Учителя спрашивают: на каком материале сегодня воспитывать детей. Отвечаю: верните в начальную школу историю.
В последнее время историю в начальной школе поглотил предмет “Окружающий мир”. На мой взгляд, это принесло вред. Помню, когда я училась в начальных классах, у нас на стене висел календарь исторических дат, который мы сами делали. Мы отмечали “классными часами” освобождение нашего города от фашистских захватчиков; день рождения героини-партизанки Лизы Чайкиной, имя которой носил с третьего класса наш пионерский отряд; День радио, потому что его изобрел российский ученый; День юного антифашиста, потому что мы не хотели новой войны…
Наша завуч по воспитательной работе, Лидия Ивановна Смирнова, учитель истории, то и дело приходила к нам с книжками и докладами. Школьный библиотекарь Светлана Михайловна Лесина устраивала выставки книг и рассказывала, какую историческую, художественную литературу мы можем у нее взять. Иначе говоря, мы не просто историю страны знали, мы в нее вживались. И потому сами становились умнее и ответственнее.
Сегодня же во многих школах вообще никто не заботится о том, чтобы у учеников была какая-то гражданская позиция, интерес к общественной жизни в стране. Мы говорим о необходимости объединяющей общество национальной идеи, а меж тем, и в среднем звене школы “История России” появляется только в шестом классе! Хотя в пятом “История Древнего мира”.
“Окружающий мир” – предмет интересный, но легковесный. Как мать ребенка, который недавно окончил начальную школу, скажу: “ОМ” не дал моей дочери того исторического образования, которое было у меня к концу четвертого класса.
И дело не только в том, что дочь не знает, например, таких культовых фигур прошлого, как Дзержинский или “дедушка Ленин”. Она не ориентируется в понятиях, о которых в жизни часто заходит речь: “большевики”, “революция семнадцатого года”, Петр Первый и Екатерина Вторая. Она не знает разницы между первой мировой, гражданской и Великой Отечественной войной. Не может назвать ни одной фамилии Героев Советского Союза, ни одного города-героя. Не ведает, что такое целина, какие крупнейшие научно-исследовательские открытия совершили русские и советские ученые. Кто такой Афанасий Никитин, Яблочков, Павлов, актер Волков, Мамай и Батый. Ничего не знает о бывших республиках СССР и не в состоянии назвать их столиц. А ведь все это компактно умещалось в наше время в учебнике “История СССР” за четвертый класс. В сущности вся история России оказалась от дочери отвергнута вместе с предметом! И начинается, пожалуй, лишь с перестройки, так как она уже связана с ее собственной жизнью.
Приходится образовывать ребенка самой. Я-то могу это сделать. А многим другим родителям некогда или не захочется… В курсе “ОМ” есть рассказы и о планетах Солнечной системы, и о динозаврах, и о полезных ископаемых, о Магеллане и Колумбе. Но это все в общем, о планете Земля – не о России! Слушатель “ОМ”, может быть, и вырастет “гражданином мира”, но уж никак не патриотом РФ.
Ирина ЛАНГУЕВА
Торжок,
Тверская область
Комментарии