». По нему обучаются более 80% учащихся школ Москвы. По мнению сотрудников кафедры социально-гуманитарных дисциплин МИОО и учителей, этот учебник имеет хороший научный уровень, доступный и интересный текст, четкое выделение рубрик, содержащих важный учебный материал, хорошие иллюстрации, которые, как правило, содержат документальные изображения, реже – нарисованные современными художниками. Иллюстрации не только дополняют текст, но и несут самостоятельную дидактическую нагрузку. Этот учебник рекомендуется для использования на базовом уровне. Вторым по степени востребованности учебником истории Древнего мира в столичных школах стал учебник В.И.Уколовой и Л.П.Маринович, тоже изданный издательством «Просвещение», но в 2003 году. Этот учебник применим прежде всего в гимназических и лицейских классах, в преподавании для высокомотивированных и одаренных детей. По мнению специалистов, он во многом нетрадиционен, в нем достаточно сложный для пятиклассников понятийный аппарат, значительная часть вопросов и заданий сложна для учащихся обычных школ. Изучение истории Древнего мира авторы учебника предлагают начать с Месопотамии, в нем меньше, чем в привычном варианте, рассказывается об истории Египта, проводится большая, чем в других учебниках, актуализация и связь с современной культурой, обращается особое внимание на культуру, быт, повседневность, образ жизни людей в Древнем мире. В учебнике есть рубрики «Откуда мы это знаем» и «Дети в истории», которые очень важны для мотивации учащихся к изучению истории. Для учебника характерны разнообразные иллюстрации, отрывки из документов. К сожалению, учителя не могли составить свое мнение о других учебниках истории Древнего мира для 5-го класса (всего в Федеральном перечне учебников и учебных пособий на 2006-2007 учебный год их 7). Из общего числа специалисты отозвались как о перспективных об учебниках Е.А.Саплиной, Б.С.Ляпустина, А.И.Саплина («Дрофа», 2003 год) и Ф.А.Михайловского («Русское слово», 2005 год), но при этом отметили, что их отличает не только научность, но и некоторая информационная перегруженность. В учебнике Ф.А. Михайловского, по их мнению, произошел отход от страноведческого принципа расположения учебного материала, показан общий ход развития цивилизации со всеми плюсами и минусами такого подхода в школьном учебнике. Общие проблемы всех учебников истории Древнего мира, считают эксперты, базируются на объективных для авторов трудностях, связанных с изъятием из системы преподавания истории в школе пропедевтического курса. В связи с этим ученики приступают к изучению систематического курса истории Древнего мира без предварительной общеисторической подготовки.
Комментарии