search
main
0

“История расширяет пределы бытия…”

Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу

Российское общество сегодня переживает период глубоких изменений. Идет обновление общеобразовательной школы, реформируется армия. Поскольку суворовское военное училище имеет прямое отношение и к тому, и к другому, то реформы затрагивают и нас. И очень важно, чтобы в ходе преобразований было сохранено все то лучшее, что мы имели.
Прежде всего не должны быть утрачены традиции исторического образования, которые так созвучны с целями военного учебного заведения. Речь идет об основах формирования личности, обладающей нравственными качествами гражданина и патриота Отечества, защитника Родины. И нет более необходимого и универсального, более благодатного для воспитания предмета, чем история.
Изучается этот предмет в 9-м, 10-м и 11-м классах по двум взаимосвязанным курсам: истории Отечества и всеобщей истории зарубежных стран. Интерес суворовцев к истории не ослабевает. При опросах в числе наиболее любимых предметов суворовцы называют историю.
“Колумб русской истории” (по выражению А.Пушкина) Николай Михайлович Карамзин писал: “История, отверзая гробы, поднимая мертвых, влагая им жизнь в сердце и слово в уста… представляя воображению ряд веков с их отличными страстями, нравами, деяниями, расширяет пределы нашего собственного бытия; ее творческою силою мы живем с людьми всех времен, видим и слышим их, любим и ненавидим; еще не думая о пользе, уже наслаждаемся…”
В содержании курса истории большое место отводится изучению истории войн и военного искусства. Это объясняется тем, что Русское государство складывалось в борьбе с внешними врагами, часто возникала необходимость вооруженной защиты Родины. Знание истории войн и военного искусства – признак высокой культуры офицера, необходимый опыт защитника, так как на долю каждого поколения людей нашей страны, к сожалению, выпадала война. Поэтому суворовцы более глубоко и всесторонне изучают первую мировую, вторую мировую и Великую Отечественную войны, Крымскую войу 1853-1856 гг., Русско-японскую 1904-1905 гг., другие войны прошлых веков и военные конфликты современности. Будущему офицеру необходимо знать причины возникновения войн, их последствия, уметь читать легенду карты, схемы, план сражений, анализировать исторические источники.
Однако без изучения героизма всего народа в период войн и подвигов замечательных полководцев России уроки истории были бы неполными и неодушевленными: А.В.Суворов, М.И.Голенищев-Кутузов, А.А.Брусилов, С.О.Макаров, Г.К.Жуков, К.К.Рокоссовский и другие. Великие имена дают суворовцам пример исполнения долга, высокой дисциплины, чести и честности, отеческого отношения к подчиненным и горячей любви к Родине.

“Тебя, Отечество святое,
Тебя любить, тебе служить –
Вот наше звание прямое!
Мы жизнию своей купить
Твое готовы благоденство,
Погибель за тебя блаженство,
И смерть – бессмертие для нас!
(Анд.Тургенев)

Служба Отечеству, к которой готовятся наши ученики, – поприще святое. Святость проявляется в духовно-нравственных основах личности защитников. Сегодня мы имеем возможность воспитывать суворовцев на примерах истории Святой Руси. Это россыпи проявления любви, заботы о ближнем, нестяжания, веры в бесценность человеческой жизни.
В годы государственного атеизма роль духовного воспитания выполняла светская культура, она и сейчас ее не утратила. Каждая тема завершается изучением вопросов культуры: религии, народного образования, музыки, изобразительного искусства, литературы.
Конечно, не только уроки по военной истории и культуре ценны для воспитания граждан Российского государства. История экономики и социального развития страны вызывает не меньший интерес.
Десятки лет по крупицам преподаватели истории нашего училища собирают бесценный материал по предмету, по методике. Основы этой работы были заложены старшими преподавателями майором С.Лапшиным, майором Н.Литвиненко, заслуженными учителями В.Будановым и И.Яровой. Они передали свой опыт следующему поколению преподавателей.
Эти уроки едва ли не более других способствуют воспитанию любви к Отечеству у будущих российских офицеров. Ведь история по своему содержанию более других наук “принимает в себя современные идеи”. Мы не можем смотреть на прошедшее иначе, как с точки зрения настоящего. В судьбе отцов мы ищем объяснения собственной.

Елена АФРОСЬКИНА,
преподаватель истории

Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте