search
main
0

История с географией

Книга о конкурсе «Учитель года», написанная сердцем

Казалось бы, совсем недавно появился в нашей стране конкурс «Учитель года». Помню, когда приехал на всероссийский финал в 1994‑м, в фойе гостиницы висел разворот свежего номера «Учительской газеты» с портретами четырех победителей, а рядом квадратик со знаком вопроса. Кто же будет пятым? Всего лишь пятым! И вот, оказывается, конкурсу уже 33 года, у него уже есть своя история. А раз есть история, должен появиться и свой историограф. И таким историографом стала первый заместитель главного редактора «Учительской газеты» Ирина Георгиевна Димова, для которой «Учитель года» не просто объект исследования, это значимая часть ее жизни, а участники конкурса – близкие по духу люди, друзья, единомышленники.

Ирина Димова включилась в конкурсное движение, когда оно еще только зарождалось, и участвовала в нем в самых разных ипостасях: представляла на конкурсе «Учительскую газету», являющуюся одним из его учредителей, была (и остается) членом оргкомитета, членом жюри, участником многочисленных послеконкурсных слетов, форумов, фестивалей, регулярно освещала в газете события, связанные с конкурсом, как журналист. И она стала не просто участником конкурсного движения. «…Движение имеет и свою душу, которая облагораживает, одухотворяет, внутренне организовывает и направляет его, – пишет в предисловии к ее книге Шалва Александрович Амонашвили. – Этим тихим ангелом является Ирина Георгиевна Димова, первый заместитель главного редактора «Учительской газеты». Она со своим талантом организатора, своей преданностью делу и со своим исключительным великодушием сопровождает это движение от рождения до тридцатилетия, ведет его от праздника к празднику. Ирина Димова вплетена в историю конкурса как его совесть, его обаяние».

И вот теперь Ирина Георгиевна Димова предстает автором шестисотстраничного труда, посвященного конкурсу «Учитель года России». Книга «Окрыляющая педагогика» – это результат многолетних наблюдений, размышлений автора о конкурсе и о людях, с ним связанных.

Подробно освещая историю конкурса от зарождения его идеи до наших дней, автор рассказывает о тех, кто инициировал его проведение, кто работал над его организацией в разные годы, о его участниках, лауреатах и победителях, о том, как менялся конкурс – его структура, его содержание… И, рассказывая об этих изменениях, автор, в сущности, повествует о том, как менялись наша страна, наша жизнь, наше образование, отвечая на те или иные вызовы времени. И действительно, конкурсанты начала 90-х, вооруженные мелом и тряпкой, даже представить себе не могли, что на уроках можно использовать интерактивные доски, электронные учебники, мультимедийные комплексы, мобильные приложения, и уж точно они не знали, что детей можно учить онлайн… Но автор книги видит и то, что объединяет всех учителей, прошедших конкурс за эти более чем тридцать лет: творческий подход к своему делу, неравнодушие к ученикам, постоянное стремление к новому, отношение к учительскому труду как к высокому служению.

История конкурса «Учитель года» дана в книге в двойном освещении. Рядом с очерками конкурсной истории, созданными совсем недавно, так сказать, с высоты прожитых лет, в ней собраны статьи Ирины Димовой, написанные в разные годы начиная с 1995-го, по горячим следам описываемых событий. И это дает читателю возможность понять, каким виделся автору конкурс тогда, а каким видится сейчас.

Важно и то, что история конкурса «Учитель года России» не сводится в книге исключительно к истории его всероссийского финала.

За 30 лет «Учитель года» превратился в мощное педагогическое движение, содержанием которого стали распространение опыта лучших учителей, пропаганда инновационных подходов в образовании, профессиональное общение педагогов. И в книге немало внимания уделено тем послеконкурсным событиям, участником которых стал автор (способность Ирины Георгиевны успевать на все важнейшие мероприятия в разные уголки огромной страны вызывает особое восхищение!). Это и Всероссийский форум «Все звезды в гости к нам», который проходит в Перми, и педагогические марафоны в Тюменской области, и конференция «Педагогическая гавань» в Самаре, и межрегиональный педагогический семинар в Лазаревском, и фестиваль «Под крылом Синей птицы», а также встречи педагогов на Алтае, на Камчатке, на Ставрополье… Так что эта книга не только об истории конкурса, но и о его географии (кстати, фотоматериалы для книги, а иллюстраций в ней более двухсот семидесяти, мы собирали тоже по всей стране, и все друзья старались нам помочь, ибо конкурсное братство существует!).

Вот эта полнота сведений, как по истории, так и по географии конкурса, делает книгу Ирины Димовой настоящей энциклопедией конкурсного движения. Но в отличие от энциклопедии, издания справочного, не предполагающего авторских эмоций, книга Димовой не является бесстрастным повествованием, ибо опыт конкурса «Учитель года» не только изу­чен автором, но и прожит им. Быть может, через много лет найдется ученый, который, потратив немало часов на работу в архивах и библиотеках, напишет подробную научную «биографию» конкурса «Учитель года», но вряд ли кто-то напишет ее с таким чувством, с каким написана книга Ирины Димовой.

«Конкурс – всегда движение вперед и вверх! Он о высоте мысли, интеллекта, о силе духа и красоте педагогического искусства, о достижениях в профессии, о вершинах в мастерстве, о глубинах души человека, о его тайнах, устремлениях, о поисках истины, о добре и смысле жизни – земной и небесной» – так определяет автор в предисловии к книге свое понимание конкурса «Учитель года». И это высокое понимание ощущается в каждой строчке книги, в том, с каким уважением, а иногда и восхищением рассказывает автор о тех, кто стоял у истоков конкурса, о победителях разных лет, которых Ирина Георгиевна именует Моцартами в педагогике. И это не просто красивая метафора. Мастерство лучших учителей страны, с которыми свел автора книги конкурс «Учитель года», – это не только результат их упорного каждодневного труда. В нем проявление того Божьего дара, который трудно объяснить рационально, того вдохновения, которое дается не каждому. Но зато такая педагогика не только учит и воспитывает, она окрыляет, как, я уверен, окрылит тех, кто посвятил свою жизнь учительскому труду, и книга Ирины Димовой.

Михаил НЯНКОВСКИЙ, абсолютный победитель конкурса «Учитель года России»-1994, главный редактор издательства «Академия 76»

 

Димова И.Г. Окрыляющая педагогика. «Учитель года»: жизнь в конкурсе и после него. – Ярославль : ООО «Академия 76», 2022.

 

P.S. Я искренне благодарен Ирине Георгиевне за то, что она доверила мне, одному из персонажей книги, стать ее редактором и издателем. За то, что она рассказала о конкурсе «Учитель года России» так, как он того заслуживает. За то, что, связав свою жизнь с конкурсом еще в 1994 году и зная всю его историю не понаслышке, я тем не менее прочитал эту рукопись с колоссальным удовольствием. За то, что героями книги стали люди, с которыми давно дружу и чьим мастерством восхищаюсь. За то, что теперь, прочитав эту книгу, мои знакомые, провожая меня на конкурс, перестанут задавать вопрос: «Что тебя туда так тянет?».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте