Игра «Путешествие во времени». 7-8-е классы
I станция «Египетские места Петербурга».
Правильный ответ команды дает ей право на следующий (более сложный) вопрос, ответ – 1 балл.
1. Один из самых популярных персонажей египетской мифологии с лицом фараона и телом льва. (Сфинкс).
2. (Предоставляется видеоряд).
а) Египетский сфинкс пристани у Академии художеств.
В чем главная особенность данного сфинкса? (Подлинный сфинкс из г.Фивы, Древний Египет).
На какой пристани находится этот сфинкс? (Пристань у Академии художеств, архитектор Тон).
б) Египетский мост.
Кто скульптор сфинкса? (Соколов)
Перед нами египетский сфинкс или греческий? (Греческий).
в) Банковский мост.
Почему грифоны установлены на Банковском мосту? (Грифоны, по мифологии, – собаки Зевса, охраняющие золото Зевса, петербургские грифоны охраняют Ассигнационный банк).
Через какую водную магистраль переброшен Банковский мост? (Канал Грибоедова).
II станция «Античный Петербург».
Помоги античным богам и героям найти свои атрибуты и место в архитектурном убранстве Петербурга.
Карточки с атрибутами:
шлем + копье
жезл кадуцей + шапочка с крылышками
3 яблока + шкура льва
крылья и веточка лавра
трезубец
Карточки с именами бога или героя:
Афина
Гермес
Геракл
Ника
Нептун
Фотографии с видами архитектурных ансамблей, достопримечательностями.
Российская национальная библиотека
Елисеевский магазин
Зимний дворец
Арка Главного штаба
Биржа
III станция «Архитектурная» (правильный ответ дает право на вопрос).
1. Назовите мировой архитектурный стиль, появившийся в средние века, конструктивной основой которого стала стрельчатая арка. (Готический).
2. Назовите постройки в Петербурге в стиле ложной готики. (Чесменская церковь, католический храм Лурдской Богоматери Французского посольства, здание лютеранской церкви на углу Среднего проспекта и 3-й линии В.О., дом №16 по Измайловскому проспекту).
3. Почему все перечисленные постройки – ложная готика?
(Каждому архитектурному стилю соответствует свой исторический период. Готика характерна для XII-XVII вв., и конструктивное решение – стрельчатая арка в XIX-XX вв. – всего лишь стилизация).
IV станция «Основание Петербурга».
XVIII век – основан град Петра.
Команде предлагается текст с пробелами, каждый правильно заполненный пробел – 1 балл.
V станция «Литературные салоны».
(Возможен вариант «Великосветские салоны»).
Команды должны представить себя петербуржцами середины XIX века и разыграть сцену из жизни салонов Петербурга.
Оценивается: информативность, достоверность, артистичность.
VI станция «Аналитическая» или «Любителям точных дат».
Команде предоставляется таблица
Что объединяет каждую строчку дат
Расшифруйте эти даты (каждый правильный ответ – 1 балл). (См. таблицу).
VII станция «Неотправленная депеша».
(Представляет XX век Петербурга). Команда должна ответить, кто, когда и по какому поводу мог послать представленные депеши:
1. «Любимый друг, убедительно приглашаю тебя к нам в Санкт-Петербург на великие празднества – Неделю Петра Великого. Ожидаемы крестный ход, парад гвардии, сам государь император Николай II и августейшие особы будут принимать участие в этом праздничном юбилее, а уж как будет красив Невский, и не передать!»
2. «Закончил работу над симфонией. Она будет исполнена в блокадном городе! В Большом зале филармонии, дирижировать будет К.Элиасберг».
3. «Теперь мы пользуемся совершенно новым для ленинградцев видом транспорта, под землей восемь станций, от Московского вокзала до Автово».
1. Петербуржец, 1903 год, 200-летие Петербурга.
2. Шостакович, 1941 год, исполнение «Ленинградской симфонии».
3. Ленинградец, 1955 год, открытие Метрополитена.
Сбор команды, подведение итогов, награждение.
* * *
Особенностью данной игры является то, что она проходит по всем историческим периодам развития истории города, устанавливает связь Петербурга с древними цивилизациями (Египет, античность), показывает влияние на город эпохи Средневековья. Игра рассчитана на глубокие знания, широкий интеллект, анализ мышления, рефлексию учащихся.
Помогают учителю вести игру учащиеся старших классов. Каждая команда работает по своему маршрутному листу.
Татьяна ДАН, учитель истории и обществознания, Санкт-Петербург
Комментарии