В наш детский сад родители с удовольствием ведут своих детей. На вопрос, почему именно к нам, отвечают: «Детям здесь хорошо», «Очень уютный, чистый, красивый детский сад», «Слышали от других родителей и видели сами, какая интересная работа проводится с детьми», «Здесь работают настоящие педагоги, мастера своего дела», «Сами ходили в этот сад, теперь водим своих детей». Эти высказывания дорогого стоят. Нас знают, о нас говорят, к нам хотят попасть. Значит, наш педагогический труд высоко оценивается теми, для кого мы работаем: родителями и детьми. Поэтому мы всегда говорим: «Добро пожаловать, дорогие друзья! Двери нашего дома, как и наши сердца, всегда открыты для всех, с добром входящих».
У каждого дошкольного учреждения своя история, своя биография. Наш детский сад не исключение. Первых воспитанников ясли-сад №1487 принял в марте 1985 года. В 1988 году были открыты две логопедические группы, а в 1995 году детский сад стал учреждением компенсирующего вида. В настоящее время есть группа для детей раннего возраста с задержкой речевого развития и восемь групп для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Педагогический коллектив активно внедряет новые формы дошкольного образования, организуя работу с детьми от 1,5 до 7 лет, не посещающими детские сады. Для обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказания психолого-педагогической помощи родителям и детям в 2006-2007 учебном году на базе нашего детского сада был открыт консультативный пункт. С октября 2007 года начал свою работу Центр игровой поддержки ребенка, главная цель которого – подготовка детей раннего возраста к поступлению в дошкольное учреждение.
Со дня основания детским садом руководит заслуженный учитель РФ, отличник просвещения РФ, лауреат премии мэрии Москвы Ольга Геннадьевна Ширванова. В дошкольном учреждении сложился творческий, работоспособный коллектив: учителя-логопеды, воспитатели, музыкальные руководители, воспитатель и инструктор по физической культуре, педагог-психолог и высококвалифицированные медицинские работники. 52% педагогов имеют высшее педагогическое образование, 48% – среднее специальное, причем 12% из них в настоящее время обучаются в педагогических институтах. 74% педагогов имеют высшую и первую квалификационную категорию, восемь педагогов имеют нагрудный знак «Почетный работник общего и среднего образования». Более половины сотрудников работают в дошкольном учреждении свыше 20 лет.
Мы много внимания уделяем охране жизни и укреплению здоровья детей, медико-психолого-педагогической реабилитации детей с использованием немедикаментозных методов оздоровления. Мониторинг состояния здоровья детей, анализ социального запроса и пожеланий родителей подтверждают актуальность и значимость данного вопроса.
Всю нашу работу мы ведем в тесном контакте с кафедрой поликлинической педиатрии Российской медицинской академии последипломного образования, которую возглавляет доктор медицинских наук, заслуженный деятель науки РФ, профессор В.Доскин. Необходимость в тесном сотрудничестве педагогов и педиатров обусловлена тем, что в последние годы прослеживается тенденция ухудшения состояния здоровья детей, увеличивается число детей «группы риска» с пограничными отклонениями в состоянии здоровья и развития, в том числе страдающих повторными респираторными инфекциями, перенесших перинатальное поражение центральной нервной системы, имеющих отклонение в физическом, нервно-психическом, речевом развитии, поведенческие нарушения. Отсутствие адекватных своевременных комплексных медико-психолого-педагогических, оздоровительно-реабилитационных мероприятий приводит к формированию у таких детей хронических заболеваний; неготовности к поступлению в школу, психоневрологическим нарушениям.
Сегодня детский сад №1487 – городская экспериментальная площадка «Комплексные технологии медико-психолого-педагогической реабилитации детей с пограничными отклонениями в состоянии здоровья, развития и поведения в условиях дошкольного учреждения компенсирующего вида» (научные руководители – профессор кафедры поликлинической педиатрии РМАПО, доктор медицинских наук З.Макарова и доцент этой кафедры, кандидат педагогических наук К.Печора).
Методологическая основа реабилитации детей с отклонениями в состоянии здоровья и развитии, внедряемая в работу нашего дошкольного учреждения, – система комплексной, адекватной, непрерывной медико-психолого-педагогической реабилитации, разработанная профессором Макаровой. Для ее реализации в нашем детском саду созданы все условия: есть спортивный и музыкальный залы, бассейн, сауна, зал для проведения ЛФК и логоритмики, физиокабинет, процедурный и прививочный кабинеты, кабинет массажа с гидромассажной установкой, кабинеты арома- и фитотерапии, галоингаляционной терапии, галокамера; кабинет психологической коррекции и сенсомоторная комната, логопедические кабинеты.
Основные принципы оздоровления и реабилитации детей в нашем детском саду таковы:
комплексность в использовании медицинских и психолого-педагогических технологий;
приоритетность немедикаментозных методов оздоровления;
индивидуальный подход к назначению всех оздоровительно-реабилитационных мероприятий;
непрерывность и достаточная продолжительность реабилитационных воздействий.
Коллектив детского сада совместно с сотрудниками кафедры поликлинической педиатрии РМАПО более 10 лет внедряет в практику своей работы здоровьесберегающие технологии, сегодня уже разработаны системы мониторинга состояния здоровья и реабилитации детей в детских образовательных учреждения и взаимодействия специалистов, воспитателей детского сада в процессе реализации основных направлений коррекционной работы. В нашем дошкольном учреждении наряду с использованием комплекса здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе реализуется и специальная система оздоровления детей, мы составляем индивидуальные реабилитационные программы.
Все оздоровительно-реабилитационные мероприятия в нашем учреждении делятся на две большие группы: общие и специальные.
Общие оздоровительные мероприятия:
строгое соблюдение режима дня и санитарно-гигиенических требований;
контроль за питанием и физическим воспитанием детей с дозированием физических нагрузок и исключением пищевых аллергенов;
индивидуальный подход к проведению профилактических прививок;
посещение детьми бассейна, сауны в течение года;
оксигенотерапия (кислородный коктейль) три раза в год;
общий оздоровительный массаж курсами два раза в год;
витаминотерапия;
сезонная профилактика ОРВИ и гриппа с использованием фитоадаптогенов, орошений, полосканий зева настоями трав, точечного массажа, ароматерапии помещений (три раза в год);
восстановительное лечение в период выздоровления после острых заболеваний;
комплексные оздоровительные мероприятия в период адаптации с проведением расслабляющего массажа, музыкотерапии, психологической разгрузки;
комплексная медико-психоло-педагогическая подготовка детей к поступлению в школу.
Специальные оздоровительно-реабилитационные мероприятия:
противорецидивное лечение детей с заболеваниями ЛОР-органов, часто болеющих (два раза в год);
фитотерапия с использованием фиточаев для детей с различными видами патологий, а также местно в виде орошений, полосканий, ингаляций, промываний, смазываний;
индивидуальные сеансы ароматерапии;
галоингаляционная терапия;
галотерапия;
аэроионотерапия;
массаж в зависимости от вида патологий;
лечебная физкультура;
логоритмика;
логопедические занятия;
коррекционно-развивающие занятия.
Использование системы комплексной медико-психолого-педагогической реабилитации и оздоровления детей позволило добиться значительных положительных результатов по улучшению состояния здоровья и развития детей, повышению их адаптационных возможностей, снижению заболеваемости:
уменьшение числа детей с III-IV группами здоровья в 1,5 раза;
уменьшение числа детей с замедленным темпом физического развития в 2,5 раза, в том числе с небольшой длиной тела – в 7,5 раза;
сокращение числа дней, пропущенных одним ребенком по болезни, в группе раннего возраста в 1,8 раза; а в группах дошкольного возраста – в 2,2 раза;
уменьшение числа детей, часто болеющих вирусно-бактериальными инфекциями, в 1,7 раза;
уменьшение числа детей с неврологическими нарушениями в 2,9 раза;
сокращение числа детей с тяжелым течением адаптации в 2,5 раза.
Наш коллектив не останавливается на достигнутом, мы ищем новые формы, методы, подходы, стремимся решать все более сложные и актуальные проблемы.
Раиса ГУБАНОВА, отличник народного просвещения, старший воспитатель детского сада компенсирующего вида №1487
Комментарии