Шутка про то, что кто-то умудряется перепутать Австрию с Австралией, не нова и известна всем. Однако на поверку оказывается, что в шутке есть доля правды: к примеру, опрос более тысячи россиян в начале 2010‑х годов показал, что 3% опрошенных ассоциируют кенгуру с Австрией. Средний балл по итогам Географического диктанта-2017 по России 43,9 из 100 возможных; из 260 тысяч писавших 442 россиянина получили максимальные 100 баллов. Будем говорить честно: вряд ли большинство выпускников наших школ сможет с ходу показать на карте мира Балканский полуостров или полуостров Малая Азия, а уж тем более «прочитать» легенду географической или исторической карты и построить развернутый устный ответ на основе только лишь изучения карты с условными обозначениями на ней. Это свидетельствует о недостаточном уровне географических знаний населения самой большой по площади страны в мире.
В школе эта проблема касается не только учителей географии, но и учителей истории, поскольку, как давно верно замечено, успешное изучение истории невозможно без должного уровня географических знаний. В любом учебнике по методике преподавания истории отмечается, что географическая карта должна присутствовать (и использоваться!) на каждом уроке истории. Здесь есть серьезные трудности: урок-то по истории, а приходится значительную часть времени уделять географическому материалу. Как в курсе истории найти время на изучение или повторение географии? По каким пособиям, атласам и контурным картам удобнее всего изучать географическую составляющую исторического материала? Как научить детей работать с исторической картой, не просто заставить вызубрить, где находится какой объект и какие события с ним связаны (хотя и это уже сама себе очень трудная задача для учителя), но и научить «читать карту», пользуясь легендой и условными обозначениями, извлекать из карты новую информацию?Учитель истории учит пятиклашек географииС этими и другими вопросами сталкивается учитель истории при подготовке к уроку. В первый раз и наиболее остро эти проблемы встают в 5-м классе, когда дети начинают системно изучать историю. Примерный недельный учебный план основного общего образования в соответствии с ФГОС предполагает два варианта: при 6020 часах за весь период обучения 1 час географии в неделю появляется в 5-м классе, а при 5267 часах – география начинает изучаться только в 6-м классе. На самом деле и в том, и в другом случае учитель истории в 5-м классе оказывается в затруднительном положении. Если география не ведется в 5-м классе, то заложить основы географических знаний становится прямой задачей историка. Если же география ведется, то учителю истории все равно приходится изучать с детьми основные географические объекты нашей планеты, поскольку курс географии в 5-м классе начинается с изучения развития географических знаний о Земле, положении Земли в Солнечной системе, видов изображения земной поверхности и т. д., а на уроках истории уже в первой четверти пятиклашки должны разбираться в расположении основных материков, океанов, морей, рек и связанных с ними государств древности.Короче говоря, учитель истории в любом случае учит пятиклашек географии. Я трижды начинал вести курс истории в 5‑м классе, и всякий раз в начале учебного года приходилось выделять несколько уроков на изучение основ географии и проведение мини-зачета по географическим знаниям. Кстати, детям это очень нравилось, внутри классов стихийно начинались соревнования на лучшего знатока географической карты. Бывали и веселые случаи, связанные с ошибками учеников: никогда не забуду, когда одна из пятиклассниц написала в ответе «остров Крид». Это в очередной раз свидетельствует об уровне географических знаний не в пример осведомленности детей об исполнителях современной популярной музыки.Каждый раз приходилось выбирать наиболее оптимальные атласы и контурные карты по истории Древнего мира для 5-го класса, причем нередко оказывалось необходимо самостоятельно формулировать задания к карте, искать карты с более новыми данными и т. д.Атлас и контурные карты по истории Древнего мира издательского дома «АСТ-ПРЕСС» представляют собой пособие, которое должно обратить на себя внимание современного учителя истории. Очень яркое, красочное издание, содержащее множество иллюстраций, позволяющих сделать изучение истории (точнее, исторической географии) более интересным, лучше связать географические и исторические знания. Глядя на страницы атласа, дети четко связывают, например, Древнюю Месопотамию и глиняные таблички с клинописью, область Финикия и стекло, остров Крит и Кносский дворец, «златообильные Микены» и «маску Агамемнона» и т. д. Издание содержит классический набор карт, который можно использовать вместе с любым учебно-методическим комплексом при изучении истории в 5-м классе, позволяя углубить и закрепить предметные знания и умения работать с картами.Удобно, что сверху на каждой странице основные исторические события приводятся в форме линии времени, что помогает пятиклашкам лучше запомнить последовательность событий, сформировать правильные представления о хронологии Древнего мира. Такая визуализация очень важна при обучении пятиклассников и действительно позволяет более эффективно формировать историческое мышление.Яркие и многообразные условные обозначения создают возможности для развития у обучающихся навыков работы с легендой карты, в том числе с обозначениями полезных ископаемых. В заданиях контурных карт также особое внимание уделено работе с условными обозначениями: во всех заданиях к контурным картам представлены специальные места для внесения обучающимся используемых им условных обозначений. Ученику необходимо выбрать условные знаки, необходимые для выполнения задания, и изобразить их в плашке рядом с заданием. При подборе знаков рекомендуется использовать карты атласа, а также предлагать свои варианты знаков. Все это способствует не только закреплению важности работы с легендой карты и условными знаками, но и развитию творческого подхода обучающихся к решению учебных задач.Все задания с учетом требований ФГОСУдобно, что к каждой контурной карте предусмотрена возможность для выполнения дополнительных заданий, при распределении которых учитель может использовать дифференцированный подход, давая обучающимся с более высокой мотивацией и более глубокими знаниями задания повышенной сложности, исследовательского характера и т. д. Перспективным с точки зрения развития творческих способностей обучающихся представляется предложить им в области для дополнительных заданий самостоятельно попробовать сформулировать эти задания для себя и своих одноклассников. Пятиклассники обычно всегда позитивно реагируют на предложение выступить в роли учителя или составителя заданий; такое задание создаст мотивацию самостоятельно найти дополнительные факты на основе изучения различных источников информации.Следует отметить, что задания к контурным картам составлены с учетом требований ФГОС. Например, правила работы с контурными картами, приведенные в издании, рекомендуют после прочтения задания определить ход его выполнения, что означает необходимость для обучающегося самостоятельно поставить задачи, определить способы их решения и способы оценки качества полученных результатов. ФГОС ООО указывает, что метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, умение самостоятельно планировать пути достижения целей, умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований и т. д.Как ориентироваться на чистой контурной картеПредставленные в издании картосхемы военных походов и крупнейших сражений древности позволяют на уроке истории затронуть вопросы тактики и военного искусства, что всегда вызывает интерес у обучающихся. Картосхемы сражений перекликаются с текстами древних историков, приведенных в «Контрольных заданиях по истории Древнего мира» после контурных карт: здесь обучающимся нужно сопоставить графическую информацию с информацией в классической текстовой форме (описание) для того, чтобы определить, о каком сражении идет речь. Представленные «Контрольные задания по истории Древнего мира» можно использовать как при текущем закреплении материала после изучения отдельных тем курса, так и при итоговом повторении по завершении изучения курса истории 5-го класса.Издание подготовлено на высоком научном уровне с учетом достижений современной исторической науки. К примеру, представлена информация о локации древнеиндийской Хараппской цивилизации, об изменении местоположения русла реки Хуанхэ, на карте Греции в Крито-Микенскую эпоху обозначен не один город-дворец, а несколько и т. д. Также, к примеру, контурная карта «Греция в Крито-Микенскую эпоху» содержит задания: «Подпишите название острова, извержение вулкана которого привело к гибели Критской цивилизации» и «Подпишите название острова – родины Одиссея», карта «Древняя Греция в V-IV вв. до н.э.»: «Подпишите название острова, на котором находилась казна Афинского морского союза», которые свидетельствуют о высоких требованиях к уровню подготовки обучающихся.Вообще задания к большинству контурных карт в издании составлены таким образом, что сначала обучающимся необходимо на основе полученных знаний, материалов учебника или дополнительных источников информации определить, о каком географическом объекте или населенном пункте идет речь, а затем отметить его на контурной карте. Например, «Линией красного цвета подчеркните название города, в котором находился легендарный дворец Минотавра» или «Подпишите красным цветом название финикийского города, оказавшего упорное сопротивление войскам Александра Македонского и разрушенного ими». Такой подход обеспечивает интеграцию предметных знаний курса и навыков работы с контурной картой, позволяет обучающимся увидеть, как «работают» полученные ранее знания.Одна из самых серьезных проблем, с которой сталкиваются дети (а вместе с ними и учителя): каким образом научиться ориентироваться на «чистой» (незаполненной) контурной карте и определять расположение объектов на ней. В правилах работы с контурными картами дается полезный совет: «При нанесении объектов на карту соблюдайте точность их положения, ориентируясь по рекам, береговой линии и границам». Действительно, ориентация по водным объектам – один из основных способов, упрощающих работу с «пустой» контурной картой.
Таким образом, атлас издательского дома «АСТ-ПРЕСС» достаточно насыщен историко-географическим материалом, содержит информацию с учетом современных данных исторической науки, а задания к контурным картам соответствуют как задачам углубленного изучения курса истории в 5-м классе, так и достижению метапредметных результатов, определенных ФГОС. Работа с ним позволяет сформировать у обучающихся представление о том, что исторические карты выступают важным источником информации. Это особенно важно с учетом требований ФГОС ООО к результатам изучения истории, одним из которых выступает «развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать свое отношение к ней». Грамотное использование атласа и контурных карт издательского дома «АСТ-ПРЕСС» может способствовать эффективному формированию картографической грамотности на начальных этапах освоения истории и географии на уровне основного общего образования.
Очень яркое, красочное издание, позволяющее сделать изучение истории более интересным, лучше связать исторические и географические знания.
Грамотное использование атласа и контурных карт будет способствовать эффективному формированию картографической грамотности.
Сергей КОЧЕРЕЖКО, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2015, директор школы ФГБОУ «МДЦ «Артек»
Комментарии