Тема религиоведческого образования и необходимости его внедрения в практику государственных школ стала сегодня одной из самых актуальных, самых животрепещущих “образовательных” тем. Причин для проявления такого интереса к этой области знаний, к ее созидающему нравственно-мировоззренческому потенциалу много.
Рассмотрим главные из них.
Дух времени предъявляет новые, современные требования к образованию, которым, к сожалению, нынешняя государственная школа не отвечает. Каков же дух времени, к которому школа оказалась неподготовленной и на который не смогла быстро и эффективно отреагировать?
Современность характеризуется расширением культурных и экономических связей с другими народами, но вместе с тем и обострением национальных и религиозных отношений; увеличением информации о мире через средства массовой информации, интернет, но через эти же средства – распространением насилия, безнравственности; изобилием и доступностью огромного количества философской, религиозной, художественной, искусствоведческой литературы, но одновременно – совершенно свободным и безнаказанным распространением оккультизма, сатанизма, деятельности деструктивных религиозных организаций.
В такой ситуации необходимо повышать качество гуманитарного образования, расширять и углублять его, пытаясь вооружить ребенка необходимыми знаниями, защитить его от обрушившейся лавины зла, перемешанной с новыми интересными и полезными явлениями в нашей жизни. Однако год за годом мы наблюдаем снижение качества даже базового образования.
Поэтому первой причиной необходимости введения курса “История религиозной культуры” мы называем именно снижение качества базового гуманитарного образования несмотря на непрекращающиеся попытки расширения и обновления его содержания.
Как видим, время требует от школы корректировки содержания образования в пользу гуманитарных дисциплин, так как: 1. Необходимо формировать культуру потребления – прежде всего культуру потребления информации; 2. При наблюдаемом повсеместно упадке творческой и эстетической культуры, а в школах – снижении мотивации к учению, труду, творчеству – требуется поиск путей стимулирования творческой реализации одновременно с повышением эстетической культуры (что, конечно, в свою очередь возвращает нас к проблемам нравственного образования); 3. Необходимо приобщение детей к традициям России, к ее культуре, истории; 4. Особого внимания требуют знания (глубокие, осмысленные, а не на уровне названий) о мировой культуре, о жизни и истории народов мира. Однако, сохраняя негативное или пренебрежительное отношение к религии, это совершенно невозможно выполнить. И зарубежная, и, тем более, русская культура – прежде всего ее наиболее значимые пласты: поэзия, художественная литература и духовная культура, оказываются все более недоступными. Без специального образования в области религии не осваиваются даже вершины нашего искусства, входящие в школьную программу, так как все наиболее значимое и для нас, и для всей мировой культуры – а именно: поэзия, особенно поэзия серебряного века, иконопись, живопись, древнерусская литература, творчество Федора Достоевского, Алексея Толстого, Николая Лескова, Александра Пушкина, Михаила Лермонтова и др. – прочно опирается на православную этику, христианские символы, понятия, идеалы, авторы часто ссылаются на сюжеты и понятия античной культуры. Поэтому и эти, и многие другие сокровища мировой культуры не могут быть до конца поняты и осмыслены без достаточно глубокого освоения религиозной культуры и особенно – православной.
Но особенно опасным для отечественной культуры явлением следует признать снижение успеваемости по наиважнейшей учебной дисциплине, призванной обеспечить школьников главным инструментом освоения культуры, т. е. русским языком. Эта проблема возникла как результат снижения творческой культуры, ее упорно создают нам средства массовой информации, особенно телевидение.
Необходим ряд мероприятий в целях защиты русского языка, имеющего ценность не только для русского, но и других народов мира, так как многие из них благодаря русскому языку приобщились к великой русской культуре, познакомились с иными культурами, именно на русском языке многие народы в советский период начали активно заявлять о своей культуре, развивать национальную литературу.
С этой целью в рамках государственного образования целесообразно изучение истории русского языка на доступном уровне, изучение церковно-славянского языка как имеющего практический выход для большинства россиян (для православных верующих людей) и дающего ключ к раскрытию семантики наиболее значимой в смысле духовного содержания части русского языка. Последнее в свою очередь имеет практическое применение даже для неверующих (или неправославных) людей, так как является необходимым при изучении художественной литературы, особенно поэзии. Таким образом, изучение церковно-славянского языка позволит повысить не только общекультурный уровень учащихся, но и качество базового образования по русскому языку и литературе.
Вторая причина – это проблема духовно-нравственного воспитания. Распространению насилия, ранним половым влечениям, снижению поведенческой и эстетической культуры также способствуют телевидение и печатная продукция некоторых издательств. Ставшие реалиями современной российской действительности наркомания, самоубийства, сексуальная распущенность и преступность среди несовершеннолетних выдвигают на передний план государственного образования вопросы духовно-нравственного воспитания и возрождения лучших отечественных культурно-образовательных традиций.
В сложившейся ситуации школа вынуждена обращаться к духовно-нравственным традициям русского народа, пытаясь найти в ней сдерживающие факторы, спасительные идеалы и положительные примеры для своих воспитанников.
К сожалению, не только современные дети, но и учителя, и руководители образования нуждаются сегодня в религиоведческом образовании: пока традиционные религии ищут пути оказания помощи нашим детям и родителям в области духовно-нравственного воспитания, государственные школы давно стали доступны для проникновения оккультно-мистической пропаганды, проведению хэллоуинов, сектантских обрядов (даже в учебное время!), внедрению отвратительных программ “безопасного секса”.
Вопросы межэтнического согласия, столь значимые для России, также можно и нужно решать образовательными методами. Думая о способах предупреждения конфликтов путем искоренения их причин, следует помнить о самих причинах национальных и религиозных конфликтов, а такими причинами обычно являются:
– ущемление личных, национальных, религиозных интересов;
– невежество и невоспитанность;
– отсутствие возможности самореализации личности (творческой, интеллектуальной, духовной).
К сожалению, в последние годы нередко приходится наблюдать ущемление национальных, духовных и материальных интересов русского народа, очень некорректное, даже агрессивное, наступление на его историческое, духовное, культурное наследие. Причины таких, прямо скажем, неосторожных и провоцирующих действий самые разные, это могут быть и невежество, и невоспитанность, и специальные политические и коммерческие заказы, и просто неразумность. К счастью, благодаря своим православным традициям русский народ ведет себя очень миролюбиво, бескорыстно и всепрощающе. Однако слишком много примеров в современном мире иного, откровенно корыстного, узконационального отношения к окружающим. В такой ситуации в случае утраты русским народом его духовно-нравственных традиций и идеалов, да еще при постоянном “обучении” его другими “активными” нациями методам устроения своего материального бытия за счет других народов и государств, можно ожидать, что проживание на территории России очень скоро не будет благополучным ни для одного этноса. Благополучие, мирное сосуществование народов, их развитие зависят целиком от их культуры, прежде всего духовной.
Отворачиваться от этих вопросов и не использовать своих возможностей государственная школа не должна.
С проблемой духовно-нравственного воспитания и образования тесно связана и проблема патриотического образования. Хотелось бы подчеркнуть глобальность этой проблемы, которую следует рассматривать гораздо шире, а не сводить только к военно-патриотическому воспитанию, которому уделяет внимание лишь ряд школ. Проблема эта гораздо более глубокая и требует проработки на всех уровнях государственного образования, которое должно быть патриотическим, просто обязано быть таковым. Если система образования перестает быть патриотической, то, по сути, она уже и не государственная, а может стать и антигосударственной. И вызывает недоумение тот факт, что государственные школы до сих пор не имеют единой патриотической концепции, на которую должен быть ориентирован весь образовательно-воспитательный процесс. Это должно быть закреплено всеми основными документами школы: модель выпускника, образовательная программа, план работы педагогического коллектива, реализуемые культурно-образовательные программы и программы учебных курсов.
Каждый педагогический коллектив должен знать и всегда помнить, кого он воспитывает: гражданина-патриота, созидателя, умеющего достойно реализовать свои способности на родной земле, или разрушителя, который будет ненавидеть свою Родину и народ, среди которого он живет. И дело не столько в задачах самого государства, сколько в благополучии нашего выпускника, его психическом и нравственном состоянии, способности к самореализации. Ведь человек может быть счастливым только в любви, прежде всего когда он сам любит. Ненависть или неуважение к родной земле обречет наших детей на мучительное непонимание, бесцельное существование или враждебные действия, может привести к психическим заболеваниям или на скамью подсудимых.
Конечно, хорошо еще, если такие несчастные найдут свое место в какой-то иной культуре, в иной стране, однако такую цель не может преследовать государственная школа.
События последних лет убедительно показали, что большинство граждан нашего “атеистического” государства – верующие. И как бы веруют все в Бога, Творца. К сожалению, слишком часто забывается, что Бог как источник блага не может благословлять и быть участником зла, лицемерия, лжи, насилия, какой бы высокой идей это все ни прикрывалось. Корысть ослепляет так сильно, что в этом случае, видимо, образование не поможет. Но нередко люди совершают зло и саморазрушаются только потому, что не нашли своего места в традиционной культуре; хотят наполнить свою жизнь смыслом, но не умеют найти его среди множества фальшивых идей, которые как ловушки расставлены повсюду опытными эксплуататорами. Таким людям, осознающим себя существами духовными и намеренным жить в благополучном культурном обществе, религиоведческое образование необходимо.
Это лишь основные проблемы, которые должна и может решать государственная школа благодаря изучению истории религиозной культуры.
Алла БОРОДИНА
Москва
Комментарии