Многолетние наблюдения за попытками организации курсов духовно-нравственного и религиоведческого образования убеждают нас в том, что обучение по данному курсу, чтобы быть успешным, должно строиться не как курс лекций-проповедей или назидательных бесед, а аналогично любому базовому предмету соответственно возрасту учащихся, но при этом требуется еще более тщательная методическая подготовка.
Если на место преподавателя курса встает не опытный педагог, получивший специальную подготовку и хорошо владеющий классно-урочной системой обучения, а человек со стороны, желающий “проповедовать религию”, обучение обречено на неудачу. Проповедь должна быть там, где ее ждут, а в школе должно быть образование и воспитание.
Конечно, во внеурочное время в любой школе возможна организация лекториев, кружков, творческих мастерских и т.п., в том числе и духовного содержания, если это согласовано в соответствующих инстанциях. Лектории (например, “Родные традиции”, “Проблемы духовно-нравственного развития”) могут оказать огромную образовательную и психологическую помощь старшеклассникам, педагогам, родителям, здесь возможны встречи со священниками, учеными, врачами, психологами, сотрудниками правоохранительных органов. В кружках и творческих мастерских (например, “Иконопись”, “Златошвейное искусство”, “Святыни родного края”, “Защитники благочестия” и др.) дети получат возможность развивать свои способности, освоить мастерство и углубить знания по истории, искусству. Однако это целесообразно в рамках дополнительного внутришкольного образования, где дети выбирают то, что им больше нравится или в чем проявляются их способности.
Что касается процесса обучения по курсу “История религиозной культуры”, то оно должно организовываться в традиционной для школьного образования форме – классно-урочной.
Можно говорить много красивых, высоких слов о том, что урок по такому предмету – это “встреча двух миров: взрослого и детского”, что “здесь происходит прикосновение к святыням”, что “контакт с детьми возможен благодаря присутствию любви, искренности, доверия” и т.д. Позволим себе утверждать, что все это в немалой степени может быть отнесено и к любому другому предмету, особенно областей знаний “словесность”, “обществознание”, “искусство”. Но это имеет свое место в педагогической практике, как правило, только в том случае, если урок добросовестно и методически грамотно выстраивается, тщательно продумывается содержание, цель и задачи, методы и приемы, иллюстративный материал, домашнее задание.
Никаких расчетов на интуицию или “посещение духа” быть не должно. Дух гармонии и доверия присутствует там, где есть добросовестный труд, профессионализм, уважение к детям, учет их возрастных особенностей и убеждений.
К сожалению, религиозное содержание часто привлекает людей, недооценивающих значимость профессиональной подготовки и методической проработки каждого урока. Это явление объясняется тем, что, как правило, за столь трудное дело люди брались прежде всего по религиозным убеждениям, часто не имея педагогического образования и опыта работы в школе. В результате не учитывались специфика светского образования и возрастные особенности школьников, делались попытки осуществлять духовно-нравственное наставничество, организовывать урок в форме проповеди. Очень важно понять, что в рамках учебного курса позволительно обучение, но не “апостольская” проповедь. С функциями духовной проповеди и спасения души прекрасно справляется Православная церковь. Проповедью же каждого отдельного верующего человека должны стать его жизнь, отношение к людям.
Таким образом, для успешного преподавания школьного курса необходимо строгое соблюдение целей, задач, рамок содержания, организационной формы, методов и приемов обучения, соответствующих возрасту учащихся.
Надо сказать, что свои профессиональные неудачи, возникающие при недооценке методической проработки, учителя подобных курсов иногда оправдывают духовной ценностью учебного материала, который некоторым из детей все же оказывается доступным и полезным если не в виде знаний, то хотя бы в обозначении духовно-нравственных ориентиров. Нередко приходилось слышать: “Не всем дано это понять, потому что детки уже испорченные… Зато Таня и Саша (или какие-либо иные имена) проявили интерес, ради них я и работаю”. Таких оправданий не должно быть, так как духовный рост и спасение души – процесс настолько сложный, длительный и сокровенный, что по первым внешним проявлениям (поступкам, высказываниям, интересу, послушанию и т.д.) о нем судить нельзя. Здесь важны внутренние установки, результаты выбора между злом и добром, между бескорыстным служением и выгодой, правдой и ложью в каждой конкретной ситуации на протяжении всей жизни.
Итак, при обучении детей по программе “История религиозной культуры”, в силу наличия в ней в том числе особого духовно-этического содержания, совершенно необходимо соблюдение следующих психолого-педагогических принципов: приоритета духовных ценностей и уважения к внутреннему миру каждого школьника; единства образовательных и воспитательных задач в рамках урока при соблюдении единства воспитательных и образовательных процессов в педагогической деятельности всей школы; принципа равной ответственности педагога и ученика за неуспех освоения материала.
Опыт показывает правильность выбора историко-культурологического подхода в преподавании курса, когда учитель рассматривает исторические факты и явления культуры, работает с литературой, наглядными пособиями, пытается пробудить интерес к изучаемым вопросам, учит анализировать происходящее, находить особенности, сопоставлять факты, делать выводы, сравнивать их с другими и проверять. Подчеркнем еще раз, что, если учитель меняет познавательную историко-культурологическую концепцию на духовно-нравственную проповедь, назидая и требуя почтенного выслушивания или конспектирования учебного материала, преподавание, как правило, обречено на неудачу.
Профессиональная педагогическая подготовленность и любовь к детям, как показывает опыт, оказываются не только не менее значимыми факторами для успешного преподавания данного курса, чем религиоведческое, богословское образование учителя, но и определяющими.
Каждый педагог может быть уверен в том, что преподавание курса “История религиозной культуры” будет успешным, если: учитель хорошо знает историю Отечества, историю религии, хорошо знает и чтит наследие православной культуры, глубоко уважает исторический и духовный опыт русского и других народов России; педагог любит детей, уважает их внутренний мир, знает возрастные особенности воспитанников и основные закономерности развития школьников; педагог опирается не на собственные умозаключения и личный (особенно духовный) опыт, а на исторические факты, Священное Писание, опыт отцов Церкви, научные данные, факты и явления современной жизни, которые могут быть доступны наблюдению; широко используется иллюстративный материал (изобразительный, литературный, музыкальный); учащиеся привлекаются к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности; учитель организует уроки по традиционным моделям при соответствии типа урока его целям и задачам; используются разные методы обучения, принятые в школьном образовании, но ни в коем случае не применяются инновационные методы и приемы, например: психологического (или психического) воздействия, нейролингвистического программирования и т.п.; основное усвоение учебного материала достигается на уроке под контролем учителя; теоретические занятия чередуются с посещением храмов, музеев.
Предпочтительные методы обучения: 1) небольшой иллюстрированный рассказ с обсуждением наиболее сложных вопросов темы, предусмотренных учителем или предложенных учениками, на следующем этапе этого же урока; 2) беседа с закреплением материала в творческих работах под руководством учителя; 3) сократический урок; 4) короткая иллюстрированная лекция с заданиями на закрепление материала; 5) чтение фрагментов из Библии с последующим обсуждением (на этом же уроке) и творческим заданием; 6) анализ поэтического текста с раскрытием сюжетов и образов религиозного содержания; 7) работа с текстами, картами, составление кроссвордов.
Алла БОРОДИНА
Москва
Комментарии