search
main
0

История России ХХ века – это потрясающая история личностей

Слушая рассуждения молодых людей о настоящем и будущем нашей страны, я часто радуюсь тому, что они правильно все понимают, верят в дальнейшее процветание России. Но нередко и огорчаюсь, потому что ее прошлое, особенно недавнее прошлое, молодежь знает очень поверхностно и порой в искаженном виде. Только что закончившийся ХХ век, его история, события даже последних двадцати лет, свидетелями которых были и те, кому сегодня за тридцать, для многих также туманны, а потому и малоосознанны. ХХ век славен не только поражающими самое смелое человеческое воображение потрясающими открытиями науки и техники, но столь же потрясающими преступлениями против человечности, массовыми насилиями, кровавым разгулом зла по планете.

Именно желание показать молодым людям всю трагедию прошлого века заставило группу людей взяться за издание произведений мировой литературы, герои которых прошли через страшный ад ХХ века, предвидеть который не смог даже самый изобретательный ум фантаста, но он был создан тупыми недочеловеками, порожденными тоталитаризмом, поразившим многие страны мира. Это и гитлеровские концлагеря, и сталинский ГУЛАГ, депортация народов, холокост и революционные эксперименты.
Серия этих книг называется “Антология выстаивания и преображения. Век XX”. Автор замысла – известный педагог Евгений Ямбург. В редакционную коллегию вошли Сергей Аверинцев, Александр Асмолов, Юрий Давыдов, Александр Зорин, Александр Нежный, Петр Положевец, Григорий Померанц, Анатолий Приставкин, Сергей Филатов и другие.
По мысли авторов проекта “Антология” должна стать чем-то вроде прививки против всевозможных духовных эпидемий и массовых психозов. Уже выпущены шесть томов. К примеру, первый том, который называется “Благая весть”, составили следующие произведения: Эли Визель – “Ночь”, протоиерей Сергий Гаккель – “Мать Мария”, владыка Антоний Блум, митрополит Сурожский – “Духовные встречи ХХ века”. Из бесед с верующими. Во второй том – “Жизнь во тьме” – вошли “Погружение во тьму” Олега Волкова, “Колымские рассказы” Варлама Шаламова, “Мы шагаем под конвоем” Исаака Фильштинского и другие.
В марте 2000 года состоялась презентация первого тома “Антологии”, которая проходила в Москве. Выступая на этой встрече, составитель первого тома Григорий Померанц высказал очень важную мысль о том великом вреде, который наносят люди, одержимые идеей: “Все рассыпается в прах: и люди, и системы. Но вечен дух ненависти в борьбе за правое дело. Именно он соблазняет. И именно благодаря этому зло на земле не имеет конца. Никакой мерзавец, никакой насильник, никакой садист не причинил столько зла, сколько люди, страстно убежденные в своей правоте, одержимые своей правотой… С 1 января 35-го года по 1 июля 41-го, то есть с начала большого террора и до войны, были арестованы 19 млн. 840 тыс. человек и 7 миллионов расстреляны. Вот к чему привел фанатизм идеи”. Такое же мнение высказал тогда Евгений Ямбург: “Есть ли смысл искать некую сверхнациональную идею, есть ли смысл в повторении триады Уварова “Самодержавие, православие, народность”, когда есть великая общечеловеческая идея”.
Размышляя над этими глубокими высказываниями, я подумала о том, насколько они важны для учителя, который мог бы их использовать при дискуссии: нужна ли современной России национальная идея? Сами ребята довольно часто и охотно рассуждают на эту тему и нередко приходят к одному выводу: нужна, только она поможет нашей стране выйти из кризиса – экономического, духовного. Конечно, школьники, да и сами учителя порой не располагают необходимыми знаниями истории нашей страны, и прежде всего ХХ века, и “Антология” им поможет в этом отношении. Они, познакомившись с нею, прочтя эти книги о страданиях и героизме реальных, невымышленных людей, поймут, что эти страдальцы “пронесли ХХ век на смертных плечах, чтобы мы смогли с вами существовать как люди в ХХI веке”.
Писатель, публицист Александр Нежный – составитель седьмого тома “Мученики веры” – на презентации говорил о том, что вера была смыслом и основанием жизни, способом противостоять злу для людей, погибших за нее, пострадавших за нее.
– Ненависть к религии является необходимым и, может быть, даже первым признаком коммунизма. Ленин в письме к Молотову давал рекомендацию: стрелять попов как можно в большем количестве.
Везде и всегда, где бы коммунизм ни приходил к власти, где бы он ни становился решающей политической силой, он стремился вырвать религию из человеческого сердца, а подчас вместе и с самим сердцем… Но мы, разумеется, прежде всего думаем о России, которая в ХХ веке поистине стала погостом новомучеников.
Мне кажется, книги “Антологии” дадут то, что нашему времени и нашим соотечественникам – особенно молодым – очень недостает. Они дадут понятие о ненасилии.
Весной этого года в Национальной библиотеке Чувашской республики состоялась презентация сразу нескольких томов “Антологии”. Министр культуры Чувашии Ольга Денисова, открывая презентацию, сказала:
– Книги из серии “Антологии выстаивания и преображения”, этот масштабный просветительский проект осуществлен в России по инициативе Фонда социально-экономических и интеллектуальных программ, Конгресса российской интеллигенции, возглавляемого известным политиком Сергеем Александровичем Филатовым. Мы благодарны редакционной коллегии, которую возглавляет доктор педагогических наук Евгений Ямбург, за это благородное начинание. Проект вызывает огромное уважение, потому что он прежде всего противопоставляет агрессии, нетерпимости книжное контрнаступление, произведения об узниках совести, о тех политических репрессиях, которыми изобиловал ХХ век. Проект адресован многочисленным читателям, и прежде всего молодежи, потому что именно подростки сегодня, видя худшие образцы западной жизни по телевидению, не всегда понимают, что те потери, которые понесли народы, действительно огромны и надо о них помнить, надо о них знать, чтобы не потерять связь времен и связь поколений.
Сегодня у нас в гостях президент Чувашии Николай Федоров, Сергей Филатов, члены редколлегии Александр Зорин, Александр Нежный, организатор проекта Ирина Соломенникова, заместитель председателя Государственного совета Маргарита Федорова.

Устремленные к красоте, вере, любви

Николай ФЕДОРОВ, президент Чувашии:
– Я сегодня здесь и как президент, и как человек, любящий очень сильно, одержимо свою страну, свой народ, свою землю, свою историю. Я сегодня здесь, потому что здесь также находятся мои единомышленники. К нам приехал мой друг, политик, общественный деятель Сергей Филатов. Приехала миссия – просветители, которые хотят отдать себя победе добра, победе добра над злом и агрессией, нетерпимостью, над невежеством. Они устремлены к красоте, вере, любви. То, что делают они, очень актуально и для России ХХI века. Память человека коротка, и опасно, когда люди забывают свою историю. Мы, живущие сегодня, обязаны знать историю своей страны, чтобы была достойная жизнь в ХХI веке. И то, над чем думают, мучаются писатели, художники, показал в своем творчестве Чингиз Айтматов, – это манкуртизация, которая происходит и в нашем веке. Это зло, это страшная сила, которую нужно остановить, если мы хотим блага. Когда читаешь воспоминания людей, которые пережили страшные, нечеловеческие пытки, истязания, напечатанные в этих книгах, волосы встают дыбом.
И я считаю, что нам надо принять такое решение на заседании правительства, чтобы все школы Чувашии, все библиотеки получили эту “Антологию”.
Мы, живущие сегодня, должны знать, что было с нами в нашей жизни, с нашими родными и близкими в ХХ веке. Иначе не будет достойного ХХI века, достойного человека.

Культура нас объединяет

Сергей ФИЛАТОВ, президент Фонда социально-экономических и интеллектуальных программ:
– Закончился ХХ век. Мы из него ушли. Но в прошлом веке осталась большая трагедия, осталась глубокая тайна. Почему в нем были такие жестокие войны? Были такие жестокие столкновения, которые унесли миллионы и миллионы жизней? Самым страшным было то, что мы в атмосфере большой конфронтации и ненависти заканчивали ушедшее столетие и, может быть, даже в какой-то степени перенесли это и в новое. Что можно сделать для того, чтобы не повторилось то зло, которое было в ХХ веке, который был особенно трагическим? И не только в нашей стране, а во многих государствах мира, где на почве национализма, на почве религиозных противоречий и вражды, на почве разных идеологических взглядов, просто на почве экономических и политических различий стран возникали войны. Была страшная гражданская война, первая и вторая мировые войны. Были жуткие погромы, был холокост, который пытался уничтожить всю еврейскую нацию.
И в наше время была война между Ингушетией и Осетией. Идет война в Чечне, которая во многом разгадана и одновременно остается загадкой.
Редакционная коллегия, которая готовила “Антологию”, – это люди одержимые, мыслящие, переживающие. Они решили создать “Антологию”, показать на примерах людей, которые прошли через все муки ада и остались людьми в высоком понимании слова, пример стойкости, мужества, терпимости, гуманизма.
Позволю себе сделать некоторое отступление. Мы с группой американцев сейчас ведем диалог, чтобы выработать общие подходы и затем подсказать нашим президентам пути, помогающие выбирать партнерство вместо конфронтации. Это очень важно – уметь договариваться. И уметь предвидеть результаты своих действий. У нас был интересный разговор о том, как в свое время и США, и Советский Союз поставляли оружие и всячески поддерживали разные группировки боевиков в арабских странах и тем самым создали почву для нынешнего массового терроризма. Теперь террористы используют и наше и американское оружие, и наши методики. Сегодня те боевики, которых учили Америка и СССР, практически объединились и восстали против цивилизации, против наших обеих стран. И это для нас сильный урок. Чтобы предпринимать какие-то шаги, надо прежде всего просчитать их последствия, чтобы они не обернулись трагедией для нас самих…
Когда-то мы проводили презентацию первого тома. Сегодня говорим о пяти новых. До конца этого года выйдут еще пять. Каждый год мы решили выпускать по пять книг.
Я думаю, что эта серия будет состоять из 30 томов. Причем заслугой наших организаторов является то, что каждый том охватывает нескольких авторов. Это говорит о том, что мы сумели использовать многие произведения. Они даются в сокращении, чтобы молодые люди сумели ухватить суть, а потом, если появится желание, прочитать полностью. Все, что описано в этих томах, важно знать молодым людям.
Сегодня, когда в стране плохо с экономикой, когда не решены социальные проблемы, когда идут революционные преобразования, может кто-то захотеть ради блага людей нажать на педали так, от чего людям станет еще больнее. Бороться с экстремизмом с помощью экстремизма нельзя. Это очень важно понять сегодняшним детям, которые в будущем станут управлять нашей страной, когда наладится экономика. Это произойдет в течение 10-15 лет, потому что мы уже вышли на эту прямую. Но нам нужны люди, которые понимали бы, что игра с огнем, игра, от которой зависят человеческие судьбы, – это ответственнейшее дело. И никогда ни один политик не должен подвести под такую ситуацию, когда людям становится особенно больно, чтобы вызвать у народа реакцию на противостояние, экстремизм, конфронтацию и столкновение.
Я когда-то произнес такую фразу: политики ссорят народы, культура их объединяет. На самом деле, наверное, так и происходит, потому что мы на горизонтальном уровне всегда говорим нормально и можем договориться, хотя у нас и разные взгляды. Но всегда тяжелее говорить на вертикальном уровне, потому что, когда появляются нечестные политики и начинают играть на национальных чувствах, на чувствах ложного патриотизма, это всегда вызывает желание драться, желание кого-то уничтожить. Отсюда идут и преступления.
Мы сегодня вошли в программу толерантности РФ. Ее приняло Российское правительство. И я думаю, что в этой программе мы будем выпускать всю эту серию.
Очень интересные в этих книгах предисловия, которые пишут сами составители. Однако предисловие, которое написал Григорий Померанц, наш великий философ, в первом томе, стоит всей этой “Антологии”. Настолько оно философски мощно. Он представил свое видение всех бед, которые происходили тогда. Одна у нас беда: мы начали печатать эти книги с 10 тыс. экземпляров. А сегодня печатаем только 5 тысяч. А школ у нас в стране – 68 тысяч. Мы хотели бы, чтобы каждая получила по одному экземпляру каждого тома.
Мы открываем страничку интернета. И там полностью будет представлена наша серия. Мы хотим в конце проекта перевести на дискету содержание всех томов. Мы считаем этот проект чрезвычайно важным.

О духовном противостоянии силам зла и невежества

Александр ЗОРИН, член редколлегии серии “Антология”, редактор “Жизни и жития Войно-Ясенецкого, архиепископа и хирурга”:
– Когда в пятидесятых годах Марк Поповский начал собирать материал об этом замечательном человеке, он вдруг понял, что ему предстоит писать об ученом и священнике одновременно. И он оказался в замешательстве. Он опасался, что совместный узел – науки и религии ему не развязать, не разрубить. И вдруг ему кто-то посоветовал, что есть священник, который сможет ему помочь. Это был Александр Мень. И действительно, он оказался в своем роде повивальной бабкой этого произведения, потому что каждую главу, которую Марк Поповский писал, он принимал, обсуждал, и таким образом рождалась книга. Впервые вышла она во Франции в 1976 году, но не полностью.
Мень убедил писателя, что очень важно, чтобы эта книга появилась, может быть, она изменит жизнь читателей. И я хочу сказать, что я один из тех, на кого подействовала она жизнетворчески.
Эта книга о духовном сопротивлении силам зла и невежества. Войно-Ясенецкий – человек удивительный, он не только священник, но и ученый, профессор, хирург. В юности он почувствовал в себе призвание художника. Сохранилось несколько его работ. Поступил в институт живописи, ваяния и зодчества и вдруг понял, что призвание его к чему-то иному, а именно конкретному служению людям. Он понял, что без веры в Бога, без глубокого совета с ним нельзя себя обрести, нельзя прийти к своему призванию, к самому себе. И тогда он поступил на медицинский факультет и стал хирургом. Он был гениальным врачом.
Чувствительность его рук была такова, что он мог разрезать в книге такое количество страниц, какое ему предложат. И разрезал, скажем, пять страниц на ощупь. Знал прекрасно анатомию. Сначала работал под Москвой, затем в Ташкенте. Там же в 20-е годы Войно-Ясенецкий вдруг принимает сан. Он к тому времени был глубоко верующим человеком. Когда он увидел, как издеваются над людьми на улицах этого города, врач решил стать священником. Через два года его рукоположили в архиепископы. И почти тут же Войно-Ясенецкого арестовали, последовали ссылки одна за другой. Одиннадцать лет провел Войно-Ясенецкий в этом аду. Но и там этот человек творил чудеса.
Облегчал жизнь многим людям. Делал сложнейшие операции, не имея необходимых инструментов. Проводил полостные операции обычным перочинным ножом. Зашивал раны женским волосом. Однажды доктор вернул зрение целой семье тунгусов. Сделал пересадку почки теленка тяжелобольному. Власти были недовольны растущей популярностью Войно-Ясенецкого и выслали его из Туруханска к Ледовитому океану. У архимандрита не было никакой теплой одежды. Но уже на первой остановке его встретили простые люди и вручили шубу и унты. А когда великого ссыльного поселили в избе, продуваемой всеми ветрами, местные жители тут же взяли его на свое попечение. Народ уже тогда верил в святость этого человека, которого два года назад канонизировала православная церковь.
Наша советская история работала на то, чтобы проглотить своих святых. И не только живьем, но и исторически, т.е. памятью, чтобы мы о них ничего не знали. Книга М. Поповского – это первый опыт в жанре исторической литературы, который дает весь исторический материал советской эпохи, в которую этот святой существовал.

Мы люди одной крови независимо от веры

Александр НЕЖНЫЙ, писатель, публицист:
– Я хочу рассказать о тех людях, которые отстояли свою веру в самых страшных условиях, в которых им пришлось оказаться. Это люди одной крови независимо от того, к какой церкви они принадлежали.
В книге “Мученики веры” вы встретитесь с таким потрясающим человеком, как лютеранский пастор Рихард Вурмбрант. 14 лет просидел он в тяжелейших условиях социалистической Румынии. Его переводили из одиночки в одиночку. Из камеры смертников – в камеру смертников. Из карцера, который представляет собой помещение размером со шкаф с шипами, в другой карцер. И никогда Рихард ни на йоту не усомнился в том, что Христос любит его. Даже палачам своим он внушал эту мысль и одного из них обратил в христианство. Такой это был потрясающий пастор. Он, слава Богу, жив и сейчас.
Трагична судьба у православного священника отца Арсения, который в тяжелейших условиях сумел поддержать людей, внушить им надежду и веру. В этом же томе “Письма из заключения” священника Анатолия Жураковского, которые он писал жене. Читая эти письма, его дневники, проникаешься благоговейным чувством к человеку, который, находясь на Соловках, в Кеми, на Беломорканале, ощущал свою связь с небом. Он любит свое Отечество, тревожится о нем. Вот его стихи:

Россия, моя Россия,
Страна несказанных мук,
Целую язвы страстные
Твоих пригвожденных рук.
Ведь эти руки когда-то
Ты приняла от Христа,
А теперь сама распята…

Такие люди собраны под одной обложкой. Есть там еще один новомученик – священник Михаил Чельцов. В 22-м году он был приговорен к смертной казни. 40 дней просидел в камере смертников. Потом она была заменена тюрьмой. Советская власть, раз в кого-то вкогтившись, затем уже никогда не отпускала. Михаила все-таки расстреляли в 37-м году.
Хочу, оттолкнувшись от этой серии, сказать, какова все-таки сверхзадача наша: дать нашим соотечественникам, особенно молодым, понятие о ненасилии. Человек, знающий то, что было, перечувствовавший это, он другой человек, его труднее обмануть, заманить неким мифом. Он понимает, как можно уберечь свою душу.
Культура – это самый надежный защитный слой общества, который оберегает человека от социальных потрясений. Чем толще слой культуры, тем общество надежнее защищено от всякого рода катаклизмов и революций. Вот еще одна задача, которую преследует наша “Антология”.
Эти книги предназначены для людей, вступающих в жизнь, для людей, которым эти герои послужили бы примером терпимости, гуманизма, умением достойно жить даже в нечеловеческих условиях. Советская школа давала такие образцы на свой лад в виде Павки Корчагина, молодогвардейцев. Она давала такой образец со всеми изъянами, присущими советскому воспитанию. Времена изменились, и теперь практически невозможно найти человека, который читал бы “Как закалялась сталь” или “Молодую гвардию”. И наша задача – показать подростку, как может человек в тяжелейших условиях сохранить себя, свою душу.
В первом томе серии есть повесть протоиерея Сергия Гаккеля “Мать Мария”. Будучи еще в России, она была членом партии левых эсеров. Ей было поручено убийство Троцкого. Когда Мария взяла в руки пистолет, то подумала, что не ее это дело – стрелять. Потом она уехала в Париж, стала монахиней, в годы фашистской оккупации спасала евреев от гетто. Потом она сама погибла в немецком концлагере. По некоторым свидетельствам, приняла смерть за совершенно постороннего ей человека.
Надеюсь, что “Антология” поможет научить нас терпимости. Я хочу сказать, что чувства национально-религиозного превосходства, которые в нас сегодня усиленно пытаются воспитать, в наш век невозможны, мы не можем жить мерками ХVII столетия и считать всех инакомыслящих, по-другому поклоняющихся Богу, еретиками, это не дело цивилизованного общества. Я глубоко надеюсь, что то понятие, которое заставил нас выработать страшный ХХ век и которое я для себя сформулировал так: экуменизм – страдание – это первое и главное, что должно приходить в голову, когда мы сталкиваемся с человеком, который думает, верит не так, как мы. Если мы научимся терпимости, то сделаем существенный шаг к построению человеческого общества.

Мы должны помнить и знать

Николай ФЕДОРОВ, президент Чувашской республики:
– Истории, о которых рассказано в “Антологии”, носят очень драматический, трагический характер. Но мне представляется сегодняшний день очень оптимистическим по духу, по настрою. Говоря об этих историях, мы утверждаем другую истину: как бы ни подавляли силы добра, красоты и любви, как бы ни уничтожали эти силы силой зла, все равно эта устремленность к красоте, добру и любви, к солнцу пробивает любую толщу, как бы ни бетонировали, ни закатывали душу нормального от рождения человека. Все равно эти испытания выдерживали. И с этой точки зрения я оптимистично и с надеждой смотрю на будущее, иначе не стоит жить. Но мы не сможем сложить руки, раз Богу было угодно, что бы мы появились на свет. Нам нужно стараться, чтобы человечество победило темные силы, которые нас искушают.
Сейчас, слушая ваши выступления, я думал о том, что ни в коем случае нельзя забывать. У нас в республике часто не хватает газетных площадей, чтобы опубликовать списки реабилитированных на чувашской земле. О том, что творилось в прошлые годы, начиная с 30-х по 50-е, да и в 60-е тоже, в отношении лучшей части, блестящей части чувашской интеллигенции, самой работящей части чувашского крестьянства, лучшей политической элиты, священнослужителей, мы должны знать и помнить.
Такие трагедии происходили на нашей земле, и нет еще им должной оценки со стороны общества. От этой нашей встречи я получил такие импульсы, что появилось желание все наши школы и библиотеки республики вооружить этой “Антологией”. К тому же, думаю, нам нужна и своя, чувашская “Антология выстаивания и преображения”. Мы должны все пласты поднять и все показать из того героического выстаивания и преображения, перед чем оказывался человек во всех краях нашей России.

Колокол, который стучится в сердце каждого

Валентина ИВАНОВА, президент Чувашского республиканского детского фонда:
– Низкий поклон всем авторам этой замечательной идеи, низкий поклон составителям, которые так говорят о своих книгах, что хочется бежать за ними и приобрести. Значит, и читатели станут такими же одухотворенными. Спасибо вам за то, что вы заставили звонить этот колокол. Тот колокол, который стучится в сердце каждого. На сцене цикл картин. Их авторы – Аркадий и Людмила Акциновы, которые тоже прошли через многие ады ГУЛАГа, почти 20 лет их жизни ушло на это. Но они остались светлы душой. Они написали книгу, которая переворачивает душу. Людмила писала стихи на кусочках одежды. В той, казалось бы, безвыходной ситуации она училась у воробьев, которые за решетчатым окном чирикали в любую стужу. И этот девиз навсегда остался с Акциновыми.
С ними произошла трагедия, но трагедия оптимистическая, потому что люди эти очень светлые. О них говорили: они не видели грязных луж, они видели лишь отраженные в них звезды. И этой своей светлостью, чистотой, любовью к людям, к добру они притягивали к себе других всю свою жизнь. Когда они после ссылки переехали из Сибири сюда, за ними потянулись 15 семей. Они дружат более 40 лет. Дружили сверстники Людмилы и Аркадия, потом дети их, а теперь и внуки. В сердцах многих и многих живет общество Акциновых, его девиз: “Земной шар, дороги, солнце”. Девиз общества друзей Акциновых – “Живи, любя!” И вот у друзей Акциновых родилась книга, уникальная в своем роде. Более 600 человек высказывают о них свое мнение.
Людмила и Аркадий, как они считали сами, были связаны вечно земной любовью. Они случайно встретились в тюрьме. Она была вдовой расстрелянного инженера, и за это ее посадили. Он был осужден за то, что учился в Париже. Картины, написанные ими в тюрьме, помогают людям жить, они притягивают к себе все новых и новых друзей.
Я хочу вас познакомить с письмом из Польши, автор которого, женщина-пенсионерка, пишет о книгах об Акциновых. “Я думаю, что Людмила и Аркадий были рядом с Богом. Я прочитала много книг о тюрьмах и лагерях, в том числе “Колымские рассказы” Варлама Шаламова. Тем не менее именно в этой книге нашла что-то особенно трогательное и красивое. Людмила и Аркадий потрясли меня своей добротой. Любовь и доброта определяют человечество независимо от времени, в котором мы живем. Я долго размышляла: люди в тюрьмах, лагерях – все время голодные, униженные, были ли они рабами? Нет. И в этой страшной ситуации они были свободны душой. Философия их жизни заключается в умении видеть красивое и доброе”.
Мы с вами живем в трудное время. О всех трагедиях в мире нас информируют СМИ. От перенасыщенности отрицательной информацией мы чувствуем себя придавленными, лишаемся надежды и силы, веры и любви. Мы все чаще перестаем реагировать на сигнал “скорой помощи”, становимся равнодушнее. И вот эти книги помогают возвратить в сердца людей, в сердца молодежи добро и любовь. Акциновы сами очень верили в чудо и научили этому своих друзей.
Когда их не стало, мы написали астрономам из Крыма о том, что Акциновы достойны звезды своего имени, и послали книгу о них. И вскоре узнали, что появилась звезда Акциновия.
Мы верим в чудо, и у нас там, наверху, есть хорошие заступники – Людмила и Аркадий. Они знали о том, что туда попадут. Людмила писала об этом в своих стихах:

Взять бы звездный мне черпак,
Что зовут Медведицей.
Собрала бы я в рюкзак
Все, что здесь светится.
И ходила везде
Со светлячками-песнями,
Раздавала по звезде
Всем, кому невесело.

Чуть более двух месяцев прошло с времени презентации первых пяти книг в Чувашии, и уже за этот срок сделано немало по дальнейшему продвижению проекта. Вышедшие книги “Антологии” рассылаются в школьные и областные библиотеки субъектов Федерации. Благодаря содействию Министерства юстиции они направлены в детские дома и исправительные колонии.
Думается, что “Антология выстаивания и преображения” будет востребована прежде всего учителями общественных дисциплин: граждановедения, обществознания, истории, литературы. Богатейший материал, которым наполнены эти бесценные книги, может быть использован также учениками при написании рефератов, конкурсных сочинений, докладов, исследований фактов нарушения прав человека в эпоху тоталитаризма. В “Антологии” и педагоги, и их воспитанники смогут найти ответы на многие вопросы, которые даже в последних учебниках истории, излагающих советский период страны, все еще страдают недосказанностью. Во всяком случае современные учебники не формируют целостной картины того, что происходило в Советском Союзе в ХХ веке.
В одной из публикаций в газете “Время новостей” по поводу выхода первого тома “Антологии” писали об особом “качестве” зла и насилия в ХХ веке: “Упирая на “исключительность” ХХ века, мы невольно отводим мысль от самой природы зла и тем самым стимулируем прекраснодушие в отношении отнюдь не идеального будущего… За годы гитлеровского изуверства Германия заплатила и “физически” (поражением в мировой войне), и юридически (Нюрнберг, запрет преступной партии и ее “органов”), и нравственно (национальное раскаяние, ощутимое до наших дней)… Без покаяния России наши обличения чужих преступлений отдают толикой лицемерия”.
Да, именно раскаяние избавит нас от комплекса неполноценности, раскрепостит наши души, позволит нам ощутить себя действительно великой нацией. И тогда более ощутимыми станут наши успехи по выходу из кризиса, а наша страна получит заслуженное уважение других держав.

Маргарита КУРГАНОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте