В воспитании патриотического сознания молодого человека большое значение имеет изучение отечественного наследия, страниц воинской славы и знаменательных событий истории своей Родины. Для этого мы разрабатываем новые интересные методики работы. При проведении музейно-исторической олимпиады используется конкурсный соревновательный подход, побуждающий школьников самостоятельно глубоко изучать и усваивать исторический материал в процессе творчества.
Олимпиада проводится нашим центром совместно с Центральным музеем Великой Отечественной войны и Московским городским Советом ветеранов. В этом учебном году Музейно-историческая олимпиада была посвящена 75-летию битвы за Москву. Особенность олимпиады заключается в том, что каждому участнику необходимо не только доказать блестящее знание исторического материала, но и творчески оформить и представить свой проект конкурсной комиссии, проявив еще и ораторское искусство при его защите. Но это не отпугнуло участников! На конкурс свои работы представили более 2200 школьников и педагогов из 255 образовательных организаций. Многие работы выполнялись коллективно, что тоже не могло не порадовать. Ведь именно коллективное творчество учит умению общения в команде, соблюдению правильного баланса между «я» и «мы».Участники конкурса должны были представить учебно-исследовательскую работу по одной из пяти номинаций: «Солдаты Бессмертного полка», «Живопись и графика военного времени», «Плакат военного времени», «Музейный экспонат», «Музейная акция». Из всех представленных работ для участия во втором этапе было отобрано 380 лучших, которые и проходили окончательную защиту на городском этапе олимпиады. Каждый проект был настолько по-своему уникален, интересен, столько в него было вложено труда, что у конкурсной комиссии возникли опасения, как же мы определим самых достойных?Но при защите работ все расставилось на свои места. Представление и защита олимпиадной работы – это по сути мини-экзамен. В ходе подготовки к ней участники должны были учесть все оценочные показатели, предъявляемые к каждой номинации. Вот основные из них: опора исследования на материалы экспозиций музеев или на другие исторические источники; качество оформления работы; творческая составляющая работы; наличие аргументированной позиции автора; привлекательность работы для целевой аудитории; социальная значимость и методическая ценность работы; логика изложения материала, владение литературным языком, культура и образность речи, эмоциональность, владение аудиторией. Городское жюри в составе представителей Центра патриотического воспитания и школьного спорта, Московского городского совета ветеранов, музея истории «Стрелецкие палаты», Центрального музея Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. беспристрастно задавали уточняющие вопросы. Ведь главным было, к примеру, в номинации «Солдаты Бессмертного полка», не описать и выучить биографию героя Московской битвы, а пропустить историю героя через себя, сопереживать ему, окунувшись в ту тяжелейшую для нашего народа и страны историческую эпоху.Многие ребята для подготовки конкурсных работ использовали архивы своих семей и знакомых, изучали подробно жизненный путь своих родственников. И это тоже очень важно. Это и называется связью поколений, когда именно история жизни членов твоего рода становится для всех последующих поколений примером, образцом для подражания и предметом гордости.Особенно опытнейших членов городского жюри поразили масштабность и историческое соответствие деталей реконструкций и диорам сражений, боевой техники и вооружения в макетах, представленных участниками конкурсной номинации «Музейный экспонат». Созданная ребятами из школы №1363 совместно с ветеранами района и занявшая первое место диорама-макет легендарного парада Красной армии на Красной площади 7 ноября 1941 года была выполнена с использованием 3D-принтера. Причем программу для печати деталей макета на принтере написали сами ребята под руководством своего педагога. В итоге получился уникальный экспонат не только для участия в музейно-исторической олимпиаде, но и для школьного музея. Для презентации своего проекта школьники подготовили еще и содержательный фильм.Финальной частью олимпиады стало открытие выставки работ участников Музейно-исторической олимпиады в Центральном музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе. Более 5000 человек за две недели работы выставки посетили ее и оставили восторженные записи в книге отзывов музея. Геннадий ЛАВРИНОВ,методист Центра патриотического воспитания и школьного спорта
Комментарии