search
main
0

История с православной душой

Куда мы несемся со стремительностью разрушительного урагана? К каким таким новым знаниям и инновационным технологиям? Что привнесут они в нашу жизнь, и так раздираемую противоречиями и отягощенную обилием ненужной информации? Может, стоит хоть раз в этой сумасшедшей гонке остановиться и вспомнить о том, что оставляем позади. Об истории своей поразмышлять, традициях и, возможно, той будоражащей вечно непримиримых спорщиков национальной идее, наполняющей смыслом наше бытие. А знаете, никогда бы не задумалась об этом, не повстречай Елену Резчикову. Победительницу конкурса «Учитель года – 2006» Ярославской области, историка, педагога не только светской, но и воскресной школы. Именно ее спокойная гордость за прошлое своего народа, какая-то особая, нутряная, уверенность в красоте души человеческой, стойкость и смелость разбудили дремавшие доселе вопросы. У нее свои ответы на них.

Елена коренная угличанка. Ее предки великоросские крестьяне и земские учителя. Характерные черты жительницы Верхневолжья сказываются во всем облике этой самобытной девушки. Величавая и сильная, она похожа на героиню русских былин, общаясь с Еленой, замечаешь, что время замерло: ты либо вернулся в Русь изначальную, либо она каким-то образом сохранила свои права на неизменное существование в веках.

После окончания исторического факультета Ярославского госуниверситета в 2001 году Резчикова вернулась в родной город. Говорит, что благодаря общежитию прошла практику выживания, и университет у нее ассоциируется именно с этим опытом. Она и сейчас предупреждает своих учеников, что, не пожив в общежитии, не узнаешь студенчества. Это и самостоятельность, и наука общения, и проверка себя.

А проверять себя Елена любит. С первых же дней работы в школе взяла классное руководство. Сейчас ее пятиклашки закончили девятый. Много пришлось поработать начинающему педагогу, в результате изменились и ребята, и она сама. Теперь этот молодой специалист утвердился во мнении, что пошел по правильному пути.

В это же время наряду со своей преподавательской деятельностью в 3-й угличской школе, Резчикова собирает тех детей, которые желают узнать о православной культуре и сути религиозных действ, на специальные беседы в церкви. Сегодня эти две ее школы существуют параллельно, отдельно друг от друга. Разные темы для разных учеников. Но Резчикова мечтает о том, как когда-нибудь и в общеобразовательной появится факультатив основ православия. Она считает, что знакомство с православной культурой дает возможность соприкоснуться с огромным пластом не только вселенской духовности, но и научной мысли. Известно, что многие почитаемые церковные деятели обладали универсальными познаниями, среди них были мыслители и ученые. Главным аргументом за возрождение подобного предмета для широкого круга учащихся служит то, что это единственная защита против духовной агрессии. Невероятно огромное количество юных душ попадается в путы религиозных сект. Происходит это от незнания, от желания вырваться из всеобщего неверия и найти духовный оазис. Елена и сама прошла через сектантство, в тот миг обмануть ее оказалось просто, но она окрепла и сумела сама преодолеть свои заблуждения и вырваться. Теперь она не хочет, чтобы в эти тенёта попали другие. Она любит цитировать знаменитого русского философа Ивана Ильина, который писал: «…Должны помочь неочистившимся восстановить в себе живую христианскую совесть, веру в силу добра, верное чутье к злу, чувство чести и способность к верности. Без этого Россию не возродить, и величия ее не воссоздать. Без этого русское государство после неминуемого падения большевизма расползется в хлябь и в грязь… Именно национальная духовная жизнь есть то, за что и ради чего можно и должно любить свой народ, бороться за него и погибнуть за него».

Резчикова считает, что хотя так много говорят о модернизации исторического образования и элементы основ православной культуры каким-то образом находят отражение в курсе отечественной истории, но кладези духовного богатства проходят мимо детских душ. Потребность же в понимании и познавании данного предмета у ребят и даже их родителей есть. Мне понравилась фраза Елены о том, что до тех пор, пока русские туристы будут ощущать себя гостями в Троице-Сергиевой лавре наряду с иностранцами, о духовном возрождении России говорить не приходится. Почему-то кажется, что она права.

Елена много читает. Домашнюю библиотеку начинала собирать мама, воспитательница детского сада. Резчикова-младшая пополняет ее уже своими любимыми авторами. Елене привили любовь к чтению традиционные семейные посиделки за книжкой. Такое чтение вслух практиковали ее бабушки и дедушки с незапамятных времен. Книга была культом, объединяющим старого и малого. Это трепетное чувство приобщения к великому таинству литературы связано у Елены с ощущением того, что таким образом она к тому же возвращается к сохранению своих корней, обретает этот дух единения и общности.

В школьные годы Резчикова увлекалась Булгаковым, в студенчестве – Стивеном Кингом. Возможно, ее привлекает мистическое начало, присутствие непознанного, ирреального в нашей жизни. Хотя при всех церковных нападках на «Мастера и Маргариту» многие православные мыслители говорят об огромной роли этого романа в осознании значения веры, страдания и искупления для каждого человека. Сегодня Елена тяготеет больше к тем писателям, кто прошел нелегкий долгий путь к своей религиозности. Ее восхищает Виктор Астафьев, а к воплю Альберта Лиханова «Пресвятая Богородица, спаси детей России!» она готова присоединиться со всей страстью своей педагогической души.

– Писатели – это страдальцы, – сокрушается Резчикова. – Внутренняя гармония не для них, они, мученики, держат ответ перед всеми за свой дар.

Молодой специалист и учитель года Ярославской области тоже держит ответ перед своими учениками, воспитанниками и их родителями. История России, полная фальши и переделок, согласно всем возникающим идеологическим установкам, – ее страсть. И она стремится освободить свой обожаемый предмет от шелухи, избавить от ложных мифов хотя бы те ее факты, искажение которых возможно доказать.

– Наше государство – самобытное, самое интересное. Почему мы боимся говорить, что мы великие?

Убежденность в уникальности истории России особенно проявляется в любви к родному Угличу. Елена знает об этом городе все, она гид и летописец, исследователь и аналитик. В сферу ее внимания попадают и архитектурные красоты старинного поселения, и необычные люди, живущие сегодня в нем. Она знает, где обычно стоит музыкант, играющий нежную мелодию на наполненных водой бокалах, и почему обитель Корсунской Божьей матери называют «царевной».

Каждый урок Резчиковой не подражание, не копия. Виден творческий стиль, сочетание принципов личностно-развивающего обучения, дискуссионного и других педагогических технологий. Елена Александровна убеждена, что учительская работа требует большой ответственности, огромной любви к детям, заинтересованности в их правильном развитии.

Когда писался этот материал, в редакцию позвонила начальник Управления образования Углича Тамара Гулеватая и рассказала, что Елена Резчикова представлена на премию губернатора Ярославской области.

Михаил КУЗМИНСКИЙ (фото)

Углич, Ярославская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте