В связи с актуальностью религиоведческого и духовно-нравственного образования в настоящее время одной из важнейших задач является выявление позитивного педагогического опыта в этой области, изучение, корректировка и распространение в наиболее приемлемой для “массовой” школы форме. И, конечно же, необходимо учебно-методическое обеспечение курсов.
В течение последнего десятилетия целый ряд православных школ имел возможность обучать детей Закону Божиему, оказывать помощь родителям в воцерковлении их детей, обеспечивая социально-психологическую защиту их от пропаганды насилия, оккультно-мистических учений и растления, осуществляя духовно-нравственное воспитание на основе лучших отечественных культурных и педагогических традиций, учитывая менталитет русского народа, современные проблемы и запросы российского общества на образование.
Однако государственные светские школы в не меньшей, а, пожалуй, в большей степени нуждаются в обретении духовно-нравственных ориентиров, повышении качества гуманитарного образования и защите от негативных явлений современной действительности. Вместе с тем специфика организации обучения в светских государственных школах не позволяет использовать опыт православных школ.
Учебный курс “История религиозной культуры” разрабатывался изначально для общеобразовательной государственной “массовой” школы и успешно прошел апробацию именно в таких условиях. Такое назначение определяет во многом и особенности данного курса: универсальность тематического содержания, системность, историко-культурологический принцип подбора учебного материала и подход в преподавании, светский характер организации изучения курса.
Не исключается, однако, и возможность использования его в православных (конфессионально ориентированных) школах.
Содержательно-тематическая универсальность является важной особенностью курса и обусловлена, как уже говорилось, прежде всего его предназначением – для школ государственных, в которых обучаются как верующие, так и неверующие, большинство из которых – русские, но могут быть и дети других национальностей. Открытость современного российского общества и многонациональность многих районов России требуют обеспечения школьников знаниями не только в области родной православной культуры, но и по истории и традициям инославных вероисповеданий, сектантства, древних религий, современных мировых и некоторых национальных религий.
Вместе с тем курс предназначен для российских школ, поэтому большая часть учебного материала посвящена православию, традиционной и культурообразующей религии в России.
Универсальность курса предполагает также использование разнообразной литературы: как светской, так и религиозной.
Вопросы религии, ввиду их особой значимости, во избежание дублирования учебного материала и в целях обеспечения качества обучения должны изучаться не фрагментарно и не на одной возрастной ступени, а в определенной системе и строго по программе; кружковая или факультативная формы организации изучения истории религиозной культуры в школе вряд ли целесообразны. Отсюда – системность как необходимое условие успешного обучения. Это должна быть отдельная учебная дисциплина, имеющая свое место в учебном плане и расписании школы, только тогда это не только принесет пользу в духовно-нравственном воспитании учащихся, но и окажет огромную помощь в изучении гуманитарных базовых предметов федерального и регионального компонентов: истории, литературы, русского языка, мировой художественной культуры, искусства, москвоведения, граждановедения, обществоведения. Организация же повышенного уровня гуманитарного образования без достаточно глубокого изучения основ православия, истории христианства, древних религий, особенностей и символов религиозного искусства просто невозможна.
Системность обеспечивается не только организационной формой обучения, но в первую очередь – тщательной продуманностью постепенного погружения ребенка в предмет: от простого, родного, более доступного – к более сложному, все более глубокому осмыслению религиозного содержания, действенно сохранившегося до наших дней или запечатленного в исторических и художественных памятниках мировой культуры.
Постепенно, шаг за шагом, открываются ребенку важнейшие стороны человеческой истории и современного бытия: сначала это сюжеты из жизни Христа, картины на евангельские темы, праздничные иконы; позднее – сюжеты Ветхого Завета в сопровождении иллюстраций, беседы о том, почему картины далекого прошлого поучительны и так дороги людям; потом – рассказы и беседы о православии и его роли в судьбе нашего государства, первые понятия о церковной организации; в 5-м классе – введение в историю русского языка, изучение церковнославянского языка, чтение, перевод и толкование текстов; в 6-м классе – закрепление изученного в начальной школе и более глубокое изучение основ православной культуры, ее основных богословских понятий, символов, иконографии, истории православного храма, его устроения; позднее дети узнают о страницах истории более древних и более жестоких, изучают истоки православной церковной организации, причины разделения церквей, распространение христианства, творения святых отцов; далее школьники изучают католическую и протестантскую культуру; а старшеклассники, опираясь на знания христианской религиозной культуры, смогут без труда освоить учебный материал по древним, современным мировым, некоторым национальным религиям и современному сектантству.
Название курса подчеркивает историко-культурологический принцип подбора учебного материала и подход в обучении, наиболее применимый и надежный в условиях светских учебных заведений. Это не религиоведение и не курс христианской этики, хотя курс вмещает религиоведческие знания и этические понятия. Автор считает религиоведческий подход в изучении религии недостаточно интересным для школьников (а в начальной школе он вообще невозможен), не соответствующим особенностям школьного восприятия и не имеющим такого духовно-нравственного потенциала, каким располагает история и область религиозной культуры. Кроме того, следует помнить и о необходимости формировать мотивацию к изучению материала, а это возможно только на материале доступном, близком, знакомом, понятном и интересном. Мы ставим своей целью не загрузить детей новыми и редко применимыми знаниями, схемами и датами, а помочь детям найти ключ к раскрытию содержания культуры: религии, литературы, поэзии, изобразительного искусства, фольклора, архитектуры, языка.
Что касается этического содержания, то оно присутствует в нашем курсе, но должно рассматриваться ненавязчиво, не в виде назиданий и готовых установок. К тому же содержание курса и его задачи гораздо шире (напомним хотя бы об одной из его целей – о повышении качества базового образования) и потенциально богаче, на наш взгляд, даже в смысле воспитательном и развивающем. Давая возможность детям через факты и явления религиозной жизни, ее отражение в художественном творчестве и истории самим делать выводы, проверять свое сердце, давать оценку, находить ценное для себя, сравнивать, выбирать, мы пытаемся пробудить нравственное сознание. Даже в духовном смысле саморазвитие и положительный поступок при свободе выбора имеет наибольшую ценность.
Светский характер изучения курса является одной из характеристик курса “История религиозной культуры” и необходимым условием организации обучения в государственной школе. Это продиктовано не только Законом РФ “Об образовании”, но и авторским замыслом.
На наш взгляд, обрядово-практическая сторона религии должна оставаться достоянием церкви, и никакой учитель не должен позволять себе попыток осуществлять духовное наставничество учащихся в том смысле, как это практикуется в церкви. Это вряд ли умаляет воспитательную ценность курса, но способствует авторитету церкви и не позволит воспитывать лицемерие, ханжество, а также будет серьезным препятствием для духовной эксплуатации и конфликтов.
Следует также учесть, что Закон РФ “О свободе совести и о религиозных объединениях”, принятый Государственной Думой 19 сентября 1997 года, обеспечивает право всем гражданам (следовательно, и нашим ученикам – тоже) не сообщать о своем отношении к религии. Вместе с тем Закон РФ и не позволяет учителю запрещать детям молиться и исповедовать какую-то религию. В некоторых школах педагогические коллективы по желанию или разрешению родителей включают молитву в организационный момент начала и конца урока. Такие вопросы решаются руководством школы и закрепляются соответствующим актом высшего органа управления. При организации обучения по курсу “История религиозной культуры” не требуется каких-либо “особых” условий, в том числе и этих, однако, если такой элемент организации обучения имеет место в жизни школы, то он обязателен к выполнению каждым педагогом, но отношения к содержанию или характеру преподавания данного курса это не имеет. Одним словом, организация обучения должна быть такой, какая принята в каждой конкретной школе на всех других уроках.
Образовательно-воспитательные и адаптационно-психологические задачи вполне доступны любой государственной школе, если администрация и весь педагогический коллектив достаточно сознательны и образованны.
Задачи курса: изучение истории православной религии; изучение содержания Евангелия и основных сюжетов Ветхого завета; изучение православной этики; изучение православного календаря; знакомство с агиографией; ознакомление с особенностями церковного искусства; изучение устроения православного храма; ознакомление с современными мировыми и древними религиями; ознакомление в общих чертах со славянской мифологией; ознакомление с особенностями культовой архитектуры разных религий и разных времен; знакомство с основными видами православных богослужений; изучение церковнославянского языка; формирование целостного восприятия мира; воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека; воспитание здорового образа жизни; формирование культуры общения; предупреждение возможных тупиков личностного развития; выработка этических принципов, определяющих качество межличностных отношений; предупреждение религиозной эксплуатации и конфликтов на национальной и религиозной почве.
Учебный материал курса составляют исторические, литературоведческие, искусствоведческие и религиоведческие знания, способствующие значительному расширению и углублению базового образования в области литературы и русского языка, истории и обществоведения, искусства, москвоведения и мировой культуры.
Положительный результат обучения, как уже говорилось, в значительной степени достигается предусмотренным поэтапным приобщением учащихся к духовно-нравственным и эстетическим ценностям человечества через освоение более близкой и понятной, традиционной и культурообразующей религии России – православия.
Предусмотренное для пятиклассников изучение церковнославянского языка позволяет решать задачи не только данного курса, но и через лингвистический аспект преподавания значительно повышает грамотность учащихся, углубляет их знания по русскому языку и знакомит с истоками и художественными особенностями высокого литературного стиля, что способствует лучшему восприятию и пониманию поэзии. Кроме того, изучение церковнославянского языка является прекрасной базой для последующего освоения некоторых современных славянских языков.
По мнению рецензентов, организаторов преподавания и преподавателей курса, особой ценностью обладают высокие гражданские, патриотические, художественно-эстетические и миротворческие идеалы, формируемые у воспитанников в результате приобщения к духовно-нравственным истокам и традициям великой русской культуры, ее многовековому духовно-этическому стержню – православию.
Курс рассчитан на 10 лет обучения по 1 часу в неделю в каждом классе.
По окончании полного курса учащиеся получают энциклопедические, богословские и исторические знания в области мировых религий, сектантства, древних религий, мифологии, истории православной религии, знают православные виды богослужений, овладевают богословской терминологией, православной этикой, знаниями особенностей культовой архитектуры, иконописи, агиографии.
В результате обучения школьники должны знать текст Нового завета, некоторые сюжеты Ветхого завета; уметь читать и понимать содержание церковнославянских текстов, хорошо знать историю, значение и традиции православных праздников, особенности церковного искусства, уметь работать с историческими документами, картами, справочной литературой, первоисточниками для составления рефератов, докладов и других работ, аргументировать, отстаивая свою точку зрения.
Итак, история религиозной культуры – это историко-культурологическая учебная дисциплина, изучающая происхождение и этапы развития религиозных представлений и религиозных систем, их влияние на нравственность и мораль, на творческую, законодательную, бытовую и другие сферы жизни и деятельности человека; источники религий, факты религиозной жизни, историю возникновения и смысл основных понятий, символов, богослужений, таинств и религиозного искусства.
Целесообразность изучения курса “История религиозной культуры” в российских государственных школах очевидна, однако успех преподавания зависит от очень многих факторов, впрочем, как и любого другого курса: от качества профессиональной подготовки учителей, их личностных качеств, обеспеченности учебно-методической литературой, демонстрационным материалом.
Алла БОРОДИНА
Москва
Комментарии