При разработке курса “История религиозной культуры” в обосновании необходимости проведения целенаправленной систематической работы по раскрытию духовного смысла культурных ценностей и языка, в подборе и расположении тем, в выборе классно-урочной системы обучения, в принципах построения урока с опорой на “зону ближайшего развития” мы опираемся на результаты исследований Л.С. Выготского в области развития высших психических функций.
Выготский разработал учение о развитии высших психических функций в процессе освоения индивидом ценностей культуры, опосредованного общением. Культурные знаки, прежде всего знаки языка, служат своего рода орудиями, оперируя которыми субъект, воздействуя на другого, формирует собственный внутренний мир, основными единицами которого являются значения (обобщения, когнитивные компоненты сознания и смыслы (аффективно-мотивационные компоненты). Психические функции, данные природой (“натуральные”), преобразуются в функции высшего уровня развития – “культурные”. Так, механическая память становится логической, ассоциативное течение представлений – целенаправленным мышлением или творческим воображением, импульсивное действие – произвольным и т.п. Эти внутренние процессы – продукт интериоризации. Они зарождаются в прямых социальных контактах ребенка со взрослыми, а затем высшие функции “вращиваются” в его сознание.
Выготский писал: “…Всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва – социальном, потом – психологическом, сперва между людьми как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка как категория интрапсихическая”.
Ценность этой формулы для исследований в области психологии определялась тем, что духовное развитие ребенка ставится в определяющую зависимость от организованного воздействия взрослых.
Положение о “зоне ближайшего развития” и принцип системности в качестве важных составляющих элементов включены в методологию курса “История религиозной культуры”.
Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, развивающая Концепцию национальной безопасности РФ применительно к информационной среде, определяет круг проблем и ставит задачи, которые важно учитывать и решать средствами образования и воспитания, что оказывается возможным в рамках данного историко-культурологического курса. При разработке программы “История религиозной культуры”, еще в 1995-1997 гг. автор учитывал ряд проблем, связанных с отсутствием культуры потребления информации, правовой и психологической незащищенностью подрастающего поколения от пропаганды, разрушающей психику, нравственные ориентиры, патриотические и эстетические идеалы.
Теперь мы имеем возможность выделить в Доктрине информационной безопасности РФ те важные моменты, которые имеют непосредственное отношение к образованию, воспитанию и благополучию наших детей и которые мы обязаны учитывать в государственной системе образования как главном устоявшемся общественном институте, активно, систематически и целенаправленно внедряющем информацию, формирующем культуру потребления и обеспечивающем адаптационно-психологическую защиту школьников.
Национальные интересы Российской Федерации в информационной сфере и их обеспечение
Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, представляющей собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений. Информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других, составляющих безопасность Российской Федерации. Национальная безопасность Российской Федерации существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности, и в ходе технического прогресса эта зависимость будет возрастать.
Под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.
Интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность.
Интересы общества в информационной сфере заключаются в обеспечении интересов личности в этой сфере, упрочении демократии, создании правового социального государства, достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.
Первая составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в себя соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.
Для достижения этого требуется: повысить эффективность использования информационной инфрастуктуры в интересах общественного развития, консолидации российского общества, духовного возрождения многонационального народа Российской Федерации; не допускать пропаганду и агитацию, которые способствуют разжиганию социальной, национальной или религиозной ненависти и вражды…
Виды угроз информационной безопасности Российской Федерации
Угрозами конституционным правам и свободам человека и гражданина в области духовной жизни и информационной деятельности, индивидуальному, групповому и общественному сознанию, духовному возрождению России могут являться: девальвация духовных ценностей, пропаганда образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, на духовных и нравственных ценностях, противоречащих ценностям, принятым в российском обществе; снижение духовного, нравственного и творческого потенциала населения России, что существенно осложнит подготовку трудовых ресурсов для внедрения и использования новейших технологий, в том числе информационных…
В особенности следует обогащать нравственный потенциал населения следующими сокровищами.
Язык. – Язык вмещает в себе таинственным и сосредоточенным образом всю душу, все прошлое, весь духовный уклад и все творческие замыслы народа. Особенно важно, чтобы это пробуждение самосознания и личностной памяти ребенка (обычно – на третьем, четвертом году жизни) совершилось на его родном языке. При этом важен не тот язык, на котором говорят при нем другие, но тот язык, на котором обращаются к нему, заставляя его выражать на нем его собственные внутренние состояния. Поэтому не следует учить его чужим языкам до тех пор, пока он не заговорит связно и бегло на своем национальном языке. Это относится и к чтению. В дальнейшем же в семье должен царить культ родного языка: все основные семейные события, праздники, большие обмены мнений должны протекать по-русски; всякие следы “волапюка” должны изгоняться; очень важно частое чтение вслух Св. Писания, по возможности на церковно-славянском языке, и русских классиков…
Молитва. – Молитва есть сосредоточенная и страстная обращенность души к Богу. Каждый народ совершает это обращение по-своему, даже в пределах единого исповедания; и только для поверхностного взгляда православие русского, грека, румына и американца – одинаково. Живое многогласие и многохваление Господа, идущее от мира, требует, чтобы каждый народ молился самобытно…
Неправославный может быть верным русским патриотом и доблестным русским гражданином; но человек, враждебный православию, не найдет доступа к священным тайникам русского духа и русского миропонимания, он останется чужеродным в стране, своего рода внутренним “не-приятелем”.
Вот почему любой гражданин России должен быть хотя бы знаком с основами православия, его историей; даже если он исповедует иную религию, ему необходимо знать об истоках русской культуры, ее духовно-нравственном стержне, об особенностях русского национального характера и т.д. Мы же в рамках курса “История религиозной культуры” позволяем и русским познакомиться с особенностями других религий. Считаем это необходимым не только из уважения к другим народам и их духовно-религиозным традициям, но и для лучшего понимания других национальных культур и более глубокого осознания своей родной.
Здесь же И.А.Ильин говорит о необходимости ознакомления детей с агиографией:
Жития святых и героев. – Чем раньше и чем глубже воображение ребенка будет пленено живыми образами национальной святости и национальной доблести, тем лучше для него. Образы святости пробудят его совесть, а русскость святого вызовет в нем чувство соучастия в святых делах, чувство приобщенности, отождествления; она даст его сердцу радостную и гордую уверенность, что “наш народ оправдался перед лицом Божиим”, что алтари его святы и что он имеет право на почетное место в мировой истории (“народная гордость”). Образы героизма – пробудят в нем самом волю к доблести, пробудят его великодушие, его правосознание, жажду подвига и служения, готовность терпеть и бороться; а русскость героя даст ему непоколебимую веру в духовные силы своего народа. Все это, вместе взятое, есть настоящая школа русского национального характера.
Преклонение перед святым и героем возвышает душу: оно дает ей сразу – и смирение, и чувство собственного достоинства, и чувство ранга; он указывает ей и задание, и верный путь. Итак, национальный герой ведет свой народ даже из-за гроба.
Поэзия. – Стихи таят в себе благодатно-магическую силу: они подчиняют душу, пленяют ее гармонией и ритмом, заставляют ее прислушиваться к сокровенной жизни вещей и людей, побуждают ее искать закона и формы, учат ее духовному восторгу. Русский народ имеет единственную в своем роде поэзию, где мудрость облекается в прекрасные образы, а образы становятся звучащей музыкой. Русский поэт одновременно – национальный пророк и национальный музыкант. И русский человек, с детства влюбившийся в русский стих, никогда не денационализируется.
В меру возрастания и в меру возможности необходимо открывать ребенку доступ ко всем видам национального искусства – от архитектуры до живописи и орнамента, от пляски до театра, от музыки до скульптуры. Тогда душа его всесторонне раскроется для восприятия того, что впервые дали ей песня, сказка и поэзия. <…>
История. – Русский ребенок должен с самого начала почувствовать и понять, что он славянин, сын великого славянского племени и в то же время сын великого русского народа, имеющего за собою величавую и трагическую историю, перенесшего великие страдания и крушения и выходившего из них не раз к подъему и расцвету. Необходимо пробудить в ребенке уверенность, что история русского народа есть живая сокровищница, источник живого научения, мудрости и силы. <…>
Таков дух национального воспитания, необходимый русскому и каждому здоровому народу. Задача каждого поколения состоит в верной передаче этого духа, и притом в формах возрастающей одухотворенности, национального благородства и международной справедливости. Только на этом пути человечеству удастся соблюсти священное начало родины и в то же время одолеть соблазны – как больного национализма, так и всеразлагающего интернационализма”.
О всенародном значении православия, русского языка и русского искусства как духовных явлениях читаем в книге Ильина И.А. “О грядущей России”:
Отстаивая свою национальность, Россия боролась за свою веру и религию. Этим Россия, как духовный организм, служила не только всем православным народам, и не только всем народам европо-азиатского территориального массива, но и всем народам мира. Ибо православная вера есть особое, самостоятельное и великое слово в истории и в системе христианства. Православие сохранило в себе и бережно растило то, что утратили все другие западные исповедания и что наложило свою печать на все ответвления христианства, магометанства, иудейства и язычества в России. Всякий внимательный наблюдатель знает, что лютеране в России и магометане в России разнятся от своих иностранных соисповедников по укладу души и религиозности, удаляясь от перво-образцов и приближаясь незаметно для себя к православию…
И при всем том Православная церковь никогда не обращала иноверных в свою веру мечом или страхом, открыто осуждая это и запрещая уже в ранние века своего распространения.
В религии, как и во всей культуре, русский организм творил и дарил, но не искоренял, не отсекал и не насиловал…
…Духовный организм России создал… свой особый язык, свою литературу и свое искусство. На этот язык, как на родной, отзываются все славяне мира. Но помимо своих особливых и великих языковых достоинств, он оказался тем духовным орудием, которое передало начатки христианства, правосознания, искусства и науки всем малым народам нашего территориального массива.
Живя и творя на своем языке, русский народ, как надлежит большому культурному народу, щедро делился своими дарами со своими замиренными и присоединенными бывшими соседями, вчувствовался в их жизнь, вслушивался в их самобытность, учился у них воспевать их в своей поэзии, перенимал их искусство, их песни, их танцы и их одежды, и простосердечно и искренне – считал их своими братьями; но никогда не гнал их, не стремился денационализировать их (по германскому обычаю!) и не преследовал их. Мало того: нередко он впервые слагал для них буквенные знаки и переводил им на их язык Евангелие (ср., например, труды И.А. Яковлева в деле создания чувашской письменности и одухотворения их языка).
Жизненно-культурное значение русского языка быстро обнаружилось после революции и отделения от России западных окраин. К сожалению, немногие знают, что все железнодорожное сообщение между Эстонией, Латвией, Литвой, Польшей и Бессарабией могло наладиться и происходило до самой второй мировой войны – на русском языке, ибо малые народы взаимно не знали, не признавали и не хотели признавать соседних языков, а по-русски говорили и думали все… Немногие знают также, как судьи прибалтийских государств вплоть до сенаторов, изучившие русское право на русском языке, готовясь к “слушанию” сколько-нибудь сложного дела, обращались к русскому праву и к образцовым произведениям замечательных русских юристов (от Таганцева до Тютрюмова!) – по ним искали права и правды для своих соплеменников и затем подбирали новые слова на своих языках, чтобы передать и закрепить рецепированное русское право.
Что же касается русского искусства, то о его всенародном и мировом значении нет нужды распространяться.
И вот, в силу того, что на протяжении российского пространства и в длительности веков не оказывалось народа, равного по талантливости, по вере и по культуре русскому народу или соперничающего с ним (в языке, в организации, в творческой самобытности, в жизненной энергии и в политической дальновидности), – русский народ оказался естественно ведущим и правящим народом, “культуртрегером”, народом защитником, а не угнетателем. Всякий талант, всякий творческий человек любой нации, врастая в Россию, пролагал себе путь вверх и находил себе государственное и всенародное признание – от евреев Шафирова, Левитана, Антокольского и братьев Рубинштейнов до армян Лорис-Меликова, Делянова и Джаншиева; от немцев барона Дельвига, Гильфердинга и отца Климента Зедерхольма до литовцев Ягужинского, Балтрушайтиса и Чурляниса; от грузина Чавчавадзе до карачайского князя Крым-Шохмалова и до текинца Лавра Корнилова. Кто преследовал в России после замирения – казанских и касимовских татар? Мордву? Зырян? Лопарей? Армян? Черкесов? Туркмен? Имеритин? Узбеков? Таджиков? Сартов? Кого из них не видели стены российских университетов – сдающими экзамены, кому из них мешали по-своему веровать, одеваться, богатеть и блюсти свое обычное право?.. Однажды полный и беспристрастный словарь деятелей русской имперской культуры вскроет это общенациональное братство, это всенациональное сотрудничество российских народов в русской культуре”.
Алла БОРОДИНА
Москва
Комментарии