Так уж случилось, что на скрижалях истории временной отрезок, названный золотым веком, записан за Россией. То блестящее время длилось чуть более 34 лет. Сразу же после своей коронации из-под пера Ея Величества выходит указ, запрещавший по всем губернским городам учителю являться в школу пешим порядком.
“Казна наша выдает достаточного жалования, чтобы содержать оному парный выезд. И сей порядок учителю по жизни его. С нашей целью ученик довеку своего обязан смотреть на учителя всегда от низу вверх. Яко ребенок на родителя своего”!!!
Следовательно, можно спросить: а за какие такие подвиги столь шикарно и прилюдно, т.е. на законном основании, был обласкан, примечен учитель? В том-то и дело, что ни за какие. Априори, и все. Потому что и сегодня, и всегда не надо иметь, что называется, семи пядей во лбу, чтобы знать и следовать одному незыблемому правилу, одной непоколебимой истине: школа во все времена была, есть и останется единственным производителем и поставщиком тех фундаментальных устоев, на коих покоится здание с названием “государство”…
Надо полагать, что Ея Величество и ближайшее окружение очень хорошо знали о таком правиле. Ведь при таком логическом раскладе у власти и дел-то: определить нужный государству фундамент, после чего и выступить перед школой заказчиком.
Свой первый заказ под фундамент золотого века общеобразовательная школа получила от императрицы. Российскому Отечеству для своего обустройства требовалось сначала познакомить своих подданных с такими понятиями, как-то: долг, свобода, герой, гражданин, патриотизм, национальный характер, гордость, личная гигиена, нравственность и общество. Их десять, составивших основу духовного обустройства общества. Их всего десять, заложивших фундамент могущества и процветания России…
Каковы же, к примеру, были достижения упомянутого века? На этот счет мы можем только почтительно снять перед ними шляпу. А сказать о том лучше и точнее, чем сказал граф Безбородко, просто нельзя. Он выразился так: “Не знаю, как будет после нас, а пока что ни одна пушка в Европе не смеет палить без ведома на то России”. Андрей Тимофеевич Болотов, агроном – землеустроитель – литератор – специалист по парковому искусству и ученый в одном лице, засвидетельствовал среднюю продолжительность жизни русского мужика по Тульской и Московской губерниям за 1760-1810 гг. почти в 70 лет. Экономические же успехи золотого века сухо, по-английски, констатировал посланник при российском дворе лорд Витворт: “…Надо сказать, что и ушедший год на мировом рынке прошел под русским стягом. Она насытила его пшеницей на 10%, житом (рожью) – на 14%, а овсом – на 35%”…
Столь пространный, но далеко не подробный экскурс в состоявшийся когда-то золотой век продиктован нависшей угрозой национальной безопасности России. Ведь сегодня в каждом регионе власти предержащие на свой манер пестуют трухлявый пенек, в который превратилась Россия, и клянутся вырастить из этого пенька могучее древо под названием “сильная Россия”. Словом, в фундаменте государства образовалась огромная брешь, и она заполняется “поколением пепси”… Господи! Вразуми нас. Дай нам, Господи, понять и принять, что общеобразовательная школа – есть…
Евгений ПОКОТИЛЕНКО,
учитель истории средней школы N 877
Москва
Комментарии