Цель: показать ученикам красоту, великую художественную ценность русского деревянного зодчества как одного из наиболее значительных и выдающихся проявлений строительной культуры русского народа. Подчеркнуть особенности деревянной архитектуры Сибири, которая является элементом общенациональной художественной культуры.
Задачи: а) Познакомить учеников с сохранившимися сторожевыми башнями ХVII века на территории Восточной Сибири и их архитектурными особенностями, а также основными чертами крестьянской усадьбы в Приангарье.
б) Воспитать у учеников чувство прекрасного, стремление и умение видеть красоту, гордость творениями наших предков.
в) Развить у детей навыки самостоятельного поиска знаний, умение обобщать, делать выводы.
Оборудование: эпидиаскоп, иллюстрации; наглядные пособия (план крестьянских усадеб Севера и Сибири; изображения фрагментов дома).
На доске:
Человек порой не замечает красоты только потому, что никто не открыл ему мир красоты, не научил смотреть на него изумленными глазами.
А.В.Ополовников
Оформление кабинета: изделия из дерева русских мастеров; возможны макеты острожных башен (Илимской, Братской, Бельской).
Подготовка к уроку
Опережающие задания по группам:
1-я группа: найти материал и подготовить рассказ о том, как выбиралось на Руси место и дерево для строительства дома.
2-я группа: найти поговорки, пословицы, присказки о русской избе, мастерстве русских плотников. Каково было отношение людей к плотникам, в чем оно проявлялось?
3-я группа: найти названия деталей деревянных строений (острожных башен и крестьянской избы). Уметь объяснить их функциональное назначение.
Сообщения по темам (индивидуально):
а) Илимская надвратная Спасская башня и ее архитектурные особенности.
б) Братская сторожевая башня и ее архитектурные особенности.
в) Бельская сторожевая башня и ее архитектурные особенности.
Подготовка чтеца стихотворения Н. Клюева “Рождество избы”. Источник – “Россия древняя и вечная”. Восточно-Сибирское книжное издательство, 1992.
Подготовка раздаточного материала – задания по группам.
Подготовка наглядного материала.
Ход урока
У каждого народа, большого или малого, есть свои национальные святыни, произведения великой художественной ценности. В лучших творениях поэтов, музыкантов, зодчих народ утверждает свое национальное и государственное самосознание, выражает самого себя, осознает свое место и роль в историческом процессе.
Человек всегда уверен, что все необычное, прекрасное и ценное находится где-то за горами за долами, и не особенно вникает в то, что находится у него под боком, чем владеет он сам.
(Слова на доске).
Сегодня на уроке мы попытаемся увидеть красоту, оценить художественную ценность русского деревянного зодчества.
Деревянное зодчество – одно из наиболее значительных проявлений художественной и строительной культуры русского народа, культуры древней, культуры яркой, чисто национальной, воплотившей в себе духовное величие создававшего ее народа; наконец, культуры общечеловеческой по своему значению, одарившей историю мировой архитектуры памятниками непреходящей художественной ценности.
Вопросы ученикам:
а) Где и как использовали дерево русские люди?
б) Какими качествами обладает дерево с точки зрения строительного материала?
Памятники острожного строительства на территории Восточной Сибири
Рассказ
В ХVII-ХVIII вв. деревянные крепости не могли устоять перед новой военной техникой. На смену им пришли сложные сооружения из камня. И только в далекой таежной Сибири уцелело от тех времен несколько замечательных деревянных крепостей.
Для своего времени деревянные крепости были грозными сооружениями, и сторожевые башни являлись непременным элементом пейзажа тех неспокойных лет. Башни были основным элементом крепости. День и ночь наверху стояли дозорные. Здесь же устанавливались пушки, хранилась вся боевая снасть. Почти ни одна из этих сторожевых башен не дошла до нас. Тем больший интерес представляют сохранившиеся останки крепостей ХVII века.
Сообщения учеников (сопровождаются показом фотографий и рисунков).
а) Спасская башня Илимского острога.
б) Сторожевая башня Братского острога.
в) Сторожевая башня Бельского острога.
Вопрос: что олицетворяли эти строения в ХVII веке на территории Восточной Сибири?
Вывод: их неприступные стены олицетворяли могущество русского человека, прочно утвердившегося от Урала до Тихого океана не только силой оружия, но и благодаря трудолюбию, таланту и умению зодчих и строителей.
Сохранившиеся башни, острожные строения позволяют представить более древние укрепления центральной России ХV-ХVII веков, которые не сохранились.
Ангарская деревня: крестьянская изба в Приангарье, ее особенности.
Вступление учителя (необходимо привлечь воображение школьников). Памятники архитектуры…
Вопрос: Что вы представляете, когда произносите эту фразу?
Какие-то величественные, монументальные сооружения, слава которых прошла через столетия и страны. Но, помимо грандиозных дворцов и храмов, есть еще один замечательный памятник архитектуры – русская изба. Да, простая деревянная изба! На стене нет чугунной доски “Памятник архитектуры. Охраняется государством”, спокойно проходят мимо нее люди, не догадываясь, что перед ними произведение высокого, подлинно народного искусства. Многие русские поэты, художники оценили это творение.
Строки стихотворений (на плакате) зачитать. Стихотворение Н. Клюева “Рождество избы” (читает учащийся).
А вот произведение народного творчества:
Уж как новая моя горенка,
Во сыром бору она валена,
И на светлом месте она срублена,
На веселом месте поставлена.
(Зачитывает учитель)
Вопрос: С чего начинается строительство дома?
Предполагаемый ответ: С выбора места, заготовки леса.
Выступление учеников 1-й группы. (Какие правила соблюдались при этом?).
Слова учителя: От одной деревни к другой, от города к городу шли артели русских плотников с топорами за поясами. Их трудом, их талантом, их руками вставали чудесные памятники строительного искусства. Отношение к русским плотникам и их творениям также нашло отражение в устном народном творчестве. На Руси существовали плотницкие артели, были даже целые плотницкие слободы и села. В Илимском воеводстве было специальное плотницкое поселение – Усть-Кут.
Выступление учеников 2-й группы. (Поговорки, пословицы о плотниках).
Слова учителя: Избу срубить – непростое дело. Русский крестьянин ставил дом прочно, на века. Инструменты нехитрые – топор, скобель да долото. Всю избу сложит без единого гвоздя. Со стороны кажется, будто одно бревно сквозь другое пропущено. (Вопрос: Как это получается?) Каждая деталь в доме имеет свое предназначение и название.
Выступление учеников 3-й группы. (Сопровождается показом иллюстраций).
Задание учащимся: сравнить усадьбу русского Севера и Сибири. Определить особенности крестьянской усадьбы в Сибири.
Основными земледельцами края были выходцы из приуральских и северных областей России.
Комментарий. Строили на Севере широко, с удалым русским размахом: земли много, лес под рукой.
Вопрос: С чем можно сравнить такую избу?
Комментарий. Под ее кровом жили одной семьей деды, отцы, сыновья, внуки. Из таких домов в старину выходило в поле сразу человек по 20. Все хозяйственные постройки собраны под одной крышей, и можно подолгу, не выходя из дому, выполнять все хозяйственные работы. Наиболее самобытен тип крестьянской избы, называемый “кошель”.
(Проекция крестьянской усадьбы в Приангарье).
В Восточной Сибири, в Приангарье, сложился совершенно особенный тип крестьянской усадьбы. Здесь не встретишь громадных домов-комплексов, стоящих без заборов, у всех на виду, словно демонстрируя свою открытость на все четыре стороны. Глухие высокие заборы из массивных досок, забранных в еще более массивные столбы, прочные ворота, дом со ставнями, запирающимися на железные засовы, ряд плотно сдвинутых амбаров и других хозяйственных построек без единого оконца на улицу, неприступная бревенчатая стена, надежно отгораживающая весь внутренний двор.
Вопрос: С чем связан подобный облик усадьбы?
Материал для учителя. (Для организации беседы).
Основные различия крестьянской усадьбы Севера и Приангарья.
Вывод: создавая такие дома, люди, жившие на Ангаре, укрывались от снежных заносов, крепких морозов и диких зверей. Таким образом, климатические особенности влияли на выработку типических приемов строительства жилья и его архитектурный облик, которые устойчиво существовали веками и дошли до наших дней.
Другие постройки из дерева. (Показ иллюстраций).
Вопрос. В чем заключается ценность сохранившихся деревянных построек ХVII-ХVIII вв.?
Вывод урока. Деревянная архитектура Приангарья – явление не местное, не регионально-областное, а элемент общенациональной русской культуры.
В этих памятниках – частица славы наших предков, гордиться которой, по словам Пушкина, “не только можно, но и должно”. Неуважение к оной есть постыдное малодушие.
Татьяна ПЕРМЯКОВА,
учитель истории средней школы N 11
Усть-Илимск,
Иркутская область
Комментарии